Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гусейнова, Э. М. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста / Э. М. Гусейнова, Е. М. Рожкова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13389/ (дата обращения: 20.12.2024).



Важнейшим условием воспитания здорового образа жизни у будущего поколения, является культура здоровья человека, которую необходимо формировать с раннего детства.

Последние годы наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Этому способствует множество отрицательных факторов, например: тяжелые социальные потрясения, экологические проблемы, распространение алкоголизма, курения, наркомании, слабое взаимодействия семьи и образовательных учреждений по вопросам здорового образа жизни детей.

Рассмотрим основные понятия здорового образа жизни. Одним из таковых понятий является валеология.

Термин «валеология» был введен 1980 году И. И. Брехманом в книге «Валеология — наука о здоровье». Он образован от латинского vale –«здравствовать», «быть здоровым» [1, с. 9.

Центральным понятия проблемы здорового образа жизни является «здоровья».

Здоровье — это одна из важнейших базовых ценностей человека, входит в структуру терминальных ценностей. Оно является сложной интегративной категорией, содержательно включающей в себя биологические, психологические и социальные характеристики [2, с. 15.

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое определение зафиксировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [3, с.5.

Проблема здорового образа жизни представлена в исследованиях таких ученых как: И. А. Аршавский, Н. М. Амосов, Н. Г. Веселое, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин, Ю. Ф. Змановский, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, И. М. Новиковой и др.

Итак, что же такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие [4, с. 122.

В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения России актуальностьпроблемы здравого образа жизни человека возрастает. Поэтому одной из основных задач дошкольного образования является формирования здорового образа жизни ребенка.

Дошкольный возраст считается наиболее сенситивным для физического и умственного развития ребенка. Именно у дошкольников закладываются основы здоровья, формируются основные черты характера ребенка.

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из основных целей является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В ФГОС ДО формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников рассматривается в образовательной области «Физическое развитие», которая предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании и здоровых привычек и др.) [5, с. 2].

Одной из важнейших задач МБ ДОУ детского сада общеразвивающего вида «Сибирячок» Сургутского район, городского поселения Белый яр с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей — это сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников.

Важно отметить, роль двух важных институтов социализации детей — семьи и дошкольного учреждения, именно совместная работа будет эффективна для приобщения ребёнка к здоровому образу жизни.

Родителям необходимо реализовывать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

В связи с этим уже в группе раннего возраста мы выстраиваем стратегию взаимодействия с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников. Нами в группе раннего возраста «Семицветик» реализовывается проект «Здоровый образ жизни».

Представим краткую аннотацию проекта. Участники проекта педагоги группы, родители и дети.

Целью проекта является формирования представлений у детей раннего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

– формировать у детей выработку собственных жизненных ориентиров в выборе здорового образа жизни;

– научить оценивать свои физические возможности;

– привить необходимые санитарно-гигиенические навыки;

– видеть перспективы их развития;

– осознать ответственность за свое здоровье;

– выделить и реализовать на практике формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию представлений у детей раннего дошкольного о здоровом образе жизни.

Проект базируются на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий.

С детьми проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и др. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.

В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в дидактические, сюжетно-ролевые игры, здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, дыхательная и для глаз) затрагивающие вопросы здоровья человека.

В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию детей: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, проведение подвижных игр на свежем воздухе.

Положительные результаты по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни, возможно, достичь за счет использования разных форм взаимодействия с семьей. Рассмотрим формы взаимодействия с семьей, которые мы используем в процессе реализации проекта.

Познавательные формы взаимодействия нами проводились для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

  1. Консультация «Здоровый образ жизни в детском саду и дома» содержит информацию о значении здорового образа жизни для ребенка, о том, какое внимание уделяется этому аспекту в дошкольном образовании и в частности в нашем детском саду, а также представлены рекомендации по поддерживанию и ведению здорового образа жизни в домашних условиях.
  2. Практикум «Дорожка здоровья». С целью укрепления здоровья детей совместно с родителями мы сделали профилактическую дорожку здоровья.
  3. Индивидуальная беседа. Проводится с целью выяснения индивидуальных особенностей и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку, для обеспечения оптимальных условий воспитания ребёнка, помочь родителю с конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения.

Информационно-аналитическиеформы:

  1. Анкетирование «Здоровый образ жизни». Цель: изучить семьи, с целью выявления здорового образа жизни; оказать информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни семье.
  2. Информационная корзина родители помещают волнующие их вопросы по формированию и процессу организации здорового образа жизни детей.

Спортивный досуг устанавливает теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми («Мы растем здоровыми», «Волшебные мячики»)

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  1. Информационно-ознакомительная — ознакомление родителей с работой по формированию ЗОЖ в ДОУ (педагога), преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ (дни открытых дверей).
  2. Информационно-просветительская — направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания у детей дошкольного возраста ЗОЖ (презентация, библиотеки, стенды, памятки).

При комплексном использовании разных форм взаимодействия с семьей повышает эффективность формирования представлений у детей и родителей о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

– Систематизация взаимодействия с семьей воспитанников.

– Рост здоровья детей.

– Сделать профилактическую дорожку здоровья.

– Диссеминация педагогического опыта.

– Соблюдать родителям принципы ЗОЖ дома суточный режим, правила личной гигиены, закаливание, соблюдать правильное питание, своевременное восстанавливать организм, упражнять тело.

Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов по формированию здорового образа жизни дошкольников раннего возраста, если ее цели и задачи не решаются совместно с семьей.

Литература:

  1. Чуприна, Е.В Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие /Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ. Самара — 2013. — с. 216.
  2. Щетинина, С. Ю. Значимость здоровья в ценностных ориентациях школьников, проживающих в разных средовых условиях [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2012. — № 2. — С. 14–22.
  3. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. [Текст]: учебное пособие / Сибирское университетское издательство. — М.: Новосибирск, 2010. — 214 с.
  4. Лузик, Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие [Текст] // Классный руководитель. — 2011. — № 6. — С. 122–127.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]. от 17 октября 2013 г. N 1155. — Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, формирование представлений, детский сад, родитель, дошкольное образование, дошкольный возраст, ранний возраст, ребенок, семья, форма взаимодействия.

Похожие статьи

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Похожие статьи

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника