Особенности договора аренды, заключенного с бюджетной образовательной организацией | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крапивенцев, А. А. Особенности договора аренды, заключенного с бюджетной образовательной организацией / А. А. Крапивенцев, Д. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13329/ (дата обращения: 19.12.2024).



На сегодняшний день вопрос аренды помещений является весьма актуальным, поскольку количество юридических лиц, ведущих разнообразную хозяйственную деятельность, увеличивается с каждым днем. При этом в поле зрения арендаторов попадают помещения, принадлежащие муниципальным и государственным образовательным организациям, особенный интерес здесь вызывают организации среднего и высшего профессионального образования, помещения которых являются пригодными для ведения хозяйственной деятельности. Образовательные организации имеют право заключить договор аренды, но такая сделка будет иметь определенные особенности.

Рассматривая вопрос нормативно-правового регулирования заключения договора аренды с участием образовательной организации, отметим, что в Федеральном законе № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержится норм, прямо указывающих на возможность образовательной организации заключать договоры аренды. Данный вопрос регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, в котором рассматриваются общие вопросы аренды. Более подробно вопросы заключения договора аренды с образовательной организацией рассмотрены в Постановлении Правительства РФ т 12 августа 2011 г. N 677 «Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений».

На сегодняшний день государственные и муниципальные образовательные организации представлены тремя типами: бюджетные, казенные, автономные. В данной статье речь пойдет о бюджетных образовательных организациях, деятельность которых регулируется Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, а также Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Имущество учреждения, которым наделяет его собственник (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование), закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления [3]. В соответствии с нормами ст. 296 Гражданского кодекса РФ, право оперативного управления предполагает, что учреждение может распоряжаться имуществом только с согласия собственника данного имущества [1].

На основании п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным за счет средств учредителя, выделенных на его приобретение [3].

В этом заключается одна из важнейших особенностей заключения договора аренды с бюджетной образовательной организацией: директор не может заключать договор аренды без ведома собственника имущества, в данном случае — государства или муниципального образования. Рассмотрим на примере. Администрация машиностроительного колледжа г. Екатеринбурга приняла решение сдавать в аренду третий этаж закрепленного за ними пятиэтажного здания. По договору аренды коммерческая фирма должна была принимать учащихся на производственную практику.

С одной стороны, в данном случае администрация колледжа преследовала «благие намерения»: обеспечить прохождение практики студентами в коммерческой организации, при этом не выходя из здания колледжа. Однако, поскольку администрация приняла данное решение самостоятельно, не сообщив при этом собственнику (муниципальному образованию), договор должен быть расторгнут, поскольку заключен с грубым нарушением.

Еще одной важной особенностью заключения договора аренды с бюджетными образовательными организациями является то, что договор заключается без проведения конкурса и аукциона в случае, если он заключается с созданными образовательной организацией хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы [4, ст.1]. При этом отметим, что после рассмотрения заявки хозяйственного общества администрацией образовательной организации, учредителю данной организации должно быть направлено обращение о согласовании передачи имущества в аренду. Данная норма установлена ст. 6 Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. N 677).

Если учредителем по результатам рассмотрения обращения принято решение о возможности передачи имущества в аренду хозяйственному обществу, учредитель обязан в течение 10 рабочих дней в письменной форме уведомить учреждение о направлении его обращения на согласование в следующие органы по управлению имуществом:

а) в отношении федерального имущества — в федеральный орган исполнительной власти, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

б) в отношении государственного имущества субъектов Российской Федерации — в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени субъекта Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

в) в отношении муниципального имущества — в уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени муниципального образования осуществляет права собственника имущества [4, ст.9].

Следует заметить, что образовательная организация может заключить договор аренды без проведения конкурсов и аукционов также в случаях:

‒ заключения договора аренды с медицинскими учреждениями для охраны здоровья обучающихся и работников;

‒ заключения договора аренды с организациями общественного питания для создания условий для питания обучающихся и работников;

‒ заключения договора аренды с физкультурно-спортивными организациями [2].

Помимо вышеперечисленных требований в законодательстве о процедуре заключения договора аренды имущества образовательными организациями, в случае если имущество формируется из социальной инфраструктуры для детей, необходимо получить заключение об оценке последствий сдачи его в аренду.

Так согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»6, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий [3].

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты заключения договор аренды с образовательными организациями, мы пришли к следующим выводам. Заключение договора аренды с образовательными учреждениями имеет ряд особенностей и ограничений. Одной из важнейших особенностей является то, что администрация образовательной организации не в праве заключить договор, не уведомив об этом собственника имущества (государство, субъект или муниципальное образование).

Заключение договора аренды с образовательной организацией имеет также определенные ограничения: договор заключается без проведения конкурсов и аукционов только с хозяйственными обществами, созданными образовательной организацией либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции», а именно: заключения договора аренды с медицинскими учреждениями, учреждениями общественного питания, физкультурно-оздоровительными учреждениями (для обеспечения условий учащимся и работником).

Помимо этого, перед заключением договора аренды в образовательной организации должна быть проведена экспертиза, цель которой — выявить, не ухудшит ли заключение договора условия обучения учеников.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. См. п.3.2. ст. 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  3. Трачук О. В. «Особенности правового регулирования договора аренды с участием образовательных организаций» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — № 4, Т.1. — 2016
  4. Правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. N 677).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, заключение договора аренды, Российская Федерация, договор аренды, муниципальное образование, собственник имущества, муниципальное имущество, учреждение, бюджетное учреждение, общественное питание.

Похожие статьи

Особенности заключения трудового договора на конкурсной основе

Особенности реализации правомочий арендатора земельного участка

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Особенности профессиональной компетентности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного образовательного учреждения

Особенности учета поступления недвижимого имущества

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Похожие статьи

Особенности заключения трудового договора на конкурсной основе

Особенности реализации правомочий арендатора земельного участка

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Особенности профессиональной компетентности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного образовательного учреждения

Особенности учета поступления недвижимого имущества

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»