Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология / Е. В. Купальная. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13442/ (дата обращения: 17.10.2024).



Как известно, сохранение и укрепление здоровья детей является актуальной проблемой, так как она определяет будущее нашей страны. Это задача, которая должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Именно поэтому Закон РФ «ОБ образовании» обязывает создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья детей, начиная с детского сада.

Новый вариант СанПиНа помогает создавать эти условия, а (ЗОТ) здоровье сберегающие образовательные технологии являются перспективным направлением в системе инновационных педагогических технологий, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья детей, начиная с детского сада.

В данном процессе не последнюю роль играют музыкальные занятия, несмотря на то, что они занимают весьма скромное место в учебном плане. Самым доступным среди всех видов музыкальной деятельности является пение, так как певческим голосом в той или иной степени обладает от природы каждый малыш.

ЗОТ, используемые на музыкальных занятиях включают: дыхательную и артикуляционную гимнастики, распевки, игровой массаж.

Перед разучиванием или исполнением песен необходимо проводить работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности: самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

Обучение простейшим массажным приемам лучше проводить в игре. Цель — обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела. При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнять детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.

Игровой самомассаж. Он полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, бессознательно посылаются положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимается настроение и улучшает самочувствие.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Можно познакомить детей с тем, на что влияет массаж каждого пальчика, чтобы заинтересовать их выполнять упражнение старательно. Детям будет интересно узнать, что большой палец руки связан с легкими и печенью, указательный — с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой, средний — с сердцем, кровообращением, безымянный — с нервной системой и здоровьем в целом, а мизинец — с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками — потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т. п.

Точечный массаж биологически активных точек по методике Картушиной выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Он очень эффективен для профилактики простудных заболеваний.

Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению, совершенствование подвижности и точность движений языка и губ. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. В основе артикуляционных упражнений лежит система В. Емельянова.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основные задачи дыхательных упражнений: укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох). Тренировка силы вдоха и выдоха. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений можно выполнять под счет, часть — под музыку.

Цель распевания — подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

Задачи: предупреждение заболевания верхних дыхательных путей, укрепление хрупких голосовых связок детей. Валеологические песенки-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и проявляют интерес к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Исследователи установили, что когда человек поет, в его мозгу осуществляется выработка эндорфина — так называемого «гормона радости». Это вещество повышает чувство умиротворения, гармонии, улучшает настроение и повышает жизненный тонус. Соответственно пение помогает не только выразить чувства, но и вызвать их в самом человеке. Так же установлен факт, то с помощью вокала можно укрепить дыхательную систему и как следствие улучшить кровообращение в организме, улучшить дикцию и даже исправить осанку. Пение помогает исправлять такие дефекты, как заикание.

Голос — это уникальный музыкальный инструмент, ведь даже когда человек говорит шепотом, он вибрирует. И эти вибрации воздействуют на весь организм вокалиста, тем самым улучшая кровообращение и способствуя очищению клеток организма. Широкий диапазон частот колебаний голоса способен улучшить кровообращение сосудов любого диаметра. Так высокие частоты положительно влияют на микроциркуляцию крови в капиллярах, а низкие — на кровоток в артериях и венах. Отдельно нужно отметить, что во время пения происходит активная работа диафрагмы. Такое ее функционирование массирует печень, и тем самым предотвращает застой желчи. Так же улучшается работа органов брюшной полости, поэтому поющий ребенок меньше подвержен простудным заболеваниям, у него укрепляется иммунитет, чем ребенок, не занимающийся вокалом.

Пение — это во многом искусство правильного дыхания. А дыхание — основа жизни и функционирование нашего организма. При пении происходит тренировка диафрагмального дыхания, развивается дыхательная мускулатура, а также улучшается дренаж легких и их тренировка. Для детского организма это крайне важно. У поющих людей со временем увеличивается объем легких — это добавляет организму запас прочности.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять и успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость. Формируется уравновешенный характер. А пение в хоре — не только улучшение здоровья детей, но и помощь в укреплении дружеских связей, налаживании здорового коллективного духа. Позитивные эмоции и любовь к своему делу — вот что важно, чтобы ребенок развивался правильно.

Наблюдения показывают, что использование ЗОТ в учебном процесс позволяет детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

На музыкальных занятиях необходимо продолжать разрабатывать и проверять эффективность модели внедрения ЗОТ, основанных на достижениях современной науки практики, которые помогают научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Литература:

  1. Аманова Е. «Проснись и пой». Москва. АиФ Здоровье № 8, 18.02.2010.
  2. Емельянов В,В, «Развитие голоса. Координация и тренаж». СПб. Лань, 1997.
  3. Карелина М. статья «Пение вылечит от астмы и убережет от инфаркта». Москва. «Комсомольская правда», сетевое издание, 07.0402010.
  4. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» Москва, «Вано»,2004.
  5. Рыбаков Г. «Любители вы петь? Пойте на здоровье!» СПб. Школа жизни ру, сетевое издание. 29.03.2009.
  6. «Хоровое пение против гриппа и ОРЗ». Москва. Первый канал, 12.03.2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, артикуляционная гимнастика, пение, укрепление здоровья детей, упражнение, голосовой аппарат, детский сад, игровой массаж, музыкальная деятельность, нервная система.

Похожие статьи

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Методическая разработка музыкального руководителя «Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками»

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Похожие статьи

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Методическая разработка музыкального руководителя «Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками»

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ