Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 20.11.2017

Статья просмотрена: 2391 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Э. И. Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования / Э. И. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13328/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: коммуникативная деятельность, профессиональная компетентность педагога, коммуникативная компетентность

Система образования в нашей стране — это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны.

Учитель является катализатором развития культуры общества и культуры коммуникативной деятельности людей, общества, является ведущей силой формирования основного гуманитарного, духовно-этического качества культуры, ее гуманистической направленности.

Профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей.

Выделяют следующие основные критерии и показатели сформированности педагогической культуры:ценностное отношение к педагогической деятельности, технолого-педагогическая готовность, творческая активность личности преподавателя, степень развития педагогического мышления, стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию.

Педагогическая культура — часть общечеловеческой культуры и часть национальной культуры; интегральное качество личности педагога, показатель его профессиональной компетентности и условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, и профессионального самосовершенствования; требования, предъявляемые социумом к деятельности по обучению и воспитанию.

В состав компонентов педагогической культуры входят педагогические знания и мышление, а также профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей, основными процессами которой являются:

– коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией)

– интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении)

– перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию).

Выделяют 2 типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный, которые различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами [1].

И. А. Зимняя выделяет, в свою очередь, внутреннюю, психологическую характеристику коммуникативной деятельности, которая проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражение индивидуально-личностных особенностей общающихся [2].

В образовательном процессе коммуникативная деятельность направлена на осуществление взаимодействия между учителем и учениками. Другими словами, целью коммуникативной деятельности является установление позитивных, педагогически целесообразных взаимоотношений с учениками, организация их взаимодействия с учебной информацией, педагогами, родителями, и развитие общечеловеческих, гуманистических идеалов, ценностей и потребностей личности.

В процессе коммуникативной деятельности, педагог мобилизует все свои коммуникативные способности и качества, профессионально значимые и коммуникативные знания, умения и навыки. Все это характеризует его коммуникативную культуру.

Таким образом, коммуникативная деятельность — это основополагающий компонент педагогической действительности, и коммуникативная культура учителя в значительной мере определяет качество подготовки современного педагога.

В свою очередь, коммуникативная культура представляет собой особую форму социальной культуры, так как охватывает все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей.

Нужно отметить, что коммуникативная деятельность — многоплановый процесс и результат установления и развития контактов и взаимодействия между субъектами, порождаемый потребностями образовательной деятельности и включающий в себя взаимовосприятие, взаимоотношения, живой обмен информацией, выработку единой стратегии общения.

Ведущей идеей модернизации профессиональной подготовки педагогов выступает компетентностный подход, с позиций которого процесс профессиональной подготовки может быть определен как комплексная деятельность, направленная на формирование у будущих педагогов ряда компетенций, образующих в совокупности профессиональную компетентность. Проблемам исследования профессиональной компетентности педагога посвящены работы Е. С. Заир-Бек, Н. В. Кузьминой, А. П. Тряпицыной, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина.

Но в настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия — «педагогическая профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность педагога это — «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [3]..

Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности. Важной частью профессионализма педагога является его компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность). Что такое коммуникативная компетентность?

А. К. Маркова указывает, что в настоящее время компетентность чаще определяют, как сочетание психологических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Б. Н. Габричидзе и В. М. Коланда считают, что термин «компетентность» означает не только знание каких-либо вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать, решать, уполномоченность ведать определенными делами (отсюда термины «компетентные органы», «компетентные должностные лица» и т. д.)

Суханова К. Ю. в своей статье рассматривает коммуникативную компетентность как способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде.

Маркова А. К. предлагает свою трактовку данного понятия «это владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной социальной ответственности за результаты своей деятельности» [4].

Селевко считает, что умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться является коммуникативной компетентностью.

Головко Е. А в своей диссертации уточняет, что коммуникативная компетентность — «способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов»

Коммуникативная компетентность, по мнению З. С. Смелковой — это способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения.

О. М. Казарцева считает, что коммуникативная компетентность — это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания.

Компетенция выступает новым типом целеполагания, то есть переход от академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности обучающихся.

Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.

В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурный, гуманитарный компонент. В структуре профессиональной компетентности выделяются ее виды, которые отражают саму деятельность, и те, которые отражают саму деятельность — перечень знаний, умений, навыков, выраженных в профессиональных действиях, операциях, функциях. Главным, узловым моментом, характеризующим профессиональную компетентность в целом, является глубокая содержательная связь этих названных двух видов компетентности.

Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п.

Таким образом, в данной статье нами была предпринята попытка рассмотреть проблему коммуникации в образовании с различных точек зрения, которые отражают смысловые и функциональные аспекты этого понятия.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002. — 480 с.
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2003. — 367 с.
  4. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная деятельность, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагога, способность человека, умение, коммуникативная культура, общекультурная компетентность, педагогическая культура.

Ключевые слова

коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, профессиональная компетентность педагога

Похожие статьи

Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя

Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.

Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Динамика коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Компетентностный подход в образовании

Профессиональная компетентность на сегодняшний день выступает в качестве неотъемлемого элемента компетентностного подхода к образованию. Она основывается на таком понятии, как «деятельность» и приводит к созданию у обучающихся определенного перечня к...

Похожие статьи

Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя

Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.

Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Динамика коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Компетентностный подход в образовании

Профессиональная компетентность на сегодняшний день выступает в качестве неотъемлемого элемента компетентностного подхода к образованию. Она основывается на таком понятии, как «деятельность» и приводит к созданию у обучающихся определенного перечня к...