Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное образование
Автор: Вазлеев Владимир Андреевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.12.2017
Статья просмотрена: 4330 раз
Библиографическое описание:
Вазлеев, В. А. Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное образование / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13393/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…
Кофи Аннан. 1998
В последнее время в российском образовании большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Общество стало принимать людей с ограниченными возможностями здоровья, считая их равноправными и достойными членами общества. В настоящее время распространение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья связано не только с тем, что это тенденция нашего времени, но и возможность детей с ОВЗ получить достойное образование наравне со всеми. Правильно организованная траектория обучения, независимо от физических, умственных способностей, а также социального положения, дает возможность ребенку удовлетворить свои потребности в получении образования, равное уровню его развития. Инклюзия стала реальностью Российского образования. Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. [3]
В Федеральном государственном образовательном стандарте НОО сделан акцент на доступности получения качественного образования детям с ОВЗ. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов [1; с.34]. Организация инклюзивного образования — это не только создание материально-технической базы, для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение и комфортные условия обучения, но и правильно встроенные пути взаимоотношений нормально развивающихся детей и их родителей к детям с ОВЗ. Высокие результаты инклюзивного образования в полной мере зависят от культуры отношения всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, а также, ключевую роль играет готовность педагогов и психологов к совместному взаимодействию. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение, а также создание особого, благоприятного климата в ученическом и педагогическом коллективах. В школе, где обучаются дети с ОВЗ важно дать понять родителям таких детей, что специалисты школы — это прежде всего их партнеры. В связи с этим появляется необходимость проводить работу с родителями детей с ОВЗ.
Как правило, с появлением такого ребенка в семье увеличиваются расходы и появляется ряд жилищно-бытовых проблем. Практика показывает, что среди семей с детьми с ОВЗ большой процент неполных семей. Это связано с неготовностью и нежеланием принимать такого ребенка. Психологический климат в семье в большей мере зависит от межличностных отношений, а также психологических ресурсов родственников и материально-бытовых условиях, которые в полной мере определяют условия обучения, воспитания и реабилитации. Можно выделить три типа семей по реакции родителей на появление ребенка инвалида:
‒ с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;
‒ с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.;
‒ со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
Один из действенных способом помощи семьям с детьми с ОВЗ является создание «Родительского клуба». В нем могут рассматриваться такие проблемы как:
- Формирование у родителей адекватного восприятия своего ребенка.
- Формирование здорового микроклимата в семье, благодаря которому ребенок сможет раскрыть все свои личностные, социальные и творческие ресурсы.
- Формирование сетевого взаимодействия между ОУ и родителями.
- Индивидуальное консультирование по вопросам развития ребенка.
- Занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей должна строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами данной работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также — информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом. Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.
Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.
Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя:
‒ изучение и описание обращений за помощью;
‒ обследование условий, где проживает семья;
‒ выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
‒ выяснение целей и ожиданий семьи;
‒ наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т. д.);
‒ изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
‒ влияние изъятий из семьи её членов;
‒ изучение прошлого семьи;
‒ изучение особенностей личности членов семьи.
Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое и посредническое.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты [7].
Грамотно и стратегически правильно выстроенная работа всего психолого-педагогического коллектива ОУ с семьями, которые имеют детей с ОВЗ — это гарантия успешности в образовательном, воспитательном процессе и адаптации детей с ОВЗ в детском коллективе.
Литература:
- Акимова О. И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73–79.
- Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л. С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. Т. 5: Основы дефектологии. — 368 с. — Именной указ.: с. 358–360. — 30000 экз.
- Екжанова, Е. А. От интеграции к инклюзии / Е. А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.
- Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 20. — С. 35–38. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.
- Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит — ИКС, 2009. — 48 с.
- Казакова А. А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 31 с.
- http://festival.1september.ru/articles/637919/