Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника / И. В. Мирошниченко, Л. Р. Шапирова, Е. В. Гусева [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13330/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка — дошкольника.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, формы и методы работы, развитие эмоциональной сферы дошкольника

Именно с дошкольного возраста идет активное формирование эмоционального развития. Исследователи выделяют основные новообразования дошкольного возраста: формирование устойчивой системы ценностных эмоциональных отношений в соответствии с различной значимостью для ребенка объектов окружающего мира; способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку; формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания. [4,с.7]

П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др., выделяют следующие психологические механизмы, которые лежат в основе формирования эмоций: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредствование, эмоциональное обусловливание. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обусловливание. Особую роль при эмоциональном обусловливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта, это игра и восприятие произведений искусства (музыки, литературы, театра и др.) [4, с.9]

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). При этом, это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. [5, с.22]

Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Наконец, театрализованная игра, является средством самовыражения и самореализации ребенка. Кроме того, специальные театрализованные игры развивают творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности, Они помогают формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять знакомый репертуар для игровой ситуации и в повседневной жизни. [2, с. 24].

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. [3, с.11]

Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем. [3, с.12]

Благодаря театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения [1] А так же позволяет ребенку решать многие проблемные: помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Именно поэтому, в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности. [4, с.9]

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. [1]

Использование театрализованной деятельности в целях формирования эмоциональной сферы ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: единства социально-эмоционального и когнитивного развития; насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей) [1].

При проведении театрализованной игры педагог должен учитывать, что выявление прежнего эмоционального опыта ребенка и формирование нового идут параллельно, иногда даже слитно; второй (наиболее важный для воспитания) невозможен без первого, а первый без второго - бесполезен. Дело в том, что процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребенка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями [1].

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы ребенка, но и способствует становлению его личности, посколько участие в этой деятельности создает оптимальные условия и возможности для социальной адаптации дошкольников, а также приобщения их к художественной культуре. [4,с.14] Исскуство, являясь важнымфактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную функции. [4,с. 13]

Все вида исскуства, с которыми ребенок соприкасается в дошкольном возрасте, положительно влияют на адекватностьего поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье. [4,с. 14]. Театрально-игровая деятельность позволяет расширить зону ближайшего личностного развития ребенка, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отсутствий в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также компенсацию негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. [4, c.19]

Литература:

  1. Асфандиярова, С. Г. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной игре. Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация [Электронный ресурс].- Режим доступа URL:http://open-lesson.nen/19/
  2. Акулова, О. А. Театральные игры / О. А. Акулова// Дошкольное воспитание.- 2005.-№ 4.-с.24–32.
  3. Артемова, Л. В. Театральные игрв дошкольников: книга для воспитателя детского сада/ Л. В. Артемова.- М.: Просвещение,1991.-127с.
  4. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6–7 лет:программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия/ авт.-сост. Д. Г. Кайль.- Волгоград: Учитель, 2015.- 131с.
  5. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада/ под ред.А. Д. Кошелевой// М.: Просвещение, 1985.-175с. [Электронный ресурс].- Режим доступа URL:http://www.studmed.ru/kosheleva-ad-red-emocionalnoe-razvitiedoshkolnika-posobie-dlya-vospitateley-det-sada_3db20dd9ef9.html
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, игра, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, внешнее выражение, настроение героев.

Ключевые слова

театрализованная деятельность, формы и методы работы, развитие эмоциональной сферы дошкольника

Похожие статьи

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет

В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие тв...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника

В статье рассматривается роль театрализованной деятельности как средство непосредственного развития детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет

В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие тв...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника

В статье рассматривается роль театрализованной деятельности как средство непосредственного развития детей дошкольного возраста.