Социализация воспитанников через образовательное пространство музея детского дома (из опыта работы воспитателя) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Орешкина, Е. В. Социализация воспитанников через образовательное пространство музея детского дома (из опыта работы воспитателя) / Е. В. Орешкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13293/ (дата обращения: 16.10.2024).



Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно — исторические, художественно — эстетические, духовные ценности. В связи с этим в Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где названы задачи формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

В детский дом поступают несовершеннолетние, которые еще в раннем детстве приобрели асоциальный жизненный опыт. Воспитанники часто коммуникативно некомпетентны, им свойственна эмоциональная незрелость. Кроме того, у многих из них по мере взросления не формируется четкой профессиональной перспективы, жизненные цели размыты, нет мотивации к их достижению. Поэтому необходимо помочь воспитаннику сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Одна из целей Образовательной программы нашего учреждения это способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, развитию и социализации воспитанников детского дома, подготовке их к самостоятельной независимой жизни. С 1962 года наше учреждение носит имя первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. На протяжении многих лет воспитанники детского дома помнят и свято чтят имя этого легендарного человека. Как показывает практика, знакомство с деятельностью замечательных людей, успехами отечественной космонавтики способствуют формированию активной жизненной позиции воспитанников, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов. Детский дом богат гагаринскими традициями: по-особому отмечаем День космонавтики и авиации — проводим Гагаринские фестивали, Большие и Малые гагаринские круги, выпускаем газету «Гагаринец», ведём переписку с космонавтами «Звёздного городка», проводим летние и зимние Спартакиады. Ю. А. Гагарин — пример для подражания детей. И в моей группе появилась традиция — торжественно посвящать первоклассников в юные гагаринцы. Это звание многому обязывает воспитанников. Они стараются хорошо учиться, заниматься спортом, активно участвовать в общественной жизни детского дома и школы. В 1966 году в учреждении был открыт школьный музей. Тематическая структура музея отражает историю становления и развития детского дома, достижения педагогов и воспитанников, связь учреждения со Звёздным городком, историю Малой Родины. В настоящее время музей располагает боле 900 экспонатами, позволяющими организовать их показ в форме музейной экспозиции. Музей занимает особое место в образовательном пространстве детского дома. Он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, т. к. сохраняет и экспонирует исторические документы, фотографии, достижения педагогов и воспитанников, подлинное письмо Ю. А. Гагарина, наручные часы В.В Коваленка, переписку с отрядом космонавтов. Эффективное использование этого потенциала для воспитания детей в духе высокой нравственности и патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач детского дома. В моей системе воспитательной работы музей — активно действующее звено воспитания личности. Через ресурс музейной деятельности у детей формирую чувство причастности и уважения к прошлому. Совместно с руководителем музея провожу музейные уроки, экскурсии, во время которых воспитанники детского дома могут оценить вклад педагогов и выпускников прошлых лет, понять, как можно служить Родине в силу своих возможностей и умений. Опираясь на возрастные психологические особенности детей, мною используется технология проведения музейных уроков. При этом часто применяю метод вопросов и ответов. Вопросы не только активизируют детей, но и подводят их к нужной мысли, выводу, решению. Центральное место в экспозиции музея занимает стенд «Выпускники детского дома», главная задача которого — пропаганда достижений выпускников, добившихся значительных успехов в учебе, общественной жизни до и после выпуска из учреждения. Целое созвездие выпускников, успешных, востребованных в профессии, ярких личностей, известных в городе и крае, достойных граждан нашей страны, вышло из стен детского дома. Многие с гордостью называют себя гагаринцами. Среди них есть кандидаты наук, педагоги, военнослужащие, агрономы, металлурги, медицинские работники, инженеры, ведущие конструкторы, депутаты городского Совета и т. д. Знакомство воспитанников с биографиями успешных выпускников способствует формированию у них активной жизненной позиции. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность воспитанников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы. Уже с первого класса под моим руководством ребята пробуют себя в роли экскурсоводов музея. Юные экскурсоводы изучают и отрабатывают приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного фонда. Особое внимание уделяю мастерству экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. К работе над речью привлекаю логопедов детского дома.

В процессе такой деятельности воспитанники получают навыки работы с различными источниками, командного взаимодействия, синтеза и анализа информации, проектно-исследовательской работы, опыт публичных выступлений, у детей формируется умение конструировать программу подготовки и проведения конкретного дела. Организую воспитанников для участия в пополнении и обновлении экспозиций, в оформлении временных и передвижных выставок, изготовлении аннотаций, текстов, этикетажа к экспонатам. В результате такой работы у детей формируется умение конструктивно общаться и организовывать совместную деятельность, развиваются творческие способности. Встречи, мероприятия, проводимые в музее, активизируют в равной степени и слабых, и сильных воспитанников, т. к. создают возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации. Готовясь к встречам с выпускниками, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воспитанники изготавливают сувениры, открытки, подарки, составляют вопросники, анкеты. На базе музейных фондов через метод учебных проектов поэтапно формирую личностные качества воспитанников, в первую очередь — умение работать в коллективе, умение брать на себя и разделять ответственность за выбор, умение анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды. В процессе реализации проектов обозначаю пути продвижения каждого воспитанника от репродуктивного к творческому. Дети осваивают новые виды деятельности и пробуют свои силы в качестве исследователей: фотохудожников для обработки цифровой информации и цифрового дизайна; программистов для создания программных продуктов; экскурсоводов для проведения экскурсий; художников для оформления экспозиций, журналистов для подготовки и взятия интервью. Под моим руководством разными группами воспитанников были реализованы следующие социально-образовательные проекты: «SOSновый бор», посвящённый экологическим проблемам памятника природы, расположенного на территории города, «Уроки жизни», «Субботние бабушка и дедушка», «Дети 21 века — детям войны», направленные на сохранение преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции детей, лишенных попечения родителей, а также гражданско-патриотические акции: «Звездочка», «Георгиевская ленточка», которые содействуют воспитанию гражданской ответственности ребят через участие в социально — полезной деятельности. Систематически воспитанники презентуют итоги реализации проектов на городских научно-практических конференциях, краевом фестивале школьных музеев и клубов патриотической направленности. В результате практически у всех детей, принимающих активное участие в работе музея детского дома, проявляется устойчивое позитивное отношение к истории детского дома, города, края, а также наблюдается наличие интереса, желания дальнейшего изучения. Отмечаются изменения к лучшему в структуре личности детей — стремление к активной жизненной позиции (самореализация, самоуправление), осознанное участие в общественной работе (социальная активность), появилась уверенность в себе, открылись и получили развитие их творческие способности.

Литература:

  1. Васютин Д. В. «Школьный музей как средство патриотического воспитания школьников» Современные проблемы образования: опыт и перспективы. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2001.
  2. Нефедьева Л. Г. Отв. Редактор Свириденко А. Г. — Канск,2010 «Канская школа — интернат им.Ю. А. Гагарина», Канский детский дом им.Ю. А. Гагарина: История в событиях и лицах».
  3. МолчановаЗ.М., ТимченкоА.А., Черникова Т. В. «Личностное портфолио старшеклассника».
  4. Воронович В. М. «Управление учебно — воспитательным процессом средствами музейной педагогики»/ В. М. Воронович. — 2007.
  5. Суслов В. Н. «Моя семья. Мой народ. Моё Отечество»/ В. Н. Суслов. — Ростов н/Д: Легион, 2011. — 200с. (Начальное общее образование)
  6. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. — 2 –е изд. испр. и доп. — М.:АРКТИ, 2003. — 168с. «Как научить детей любить Родину».
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, активная жизненная позиция, дом, Гагарин, ребенок, детский дом, достижение педагогов, мое руководство, музей, общественная жизнь.

Похожие статьи

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка (из опыта работы)

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Похожие статьи

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка (из опыта работы)

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)