Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голд, Е. А. Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО» / Е. А. Голд. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13449/ (дата обращения: 17.10.2024).



С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях должна быть система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) — это работа большого количества людей: воспитателей, родителей, педагогов, сотрудников ГИБДД.

В нашем дошкольном образовательном учреждении создана программа сопровождения молодых педагогов, которая направлена на передачу практического опыта по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма молодым специалистам, а также с целью осуществления методической поддержки.

Необходимость данной программы обусловлена следующими причинами:

‒ недостаточным уровнем педагогической компетентности воспитателей в вопросах профилактики ДДТТ,

‒ отсутствием целенаправленной систематической работы по вовлечению наибольшего числа обучающихся, их родителей по профилактике ДДТТ;

‒ недостаточным информационным и программно-методическим обеспечением по вопросам профилактики ДДТТ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Важно воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в дорожно-транспортные происшествия.

Цель мероприятияработа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу — формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.

Задачи:

  1. Целенаправленная систематическая работа по вовлечению наибольшего числа педагогов в работу по профилактике ДДТТ.
  2. Информационное и программно-методическое обеспечение молодых педагогов по вопросам профилактики ДДТТ.
  3. Передача практического опыта по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма молодым педагогам.

План реализации Программы

1. Теоретическая часть

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованиюэто профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Изучение правил дорожного движения в Образовательной программе детского сада описано в вариативной части образовательной программы и включает следующие специальные программы:

‒ Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.

‒ Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2016 г.

Молодые специалисты изучают принципы построения образовательных программ, методические рекомендации и тематическое планирование. Разбираются примеры конспектов занятий, сценарии праздников и развлечений по ПДД.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. В детском саду проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где молодые воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми.

Администрация детского сада рассказывает о локальных нормативных актах по профилактике ДДТТ и об обязательном ведении журналов учета проведения инструктажей с детьми.

2. Практическая часть.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные итехнические средства обучения, с их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении.

Молодым педагогам представлены информационные стенды по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, особенности оформления уголков безопасности, папок-передвижек, памяток для родителей в каждой возрастной группе.

Освещена работа с родителями воспитанников через официальный сайт детского сада. На страничке «Дорожная безопасность» размещены схема безопасного подхода к учреждению, информация для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, данные ОГИБДД, законодательная база и локальные акты в области правил дорожного движения, а также освещена работа детского сада по профилактике ДДТТ — участие в различных конкурсах, акциях, выставках, победы и достижения наших воспитанников.

Молодым педагогам даны рекомендации по работе с родителями — проведение «Круглых столов» и родительских собраний. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Сотрудничество с родителями не должно носить назидательный характер. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие. Молодым специалистам был предложен примерный список бесед с родителями и примерный годовой план работы по профилактике ДДТТ.

Показаны методические пособия идидактические игры, которые должны быть в уголке безопасности для каждой возрастной группы. В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, к воспитанию понятий «я — пешеход», «я — пассажир», «я — будущий водитель», систематизируют и углубляют знания о правилах дорожного движения, способствуют формированию культуры поведения детей на улицах. Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Игры развивают у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице, формируют практические умения и навыки безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Для молодых специалистов была сделана распечатка со списком методических пособий, дидактических игр и пособий на печатной основе.

Так же была показана работа с родителями и воспитанниками в районных и городских творческих конкурсах, акциях, выставках, посвященных дорожной безопасности.

Молодые специалисты изучили особенности создания проектов по ПДД в каждой возрастной группе. Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать дорожной безопасности целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. При планировании все виды деятельности ребёнка объединены темой безопасности дорожного движения: тематические познавательные занятия, практикумы на детской площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду. Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.

Молодые педагоги могли познакомиться с несколькими проектами, выигравшими в районном конкурсе методических материалов.

Поделились опытом работы вобласти сетевого сотрудничества с муниципальным округом и районным опорным центром. Рассказали об участии педагогических работников детского сада в семинарах, конкурсах, посвященных профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обучении на курсах повышения квалификации «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ГДОУ в условиях реализации ФГОС».

Также педагогам была показана совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и музыкального работника.

Тема непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в историю транспорта». В непрерывной образовательной деятельности решались следующие задачи:

Образовательные:закрепить знания детей о возникновении различных видов транспорта, о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения; упражнение в умении классифицировать транспорт по видам; активизация словаря детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами; закрепление умения детей ориентироваться на листе бумаги, создавать из элементов целостную композицию.

Развивающие: развитие любознательности, мышления, фонетического слуха, мелкой моторики; закрепление умения в процессе экспериментирования добывать нужную информацию, делать выводы.

Воспитательные:воспитывать уважение к профессиям.

Коррекционные:упражнение в правильном произношении звуков «р» и шипящих, умении давать развернутые ответы на вопросы; выработка диафрагмального дыхания, развитие координации движений.

Анализ занятия проводился позже совместно с молодыми специалистами в заключительной части мероприятия.

Был представлен опыт методической работына тему «Интеграция образовательных областей на примере лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения».

Была представлена работа образовательного учреждения по 5 образовательным областям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для каждой области были прописаны задачи, подобраны методические материалы, наглядный и раздаточный материал, дидактические игры. Все это было представлено с фотографиями с занятий. Также было рассказано о создании собственных дидактических игр, пособий, картотек.

Представленные рекомендации по организации работы по профилактике ДДТТ помогают добиваться не формального, а подлинного формирования безопасной жизнедеятельности дошкольников. Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает детям лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем. Важно осознание того, что безопасность ребенка — это не только воспитательный процесс, а целый комплекс мер, способствующих ребенку полноценно развиваться.

Опытные педагоги с удовольствием ответили на все вопросы молодых коллег и подготовили папки с материалами: список бесед с родителями по профилактике ДДТТ, список дидактических игр и пособий в уголках дорожной безопасности, папка с раздаточным материалом для использования в непрерывной образовательной деятельности.

В заключение мероприятия молодые специалисты сделали вывод о том, как важна система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 97 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга
  4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
  5. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, детский сад, безопасное поведение, профилактика, игра, молодая, ребенок, родитель, возрастная группа.

Похожие статьи

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС