Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айрапетян, А. Г. Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры / А. Г. Айрапетян, Л. Ж. Айрапетян. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13359/ (дата обращения: 17.10.2024).



Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребенка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для ребёнка игра — не развлечение, а сама жизнь.

В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Я. Ярошевского понятие «игра» обозначено следующим образом: «Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [Краткий психологический словарь 1985: 106].

Ещё Платон, понимая игру детей как подражание деятельности взрослых, считал, что именно через игру ребенок должен получать знания, полагая, что игра есть приготовление к жизни. Многие психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин и другие выясняли ее социальное значение, внутреннюю структуру, важность для развития ребёнка. А. С. Макаренко в своей работе «О воспитании в семье» писал: «…каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли» [Макаренко 1981: 95].

По мнению большинства психологов, игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Еще В. В. Зеньковский отмечал, что «психическим корнем игры детей следует признать эмоциональную сферу» [Зеньковский 1996: 43]. Он пишет: «Игры <…> служат задачам, эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих запросов и задач. Фабула в игре составляет не случайный момент, а является душой игры, ее психическим средоточием, потому что в фабуле раскрывается и осознается то или иное чувство. Телесные процессы, служащие задаче телесного выражения чувства, подчинены его директивам, одушевлены его огнем. Игра означает и выявляет психическую установку и кладет поэтому свою печать на всю психическую жизнь» [Зеньковский 1996: 43]. В. В. Зеньковский определял игру как деятельность, служащую «целям телесного и психического выражения чувства: ведь то изменение реальности, которое непременно имеет место при игре и благодаря которому объект игры представляет неисследимое сплетение реального и воображаемого, создается работой фантазии» [там же, с. 44].

Если подходить к игре с психологической точки зрения, то в результате игровой деятельности у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация также способствует и умственному развитию ребенка.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущим типом деятельности детей становится ролевая, или творческая, игра, представляющая собой «деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [Эльконин 2006: 105]. В такой игре характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

В ролевой игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

По верному замечанию В. С. Мухиной, «опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение» [Мухина 2004: 240].

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Таким образом, влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя — к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это «способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей» [Мухина 2004: 242].

Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

В дальнейшем, по мере развития ребенка, игра становится одним из самых эффективных средств не только воспитания, но и обучения. Т. М. Шарафутдинова отмечает: «Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания... Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры» [Шарафутдинова 2004: 46].

Таким образом, учитывая психологические особенности развития, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления детей, в учебном процессе, особенно на младшей ступени обучения, необходимо большое место отводить игровым формам работы. Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра — это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра — это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. Психология детства. — М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1996. — 336 с.
  2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение,!991. — 222 с.
  3. Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  4. Кузнецова М. П. Ролевая игра как один из способов развития навыков межкультурной коммуникации на занятиях иностранным языком. // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2007. — № 2. — С. 158–168.
  5. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. — М.: Высшая школа, 1981. — С. 159
  6. Макаренко А. С. О воспитании в семье. // Макаренко А. С. Избранные сочинения. — М.: Педагогика, 1981. — С. 93–96.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2004. — 456 с.
  8. Настольная книга учителя иностранного языка: Справочно-методическое пособие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004. — 446 с.
  9. Обучение иностранным языкам. Методическое пособие для преподавателей, аспирантов и студентов. — СПб: КАРО, 2003. — 320 с.
  10. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. В. В. Краевского. — М.: Просвещение, 1967. — 504 с.
  11. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  12. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Академия, 2006. — 384 с.
  13. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, действие, игровая ситуация, ролевая игра, игра детей, Краткий психологический словарь, развитие воображения, собственное поведение.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Педагогические основы развития социально-активной личности

Психологические особенности этно-профессионального общения

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Педагогические основы развития социально-активной личности

Психологические особенности этно-профессионального общения