Проект «Дружбой славимся. Ярмарка»
Авторы: Аверина Надежда Леонидовна, Искаева Анастасия Игоревна, Решетова Наталья Геннадьевна, Шестакова Татьяна Викторовна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.11.2017
Статья просмотрена: 203 раза
Библиографическое описание:
Аверина, Н. Л. Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» / Н. Л. Аверина, А. И. Искаева, Н. Г. Решетова, Т. В. Шестакова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13338/ (дата обращения: 15.11.2024).
Тип проекта: творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель -май)
Предмет исследования: традиции русского народа
Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций и культуры русского народа через доступную их возрасту форму народного праздника — ярмарку,
Задачи:
Образовательные:
– знакомить детей с устным народным творчеством — пословицами, поговорками, прибаутками, закличками;
– учить детей драматизации русских народных произведений; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора;
– знакомить детей с декоративно-прокладным творчеством русского народа;
– учить составлять узоры по мотивам гжельской, хохломской, дымковской росписи и русской матрешки;
– учить детей русским народным песням и танцам.
Развивающие: способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре, истории и жизни русского народа, создать условия для ознакомления детей и родителей с историей русского народа, формирования нравственных ценностей и духовных традиций; обобщить представление о ярмарке, развивать творческие способности детей в процессе реализации проекта;
Воспитывающие: воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям русского народа, воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и ШРР «Малышок».
Участники проекта: дети 4–5 лет ШРР «Малышок», их родители, педагоги.
Образовательная область: познавательно — творческая.
Предполагаемый результат. Входе реализации проекта учащиеся приобретут качественные знания о культуре русского народа. Будет реализована исследовательская деятельность детей и взрослых — познание, истории, культуры и традиций русского народа. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народным промыслам и декоративно — прикладному искусству у детей должно появиться желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно должны уметь различать стили известных видов декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно — прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Словарный запас детей будет обогащен новыми терминами, понятиями и будет сформирована психологически комфортная среда.
Актуальность проекта: Ульяновск объединяет людей многих национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания. В школе раннего развития «Малышок» обучаются дети разных народов, особенно много детей русской национальности. У русского народа устоявшаяся культура, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через доступную их возрасту форму народного праздника — ярмарку, сохраняющую лучшие традиции России. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественных произведений, широкое использование игровой и познавательной деятельности.
Проект построен на принципах культуросообразности:
– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Этапы реализации проекта:
I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре русского народа, через литературу, мультфильмы, декоративно-прикладное творчество.
II этап: разучивание и использование национальных игр, хороводов, песен.
III этап: создание предметов декоративно-прикладного творчества. на занятия по изобразительной деятельности.
IV этап: проведение русской ярмарки.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая вразных видах деятельности.
Художественная литература |
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Заучивание стихов. — Загадывание загадок. — Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). — Чтение русских народных сказок |
Изобразительная деятельность |
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Народные промыслы», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару». — Знакомство с декоративно-прикладным творчеством: Хохломой, Гжелью, русской матрешкой, дымковской игрушкой, — Украшение бумажных силуэтов посуды хохломским и гжельскими узорами. — Роспись бумажных силуэтов дымковских игрушек и матрешек. |
Познавательная деятельность |
Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Ярмарка». Составление кроссвордов, составление и решение задач на тему русских народных сказок. Знакомство с символикой города Ульяновска и народов Поволжья. |
Музыкально– танцевальная деятельность — Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»; — «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; — Хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой; — Частушки; — Разучивание хоровода, танца «Кадриль» и флешмопа. Разучивание подвижных игр: «Гонки на лошадях»; «Славная картошка!», «Карусель»; «Перетяни канат» |
Перспективы.
– Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества.
– Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции русского народа.
– Духовное обогащение взрослых и детей, как следствие познания быта, традиций разных народов.
– Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.
Сценарий праздника в рамках проекта «Дружбой славимся»
«Ярмарка»
1 ведущая:
Читает стихотворение «Россия — Россия, края дорогие»
Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы завершаем проект «Дружбой Славимся». Этот проект реализовывался целый год в Школе Раннего Развития «Малышок». В первой половине года мы знакомили детей с традициями и обычаями народов Поволжья. А во второй половине года мы уже знакомили детей с традициями и обычаями русского народа. Мы пели с вашими детьми русские народные песни, играли в русские народные игры, читали им русские народные сказки и знакомили детей декоративно-прикладным творчеством. В нашем зале вы можете увидеть выставку из работ ваших детей. А сегодня мы покажем вам исконно русский национальный праздник «Ярмарка»
2 ведущая:
«Так уж у нас на Руси повелось,
чтобы весело всем и счастливо жилось,
чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
сам народ для себя шутки песни слагал!»
Выход Скоморохов под музыку.
1-й скоморох:
«Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!»
2-й скоморох:
«На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости,
И сказки до утра!»
3-й скоморох:
«Что душа твоя желает —
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!»
Песня «Русская ярмарка»
1 ведущая:
«Коробейники спешат! У них товары разные!
Нужные, отличные, вкусные, прекрасные!»
В зал входят коробейники с коробами.
- Я -веселый коробейник, предлагаю от души!
Покупайте карамельки, очень-очень хороши!
- У меня товар такой же, но совсем не хуже!
Вот орешки, шоколад — тоже очень нужен!
1. А вот сушки, бублики, цена-всего два рублика!
Вы их с радостью возьмете, с ними и чайку попьете.
2. Ленточки атласные все по цвету разные,
Булавки, иголки, в прическу приколки.
Румяна, помада- все это вам надо!
1 ведущая: «Не одна ярмарка не обходилась без присутствия медведя на ней. И на нашу Ярмарку пожаловали Медведь с поводырем. Поприветствуем их».
Поводырь смедведем.
Расступись, народ честной.
Идет медведюшка со мной,
Много знает он потех.
Будет шутка, будет смех.
Медведюшка, ты танцевать умеешь?
Танец медведя.
1ведущая: «А наши дети тоже умеют танцевать и сейчас вместе с вами гости дорогие заведут хоровод».
Русский хоровод.
1 ведущая: «К нам на Ярмарку пожаловали две подружки-веселушки. Давайте послушаем, что они нам расскажут».
Две девочки — Даниловна иГавриловна:
«Мы потешницы старушки — неразлучные подружки:
Я — Даниловна
Я — Гавриловна.
Неразлучные подружки мы живем в одной избушке.
Да, Даниловна,
Да, Гавриловна
Во лесочке, во лесочке, а избушка –то на кочке.
Да, Гавриловна.
Да, Даниловна,
Вся блинами оббита, да оладьями покрыта.
Да, Даниловна,
Да, Гавриловна,
А ограда-то кругом — пирожки с творогом.
Да, Гавриловна
Да, Даниловна,
Мы старушки –веселушки поглядеть пришли на вас.
Да, Даниловна.
Да, Гавриловна.
Расскажите, как живете, как танцуете, поете?
Да, Гавриловна
Да, Даниловна».
Девочки садятся.
Выходят две девочки:
«Наши бабушки забыли
Как они кадриль водили,
Ну а мы для всех сейчас,
Заведём весёлый пляс!»
Танец «Кадриль»
1 ведущая: «Ребята обычно на ярмарках ставились различные сценки, инсценировались различные сказки, устраивались спектакли. И сейчас наши ребята покажут сценку из сказки «Золотое яичко».
Сценка «Золотое яичко»
1 ведущая: «Выходите соседки скорей частушки петь».
Частушки.
1ведущая: «Мы закрываем ярмарку сейчас!
Приятно было вместе веселиться!
Пусть будет настроение у вас
И радостью сияют ваши лица!»
Русский флеш-моб
Под музыку песни «Ярмарка»дети покидают зал
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н. Е. Вераксы.
- Бабынина Т. Ф., Хабибуллина И. З., Харисова Н. И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
- Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
- С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ под редакцией Кондрыкиной Л. А., — М. ТЦ СФЕРА, 2004.
- Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках» Гжель, Хохлома, Дымка. М., Мозаика — Синтез. 2005.