Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования
Автор: Ибрагимова Эльза Ильхамовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 20.11.2017
Статья просмотрена: 2414 раз
Библиографическое описание:
Ибрагимова, Э. И. Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования / Э. И. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13328/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: коммуникативная деятельность, профессиональная компетентность педагога, коммуникативная компетентность
Система образования в нашей стране — это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны.
Учитель является катализатором развития культуры общества и культуры коммуникативной деятельности людей, общества, является ведущей силой формирования основного гуманитарного, духовно-этического качества культуры, ее гуманистической направленности.
Профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей.
Выделяют следующие основные критерии и показатели сформированности педагогической культуры:ценностное отношение к педагогической деятельности, технолого-педагогическая готовность, творческая активность личности преподавателя, степень развития педагогического мышления, стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию.
Педагогическая культура — часть общечеловеческой культуры и часть национальной культуры; интегральное качество личности педагога, показатель его профессиональной компетентности и условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, и профессионального самосовершенствования; требования, предъявляемые социумом к деятельности по обучению и воспитанию.
В состав компонентов педагогической культуры входят педагогические знания и мышление, а также профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей, основными процессами которой являются:
– коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией)
– интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении)
– перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию).
Выделяют 2 типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный, которые различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами [1].
И. А. Зимняя выделяет, в свою очередь, внутреннюю, психологическую характеристику коммуникативной деятельности, которая проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражение индивидуально-личностных особенностей общающихся [2].
В образовательном процессе коммуникативная деятельность направлена на осуществление взаимодействия между учителем и учениками. Другими словами, целью коммуникативной деятельности является установление позитивных, педагогически целесообразных взаимоотношений с учениками, организация их взаимодействия с учебной информацией, педагогами, родителями, и развитие общечеловеческих, гуманистических идеалов, ценностей и потребностей личности.
В процессе коммуникативной деятельности, педагог мобилизует все свои коммуникативные способности и качества, профессионально значимые и коммуникативные знания, умения и навыки. Все это характеризует его коммуникативную культуру.
Таким образом, коммуникативная деятельность — это основополагающий компонент педагогической действительности, и коммуникативная культура учителя в значительной мере определяет качество подготовки современного педагога.
В свою очередь, коммуникативная культура представляет собой особую форму социальной культуры, так как охватывает все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей.
Нужно отметить, что коммуникативная деятельность — многоплановый процесс и результат установления и развития контактов и взаимодействия между субъектами, порождаемый потребностями образовательной деятельности и включающий в себя взаимовосприятие, взаимоотношения, живой обмен информацией, выработку единой стратегии общения.
Ведущей идеей модернизации профессиональной подготовки педагогов выступает компетентностный подход, с позиций которого процесс профессиональной подготовки может быть определен как комплексная деятельность, направленная на формирование у будущих педагогов ряда компетенций, образующих в совокупности профессиональную компетентность. Проблемам исследования профессиональной компетентности педагога посвящены работы Е. С. Заир-Бек, Н. В. Кузьминой, А. П. Тряпицыной, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина.
Но в настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия — «педагогическая профессиональная компетентность».
Профессиональная компетентность педагога это — «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [3]..
Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности. Важной частью профессионализма педагога является его компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность). Что такое коммуникативная компетентность?
А. К. Маркова указывает, что в настоящее время компетентность чаще определяют, как сочетание психологических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Б. Н. Габричидзе и В. М. Коланда считают, что термин «компетентность» означает не только знание каких-либо вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать, решать, уполномоченность ведать определенными делами (отсюда термины «компетентные органы», «компетентные должностные лица» и т. д.)
Суханова К. Ю. в своей статье рассматривает коммуникативную компетентность как способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде.
Маркова А. К. предлагает свою трактовку данного понятия «это владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной социальной ответственности за результаты своей деятельности» [4].
Селевко считает, что умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться является коммуникативной компетентностью.
Головко Е. А в своей диссертации уточняет, что коммуникативная компетентность — «способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов»
Коммуникативная компетентность, по мнению З. С. Смелковой — это способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения.
О. М. Казарцева считает, что коммуникативная компетентность — это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания.
Компетенция выступает новым типом целеполагания, то есть переход от академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности обучающихся.
Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурный, гуманитарный компонент. В структуре профессиональной компетентности выделяются ее виды, которые отражают саму деятельность, и те, которые отражают саму деятельность — перечень знаний, умений, навыков, выраженных в профессиональных действиях, операциях, функциях. Главным, узловым моментом, характеризующим профессиональную компетентность в целом, является глубокая содержательная связь этих названных двух видов компетентности.
Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п.
Таким образом, в данной статье нами была предпринята попытка рассмотреть проблему коммуникации в образовании с различных точек зрения, которые отражают смысловые и функциональные аспекты этого понятия.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002. — 480 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2003. — 367 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, профессиональная компетентность педагогаПохожие статьи
Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя
Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.
Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.
Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе
В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.
Компетентностный подход в образовании
Профессиональная компетентность на сегодняшний день выступает в качестве неотъемлемого элемента компетентностного подхода к образованию. Она основывается на таком понятии, как «деятельность» и приводит к созданию у обучающихся определенного перечня к...
Похожие статьи
Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя
Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.
Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.
Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе
В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.
Компетентностный подход в образовании
Профессиональная компетентность на сегодняшний день выступает в качестве неотъемлемого элемента компетентностного подхода к образованию. Она основывается на таком понятии, как «деятельность» и приводит к созданию у обучающихся определенного перечня к...