Роль активных методов обучения в формировании положительной мотивации к изучению информатики
Автор: Фетисова Елена Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 23.11.2017
Статья просмотрена: 591 раз
Библиографическое описание:
Фетисова, Е. В. Роль активных методов обучения в формировании положительной мотивации к изучению информатики / Е. В. Фетисова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13346/ (дата обращения: 15.11.2024).
Подготовка квалифицированных специалистов является актуальной проблемой современного профессионального образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей).
Компьютер стал неотъемлемой частью нашего быта и воспринимается обучающимися как средство развлечения. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создают у многих обучающихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. Преподаватель должен создать условия для того, чтобы обучающиеся могли взять на себя ответственность за свое обучение, сформировать потребность в самостоятельном личном и профессиональном развитии
Для реализации данных задач необходимо использование различных форм и методов работы, способствующих формированию положительной мотивации изучения информатики.
Проблема поиска эффективных технологий обучения всегда была и остается актуальной и в настоящее время. К ним можно отнести активные методы обучения.
Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи, Я. Коменский, И. Песталоцци. К изучению активных методов обучения обращались Анисимов В. В., Вербицкий П. П., Ситаров В. А., Хуторской А. В., Д. Н. Кавтарадзе и др.
По мнению Г. П. Щедровицкого активные методы обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». [3,c.170]
Таким образом, под активными методами обучения имеются в виду совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. [4, c. 120]
Отличительными особенностями активных методов обучения являются:
– целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
– достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
– самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
– интерактивный характер (от англ. interaction — взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. [2, c. 5]
Активные методы обучения делятся на неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с книгой) и имитационные. Особенностью имитационных методов является их деление на игровые и неигровые. Имитационные неигровые методы: анализ конкретных производственных ситуаций; решение ситуационных производственных задач; упражнения-действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции). Имитационные игровые методы: разыгрывание ролей (элементы деловой игры); деловая игра.
В своей педагогической деятельности использую различные приемы активных и методов обучения. Это такие приемы, как урок — проблемная лекция, урок — практическое занятие, урок — игра, метод проектов и др.
В нашем колледже на 1 курсе учатся выпускники 9 классов, отличающиеся разным уровнем подготовки по информатике. Одним из важных факторов, влияющих на эффективность обучения, является учет психофизических особенностей конкретной возрастной группы обучаемых, их возрастных и индивидуальных различий. В этом возрасте для обучающегося важно понимание сущности и смысла производимых действий. Те формы работы на уроке, где эти тенденции присутствуют, оказываются для учащегося этого возраста не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельности механическим повторением и заучиванием не связанных между собой понятий и алгоритмов, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.
Например, на начальном этапе знакомства с возможностями электронных таблиц, используется демонстрация и практические упражнения. Обучение ведется в приложении ОpenOffice Calc. Поскольку обучающиеся знакомы с интерфейсом программы Ms Excel, то используется методический приём по выделению знакомых команд в среде электронной таблицы ОpenOffice Calc. Данный приём нацеливает учащихся на исследовательские методы работы и вырабатывает самостоятельный поисковый стиль работы. Начинается обучение с небольших упражнений, позволяющих освоить некоторые приёмы работы, целью которых является именно освоение электронной таблицы как инструмента для дальнейшего использования при решении практических задач.
Так как в группах собраны обучающиеся с разным уровнем подготовленности, разными способностями, использую задания с нарастающей степенью сложности. Достоинством данного подхода является то, что простейшие задачи доступны для решения всеми обучающимися, что позволяет более слабым из них преодолевать «комплексы неполноценности», а тем, кто быстро решил простые задачи подниматься на более сложный уровень. При этом для решения наиболее сложных задач обучающимся приходится прибегать к системе встроенной подсказки изучаемой программы, самостоятельно добывая недостающие знания. О правильности такого подхода к обучению говорил еще в XIX веке немецкий педагог А. Дистервег: «Сведения науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…». [1]
Применение современных компьютерных технологий повышает интерес обучающихся к предмету. Для проведения такого урока необходимо мультимедийное оборудование и интерактивная доска, компьютеры с выходом в Интернет. Изложение нового материала осуществляется с помощью презентации.
Для закрепления и проверки знаний целесообразно использовать компьютерное тестирование. Тестовый контроль выполняет три основные взаимосвязанные функции:
– диагностическую — выявляет уровень знаний, умений, навыков;
– обучающую — мотивирует обучающихся в активизации по усвоению учебного материала;
– воспитательную — организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, способствует формированию стремления развить свои способности.
Компьютерное тестирование ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, при этом практически исключается субъективизм преподавателя.
В работе со студентами также применяю метод проблемного обучения, который позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создаёт условия для саморазвития личности, что, в конечном счёте, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников колледжа, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
На 2 курсепреподавания предмета и изучения темы «Электронные таблицы» несколько расширяются как содержательная, так и практическая компоненты темы.
В требованиях ФГОС по информатике четко прописаны знания и умения, касающиеся данной темы: «В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающиеся должны уметь применять электронные таблицы для решения профессиональных задач и знать технологию сбора и обработки материалов с применением электронных таблиц».
На этом уровне обучения целесообразнее решать задачи мини- проектного формата из разных областей профессиональной деятельности. Например, на уроке по теме «Применение табличного процессора в делопроизводстве» студентам предлагается помочь классным руководителям и секретарю учебной части автоматизировать процесс подготовки ведомости успеваемости, выдачи справок, ведения базы данных студентов колледжа. Работа над такими мини-проектами создает устойчивую положительную мотивацию к самостоятельному решению прикладных задач, способствует развитию творческого подхода и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения, способствует саморазвитию личности
Считаю, что межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала по разным дисциплинам. Метод «Решение ситуационных профессиональных задач» применяю на старших курсах, где важно показать междисциплинарные связи информационных технологий с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Например, тема «Финансовые функции электронных таблиц», дает возможность студентам специальности «Земельно-имущественные отношения» решать экономические задачи по дисциплине «Теория оценки», с применением информационных технологий. Задания, основанные на применения знаний из разных дисциплин, способствуют развитию мышления, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний
Организация и проведение различных конкурсов, олимпиад, также является хорошим инструментом для мотивации обучающихся. Обучающиеся нашего колледжа ежегодно участвуют в олимпиадах (внутри колледжа и региональной), областном конкурсе на знание СПС «Консультант Плюс», научно-практических конференциях, дистанционных олимпиадах и конкурсах. С каждым годом растет число студентов, которые самостоятельно осваивают различные курсы по информационным технологиям в национальном открытом университете «Интуит».
Таким образом, применение активных методов обучения дает положительный результат при изучении информатики. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества обучающихся.
Но независимо от применяемых методов обучения главная задача преподавателя создать на уроке атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Необходимо оценивать и поощрять пусть даже минимальные успехи каждого обучающегося.
Литература:
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956
- Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010–59 с.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. — М., 2001.
- Сабойдалова М. А. Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 120–124.