Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи
Авторы: Драганчук Вера Алексеевна, Марухно Елена Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 2132 раза
Библиографическое описание:
Драганчук, В. А. Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи / В. А. Драганчук, Е. Н. Марухно. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13450/ (дата обращения: 15.11.2024).
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т. д. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка.
В свою очередь, в практике мы используем нетрадиционные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук — это разноцветные камешки «Марблс».
Задачи игр скамешками «Марблс»
‒ Развивать мелкую моторику.
‒ Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
‒ Обогащать словарный запас.
‒ Развивать фонематическое восприятие.
‒ Формировать и закреплять правильный образ буквы.
‒ Развивать речь, внимание, память, мышление.
‒ Развивать фантазию ребенка.
‒ Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
«Марблс» — это небольшие камешки, выполненные в различных расцветках. Классические «Марблс» имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей. Камешек «Марблс» — далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные).
Игры с камешками способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, по автоматизации поставленных звуков, а также и в свободной деятельности детей. Игры развивают мелкую моторику пальцев рук, применяются при самомассаже. Работая с ними у детей развивается речь, память, мышление, внимание, воображение.
Варианты игр разнообразны и предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его заинтересованности в игре.
1. Самомассаж камешками «Марблс» (дети повторяют слова и выполняют действия с камешком в форме шарика в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, — (любуемся шариком на левой ладошке)
Он красивый, вот какой. — (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть — (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
2. При изучении лексических тем
«Укрась картинку». Детям раздаются картинки и разноцветные камешки.
3. При звуковом анализе слов. Раздаются схемы слов, картинки и камешки.
4. При развитии пространственных представлений.
«Помоги Нюше и Крошу добежать до своих домиков». Раздаются сюжетные картинки и камешки.
5. При автоматизации звуков.
«Лабиринты на автоматизацию звуков». Раздаются планшеты с набором картинок для автоматизации звуков и камешки.
6. При знакомстве с буквой. Раздаются контуры изучаемых букв и камешки соответствующего цвета.
Данные игры с камешками «Марблс» мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что она оказывает положительное воздействие на развитие детей.