Организация и проведение олимпиады в средней общеобразовательной школе
Автор: Коломоец Кристина Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 24.11.2017
Статья просмотрена: 3942 раза
Библиографическое описание:
Коломоец, К. С. Организация и проведение олимпиады в средней общеобразовательной школе / К. С. Коломоец. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13341/ (дата обращения: 19.12.2024).
Организация и проведение мероприятий, активизирующих интеллектуально-познавательную деятельность школьников, является чрезвычайно важным, особенно среди большого многообразия форм, методов, видов обучения, которые предлагают ученику современные условия модернизации отечественного образования. Складывающаяся система школьного образования направлена на повышение качества образования, и развитие интеллектуальных способностей учащихся рассматривается в ней как принципиальное условие. Поэтому социально необходимо и теорию, и практику обучения организовывать таким образом, чтобы развитие интеллектуального потенциала обучаемых поддавалось управлению, ибо оно напрямую влияет на наличие образованных людей, способных к творческой деятельности, созданию принципиально новой системы образования или качественной ее модернизации, как в настоящем, так и в будущем. Необходимо предоставить как можно больше возможностей учащимся, сознательно стремящихся к самореализации в интеллектуальной творческой деятельности, оказать всемерную поддержку в их развитии как за счет более полной реализации имеющихся форм организации обучения, так и путем создания новых образовательных форм, т. е. форм обучения и воспитания.
«Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в условиях современной школы являлись и являются действенным средством формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьников по предмету», — говорит об олимпиаде В. П. Архипов [1, с. 11]. Методист подчеркивает, что: «независимо от целей, которые ставят перед собой организаторы, участие в интеллектуальных соревнованиях способствует развитию участников» [1, с. 11]. Вместе с тем, олимпиада является одной из перспективных видов внеклассной работы с одаренными детьми, она направленна не только на выявление склонностей и способностей учащихся, но и на совершенствование содержания и технологии всего образовательного процесса.
Олимпиада — это своеобразный вид состязания, позволяющий развивать, формировать и оценивать творческую одаренность детей. Проведение подобных мероприятий создает базу для оценивания уровня знаний учащихся, выявления более способных и одаренных детей, мотивирует участников к более углубленному изучению предмета, способствует становлению и развитию образовательных потребностей личности.
По мнению А. В. Цыганковой, олимпиадное движение (как форма организации обучения) — это активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и школьников) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения [5].
Олимпиада является состязанием обучающихся, на котором от участников требуется демонстрация знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин, это соревнование, целью которого является выявление из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы.
Данные мероприятия расширяют кругозор и стимулируют интеллектуальный рост обучающихся, помогают профессионально самоопределиться старшеклассникам, позволяют участнику оценить свои силы в применении собственных знаний, эрудиции и логического мышления в нестандартной ситуации. Радостный лауреат или участник с еще большим рвением будет изучать окружающий мир, что будет только развивать исследовательские качества личности, так необходимые современному человеку.
Участие в предметных олимпиадах не только способствует поддерживанию и развитию интереса к предмету, но и мотивирует, формирует самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; активизирует становление внутреннего творческого мира. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
По мнению доктора педагогических наук, профессора А. А. Вербицкого, отличительными особенностями олимпиадной формы являются [2, с. 36]:
– отсутствие жестких временных рамок, которое позволяет ученику двигаться вперед в соответствии со своими способностями;
– сочетание направленного обучения и самообразования.
Данная форма работы выполняет несколько функций, среди которых можно выделить следующие [1, с. 12]:
- Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: обучающихся, учителей, педагогов, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.
- Поддержание единого образовательного пространства.
- Поддержание высокого научного уровня образования в России.
Готовясь провести олимпиаду в школе, необходимо четко знать преследуемые цели, можно поставить локальную цель, например, контроль полученных знаний и навыков по прошествии кружка или факультативного курса, а можно использовать цели регламентированные приказом Минобрнауки России от 04.04.2014 N 267 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» [4]:
– выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности;
– пропаганда научных знаний;
– социализация и интеграция общего и высшего образования.
Также необходимо разработать положение о проводимой олимпиаде. В положении должны быть прописаны:
– цели и задачи;
– сроки проведения;
– рабочий язык;
– порядок подачи заявки;
– организаторы и круг их обязанностей;
– критерии для отбора участников и ограничения для участников (если устанавливаются);
– место проведение олимпиады;
– порядок, условия и требования проведения олимпиады;
– порядок подведения итогов и критерии оценивания работ;
– порядок награждения победителей и призеров;
– представлены образцы дипломов 1, 2 и 3 степени;
– порядок представления отчета об организации и проведении олимпиады, а также ее результаты.
Одним из важных этапов проведения олимпиады является подготовка к ней. Именно период подготовки стимулирует интеллектуальный рост учащихся, активизирует мышление, пробуждает интерес и желание не отставать от тех, кто успешно справляется с олимпиадными заданиями.
Кандидат педагогических наук Е. А. Галкина в статье «Предметные олимпиады: как подготовить учащихся?» [3] дает общие методические рекомендации по подготовке учащихся к школьному этапу олимпиады и выделяет три группы заданий: группа заданий на умение работать с информационными ресурсами, группа обработки и интерпретации информации и группа тестовых заданий.
Подготовка к школьной олимпиаде требует развития умения работать с информационными ресурсами. Задания из этой группы предполагают проверку на знание оптимальных источников информации по предмету (книги из дополнительной литературы к предмету, авторитетные интернет-источники).
Задания из группы обработки и интерпретации информации. Это, прежде всего, задания на знание предметных терминов и их интерпретация (соотнесение термина и понятия, выявление этимологии термина); задания на составление письменных развернутых ответов (умение использовать предметные термины в связке, понимание логических связей между ними и их свойствами, а также систематизация знаний); задания на работу с графиками и таблицами, этот тип заданий способствует развитию умений отбора и обобщённого, системного, краткого изложения необходимой информации; задания на составление рисунков («опорных рисунков», схем, диаграмм, алгоритмов и т. п.), этот тип заданий предполагает самостоятельный подбор и систематизацию информации по заданным признакам, способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли, способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся; задания на сравнительно-аналитическую работу с информацией предполагают использование иллюстраций или таблиц разных источников, в основном этот тип заданий помогает осмыслить и повторить изучаемый материал, творчески использовать полученные знания в новой ситуации.
Группа тестовых заданий. После проведенных занятий на умение работать с информационными источниками учитель приступает к формированию умений работать с тестовыми заданиями. Здесь объясняется структура различных видов тестовых заданий: традиционные задания с выбором одного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствий и на установление правильной последовательности. Важно, чтобы в составе тестовых заданий были задания творческого и исследовательского характера. Далее необходимо провести пошаговый тренинг-анализ правильных ответов и разобрать типичные ошибки в заданиях разного уровня сложности. Также методисты советуют организовать итоговую зачётную работу как «репетицию» проведения школьного теоретического тура олимпиады.
В заключении отметим, что участие школьников в олимпиадах и конкурсах полезно не только с точки зрения предметной подготовки ребенка, углубления и расширения его знаний. В наше время подобные испытания готовят школьника к реальной жизни в условиях конкуренции.
Литература:
1 Архипов, В. П. Рейтинговые олимпиады как форма развития интеллектуальной деятельности школьников [Текст] / В. П. Архипов, С. А. Чопчиян. // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. — Белгород, 2005. — № 4. — 11–13 С.
2 Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
3 Галкина, Е. А. Предметные олимпиады: как подготовить учащихся? [Текст] / Е. А. Галкина // Народное образование. — М.: Издательский дом «Народное образование», 2011. — № 5. — С. 195–200.
4 Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 04.04.2014 № 267 (ред. от 10.12.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2014 N 32694). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165135/
5 Цыганкова, А. В. Олимпиада как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] / А. В. Цыганкова // Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. — Режим доступа: http://www.rosolymp.ru/attachments/10374_s03_033.pdf