Использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Челышева, А. А. Использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. А. Челышева, С. А. Кимяева, О. П. Степанова, О. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13416/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время исчезают образцы правильной литературной речи, уже книги и речь дикторов далеко не всегда являются идеальными. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами — паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, модными словами. Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет взаимопонимание собеседников.

Что вдохновит ребенка, приобщит его к культуре родного языка? Это поэтическое слово — средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний, средство развития фонематического восприятия, звуковой культуры речи. Это огромный материал для словесно–звуковых игр и один из возможных путей развития коммуникативной направленности детей.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы; нарушения мелкой моторики; недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений.

Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более содержательной, богатой, выразительной, эмоциональной, следует систематически проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихотворениям. Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию высших психических функций: памяти, восприятия, мышления, воображения.

Восприятие стихотворения является сложной умственной деятельностью, где огромная роль отводится взрослому. Он и доносит до сознания детей основную мысль стихотворения, используя различные методы и приемы.

На сегодняшний день существует классическая методика заучивания стихотворений А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Локтарёв, а также современные разработки Р. В. Милютиной, Л. А. Валуевой и др., раскрывающие особенности работы с детьми, имеющими различные трудности запоминания.

Важно правильно подобрать стихотворный материал. Литературные произведения для детей дошкольного возраста не должны быть большими: 1–2 строфы для детей младших и средних групп, несколько больше — для старших.

При выборе стихотворных текстов необходимо учитывать речевые возможности воспитанников, их образовательные потребности, а именно необходимость автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также лексическую тему недели.

Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения.

Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка детей к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); чтение стихотворения детьми.

Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Слуховой метод

Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы:

– «Подскажи словечко».

– «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори».

Игры с мячом:

– «Верни словечко».

– «Верни строку (слова)».

– «Вопрос — ответ».

Приёмы для старших дошкольников с усложнением:

– «Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.

– «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.

Зрительный метод

Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки).

Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Двигательный метод

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный.

Упражнения с движениями:

– Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.

– Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.

– Придумывание детьми движений к тексту.

– Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

«Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»), «Собери (разбери) бусы», «Сложи пирамидку», «Выложи счётные палочки», «Положи камешки на полоску», «Узелки на верёвке».

В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами».

Заучивание стихотворений с использованием нетрадиционных приемов можно начинать с младшего дошкольного возраста (Таблица 1).

Таблица 1

Перспективный план по заучиванию стихотворений (I период обучения)

Месяц

Лексическая

тема

Стихотворение

Стихотворение

Сентябрь

Овощи

Шотландская народная песенка

«Купите лук…»

(Перевод И. Токмаковой)

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка.

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

(мнемотаблица)

«Огород» (А. Прокофьев)

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(живая мнемотаблица)

Фрукты

Яблоко (Яков Аким)

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(пиктограммы)

Дары осени (В. Волина)

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

(выполнение графического задания — раскрашивание)

Октябрь

Осень

«Воробей» (В. Степанов)

Заглянула осень в сад —

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

А запеть —

Стесняется.

(движения к тексту)

«Осень» (М. Ходякова)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.

(мнемотаблица)

Деревья

«Березка» (И. Семенова)

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой — зимой,

Вся в сережках — весной,

Сарафан зеленый — летом,

В день осенний — в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

(пиктограммы)

«Ветер по лесу летал»

(Н. Нищева)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(живая мнемотаблица)

Домашние птицы

«Гуси, вы гуси.».. (потешка)

Гуси, вы гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали,

Что вы видали?

— Мы видели волка:

Унёс волк гусёнка,

Да самого лучшего,

Да самого большего!

— Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Щипите вы волка -

Спасайте гусёнка!

(«Подскажи слова»)

«Цыплята» (Т. Ляхович)

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей,

Это детский сад.

Но не для цыплят!

(движения к тексту)

Одежда

«Сарафанчик» (Зинаида Александрова)

Сшили Тане сарафанчик,

Нет такого у подруг –

Ярко-желтый одуванчик,

Колокольчики вокруг.

(«Подскажи словечко»)

«Штанишки для мишки»

Маша нашему малышке

Сшила новые штанишки,

Сшила шубку, сшила шарф

Для мишутки — малыша.

(живая мнемотаблица)

«Ромашки» (М. Пляцковский)

Есть на новом платье

У меня кармашки.

На кармашках этих

Вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки –

Будто луговые.

Ромашки, ромашки –

Прямо как живые!

Глупый наш теленок

На цветы глядел,

Глупый наш теленок

Их чуть-чуть не съел!

(пиктограммы)

Ноябрь

Обувь

«Считалка сбашмачком» (М. Яснов)

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок.

(с движением)

«Шнурки» (М. Пластов)

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не измывались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка,

А держали бы башмак

Крепко-накрепко.

Вот так!

(мнемотаблица)

«Домашние животные иих детёныши»

«Кот имыши» (потешка)

Тише мыши, кот на крыше,

А котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

А котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

А котята: «Ха-ха-ха!»

(живая мнемотаблица)

«Про собаку» (С. Антонюк)

У него четыре лапы,

Черный нос и хвост лохматый,

Очень часто громко лает,

А плохих людей кусает!

Он бывает забияка!

Это кто у нас? Собака!

(пиктограмма)

«Звери наших лесов»

Белка-шалунишка (С. Антонюк)

Скачет белка-шалунишка,

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю — прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок —

Подсушись, боровичок!

(мнемотаблица)

«Почему медведь спит зимой?» (по программе)

(В. Орлов)

— Мишка, мишка!

Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

— Потому, что снег и лёд —

Не малина и не мёд!

(мнемотаблица)

«Зоопарк»

«Белый мишка» (потешка)

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

(живая мнемотаблица)

«Тигрёнок» (С. Антонюк)

Даже маленький тигренок.

Хоть собою он пригож,

Это вовсе не котенок.

Ты его рукой не трожь.

Укусить он может крепко,

Не успеешь убежать,

Хоть тигренок все же детка.

Но не стоит с ним играть.

(с движением)

«Части тела»

«Ножки, ножки, где вы были?» (по программе)

(русская народная песенка)

Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили.

— А вы, ручки, помогали?

— Мы грибочки собирали.

— А вы, глазки, помогали?

— Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Вот и Ванечка с грибком,

С подосиновичком.

(пиктограмма)

«Спи, младенец мой прекрасный»

(М. Лермонтов)

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

(с движением)

Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. — М., 1998.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.
  3. Ирина Гурова Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР. http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-raboty-po-zauchivaniyu-stihotvorenii-c-detmi-1-chast.html
  4. Колокольцева Е. В. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками. http://school4novo.rusedu.net/gallery/133/Metody_zapominaniya_stihov.pdf;
  5. Милютина Р. В. Разучивание стихов с детьми с ОНР. http://detsad151.ru/korrektsionnaya-rabota/razuchivanie-stihotvoreniy.html,
  6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, восприятие стихотворения, двигательный метод, детский сад, заучивание стихотворений, зеленый лук, слуховая память, слуховой метод, стихотворный материал.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование здоровьесберегающего потенциала биоадекватной методики в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием