Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Автор: Васютина Ирина Валериевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.11.2017
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Васютина, И. В. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи / И. В. Васютина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13333/ (дата обращения: 15.11.2024).
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Ключевые слова: культура здоровья, семья, физкультурно-оздоровительной деятельность, инициатива, физическое развитие, взаимодействие педагогического коллектива и семьи
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономического развития страны.
Важность работы по сохранению здоровья детей отражена во многих документах международного и отечественного уровня. Статья 6 Конвенции о правах ребенка указывает, что каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Концепция дошкольного воспитания также привлекает внимание к проблемам охраны здоровья ребенка: «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии». Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» содержит раздел «Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков».
Вопросом здоровья детей занимались и занимаются многие ученые в различных областях знаний: Н. А. Берштейн, А. А. Ухтомский (физиология), А. В. Запорожец, В. П. Зинченко В. Т. Кудрявцев (психология), Л. Н. Волошина (педагогика), Э. В. Ильенков (философия), Ю. Ф. Змановский (педиатрия и педагогика) и др. [7, с. 226].
Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие — это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования один из принципов предполагает осуществление партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане [4, с 112].
Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья является основной, решающей ступенью в формировании личности.
Следует отметить, что интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности не всегда приобретает у детей дошкольного возраста форму сознательного, активного, внутреннего познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации образовательной программы.
Основным условием эффективного взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является осуществление дифференцированного подхода к родителям в процессе воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста. Педагог в процессе взаимодействия с родителями учитывает особенности различных типов семей [2. с. 6].
Следует отметить, что современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.
В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога — содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности. Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов [10. с. 206].
Основная цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями можно развивать и использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы — устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. [3. с. 46].
Планируя ту или иную форму работы, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого надо выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность и интерактивность.
Например, можно использовать инновационные формы работы с родителями:
1. Информационно-аналитические формы работы с родителями
‒ анкетирование;
‒ опрос;
‒ «почтовый ящик».
2. Наглядно-информационные формы работы с родителями
‒ родительские клубы;
‒ мини-библиотека;
‒ информационные стенды «Культура здоровья»;
‒ выпуск газеты «Наше здоровье».
3. Познавательные формы работы с родителями
‒ родительские гостиные;
‒ нетрадиционные родительские собрания;
‒ устные журналы.
4. Досуговые формы работы с родителями
‒ спортивные праздники;
‒ совместные спортивно-оздоровительные досуги;
‒ участие родителей в спортивных соревнованиях, физкультурно-оздоровительных праздниках.
Основными формами совместной работы педагога и семьи по вопросам воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по физическому развитию для родителей; групповые и индивидуальные консультации; беседы; специализированная рубрика на страничке сайта и т. п.
Систематическое общение с родителями дает возможность педагогу дополнить сведения о ребенке, найти объективные причины определенных трудностей в его физическом развитии.
Таким образом, в настоящее время актуальными задачами являются индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи. Данные задачи можно решить путем вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, отбирая содержание, используя разнообразные формы и методы работы с родителями. Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является использование инновационных форм взаимодействия педагогов с родителями в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, и оно зависит от фундамента жизнедеятельности, который формируется в дошкольном детстве.
Литература:
- Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. — 304 с.
- Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. — 2002. — № 4. — С. 66.
- Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 46–51.
- Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.
- Васюкова Н. Е. Реализация интеграционных принципов в практике современного дошкольного образования // Нижегородское образование. — 2011. — № 2. — С. 86–91.
- Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 11. — С. 2–7.
- Витвицкая Л. А. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса: учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2009. — 226 с.
- Волосникова Т. В., Филиппова С. О. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой. — М.: Академия, 2007. — С. 28–47.
- Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2002. — 110 с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.
Ключевые слова
физическое развитие, семья, культура здоровья, инициатива, физкультурно-оздоровительной деятельность, взаимодействие педагогического коллектива и семьиПохожие статьи
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...
Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...
Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...
Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...
Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника
В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...
Похожие статьи
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...
Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...
Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...
Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...
Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника
В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...