Проблема общения у дошкольников
Автор: Диденко Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 18.11.2017
Статья просмотрена: 5455 раз
Библиографическое описание:
Диденко, И. В. Проблема общения у дошкольников / И. В. Диденко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13310/ (дата обращения: 15.11.2024).
Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В тоже время существуют проблемы современного образования. Все знают, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются особенности личности и определяется качество его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.
Обратим внимание на общение ребенка. В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. преобразования, происходящие в российском образовании, требуют изменений в процессе воспитания, активизируют поиск новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих развитию детей. общение — это умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.
Дошкольный возраст — главный период в воспитании ребенка. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Но в это же время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения. Потребность в общении становится основной потребностью ребенка. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника.
К проблеме детского межличностного отношения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, А. П. Усова, А. С. Спиваковская, В. С. Мухина, Н. Я. Михайленко, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И. И. Томпсон, Д. Е. Мэй и др.
Центром внимания становятся исследования внутренних конфликтов, приводящих к изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы. Поэтому своевременная диагностика детских взаимоотношений становится актуальной на современном этапе развития детского коллектива.
Но полноценное общение не может быть без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства, например, в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. В основном это случается потому что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.
Условия жизни в период дошкольного детства расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир отношений, разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — как самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. В игре дети учатся общению друг с другом. Ролевая игра появляется в дошкольном возрасте. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, исполняющий определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Образный план игры важен, без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани действительности.
Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвращается к тому первообразцу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его. Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр. Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем и замещать необходимые для игры предметы. Поэтому ролевая игра— это как своеобразный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в область фантазии и наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни. Мотивом является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые отношения — это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Игра — одно из средств сплочения детского коллектива. Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом.
Любая игра подчиняется правилам — поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил.
Игровая деятельность влияет на формирование психических процессов. Так как, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится пользоваться предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин).
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Помимо этого, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, это способствует развитию мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает понимать в условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.
Часто игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.
На что нужно обратить внимание современному педагогу?
Во-первых, на то, что игра — любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
Во-вторых, на то, что иными стали любимые роли и сюжеты. Отсюда следует что игровую культуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.
Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности, умению общаться. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми.
Участие в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения и общения. Девочку, молча кормящую куклу, воспитатель побуждает к высказываниям вопросами: «Это твоя дочка? Как ее зовут? Она любит кашу?" и т. д.
Общение при этом как бы вплетается в новую для ребенка предметную деятельность. Непосредственный контакт между ребенком и взрослым осуществляется посредством предмета и действиями с ним. Все это выражается в предметная деятельность, подготовке к овладению речью и начало первого этапа становления активной речи ребенка.
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Недаром игру называют «ведущей деятельностью ребенка» — именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.
Существует несколько стадий игры:
Первая — это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т. д.
Вторая — игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.
И, наконец, третья стадия — игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.
Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Как приучить их к играм традиционным?
Во-первых, начать играть с ребенком самим.
Во-вторых, придумать или пригласить посредника — куклу, другого ребенка, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не «забил» вашего малыша.
В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии — пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему придумать сюжет игры самому.
Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок — для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их.
Выводы
- Воспитателям необходимо не занимать время, отведенное для игры, другими видами деятельности.
- Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте.
- Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
- В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка и учит его общаться со сверстниками.
- Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей и их общению во время игры.
- Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей, умению общаться.
Заключение
Дошкольное детство — период познания человеческих отношений. Ребенок проживает их в сюжетно-ролевой игре, которая является для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Игра — самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Общение посредством сюжетно ролевой игры ведет к развитию самопознания. Овладению правилами и нормами взаимоотношений. Формированию избирательных взаимоотношений, готовности к школе.
Игра — одно из сложных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет. Именно в игре создается что то новое. Это относится и к играм детей. Одна из главных детских потребностей — это общение. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается. Играйте вместе с детьми — это так увлекательно и полезно.
Воспитатель — это не только профессия, суть которой дать знания. Это — высокая миссия, предназначение которой — сотворение Личности, утверждение человека в человеке! Воспитатель — раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция, помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Таким образом, личность воспитателя должна отличаться завидной безупречностью.
Литература:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. № 6.
- Краснощекова Н. В. Редактор: Морозова О».Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Школа развития, Издательство: Феникс, 2010 г.
- Игры с детьми 3–4 лет
- http://www.maaam.ru