Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя СПО
Авторы: Дороничева Раиса Михайловна, Иващенко Галина Алексеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 14.12.2017
Статья просмотрена: 2038 раз
Библиографическое описание:
Дороничева, Р. М. Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя СПО / Р. М. Дороничева, Г. А. Иващенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13493/ (дата обращения: 15.11.2024).
В соответствии с законом РФ «Об образовании», национальной доктриной образования в Российской Федерации, целью современного образования становится воспитание личности, способной к самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, отличающейся мобильностью, конструктивностью, динамизмом.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов. Многие преподаватели не придают особого значения этому этапу занятия. Они слышали и знают, что рефлексия — это самооценка
Поэтому перед преподавателем становятся актуальными вопросы:
– как спроектировать программную документацию;
– какие технологии обучения обеспечат выпускнику освоение компетенций, являющихся основой для решения практико-ориентированных задач его профессиональной деятельности в будущем;
– каким образом качественно организовать и проконтролировать самостоятельную работу обучающихся
– как должна измениться система оценивания?
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце учебного занятия. При этом преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.
Опыт показывает, что рефлексия помогает преподавателю контролировать группу обучающихся, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает обучающимся не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.
В связи с этим, рефлексия становится инструментом профессиональной деятельности, обеспечивающим ее успешность, так как педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности.
Все что происходит на учебном занятии по организации рефлексивной деятельности — не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Рефлексивная деятельность — необходимый атрибут деятельности не только учителей — новаторов, но и учащихся. Цели образовательной рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т. д. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности, обучающиеся не смогут усвоить те знания, которые они добыли, что стало проблемой на сегодняшний день. Причин тому немало:
– кризис образования во всем мире, который признается свершившимся фактом;
– низкий уровень подготовки профессиональных специалистов в вузах и др. Использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В педагогической науке под рефлексией понимают самоанализ деятельность и ее результатов. Рефлексия предполагает ретроспективную оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем это делали). Таким образом, рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Рефлексию можно провести как итог широкого круга воспитательных и образовательных мероприятий, обеспечивающих эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.
В литературе предлагается два варианта техники рефлексии — вербальные и невербальные.
Положительный момент использования вербальных техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.
Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов группы.
Преимущество использования невербальных техник заключаются в том, что каждый ребенок, не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Невербальную технику можно провести намного быстрее, красочнее, показательнее.
Недостаток невербального вида техники — отсутствие живого общения. К невербальным рефлексивным техникам предъявляется ряд серьезных требований: они должны быть компактными, быстро выполнимыми (не более 5 минут), очень информативными, разнообразными и ненавязчивыми.
Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности будет проводиться системно. В современной педагогике существует несколько механизмов, запускающих рефлексию учащихся:
– самым простым приемом, актуализирующим рефлексию учащихся, являются вопросы, предложенные учителем, например: «Что нового я узнал на уроке? Как я себя чувствовал на уроке? Что на уроке мне понравилось?»;
– анализ выполненного учебного задания, например: правильность и последовательность выполнения этапов задания, способов выражения ответа в виде таблиц, схем графиков и т. п. и их обоснования;
– предоставление ответа на вопросы в виде схемы или рисунка;
– предварительное обсуждение разных способов решения задачи: как верных, так и неверных решений;
– составлять граф-схемы для анализа путей решения.
– самостоятельное изменение учебных задач, чтобы задания решались разными способами;
– противопоставление суждений учащихся по одному и тому же вопросу;
Рефлексия выполняет следующие функции:
– диагностическую функцию, которая заключается в констатации уровня развития участников педагогического процесса, а также их взаимодействия и уровень его эффективности;
– проектировочную, которая предполагает проектирование и моделирование деятельности, тесное взаимодействие участников педагогического процесса;
– организаторскую функцию, способствующую организации наиболее эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учеников;
– коммуникативную функцию, которая является одним из важнейших условий общения педагога и воспитанников;
– смыслотворческую функцию, позволяющую сформировать в сознании участников процесса смысловой основы их собственной деятельности и взаимодействия;
– мотивационную функцию, которая задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
– коррекционную функцию, побуждающую участников процесса корректировать свою деятельность и взаимодействие.
Важными являются и способы формирования рефлексии:
– выполнение учащимися действий контроля и оценки. Это предполагает обращение учащихся к имеющимся знаниям, позволяет структурировать их и осознать, насколько проработан материал;
– разноуровневые задания, включение в опрос кроссвордов, рисунков и схем, а для школьников основной и средней школы составление сравнительных таблиц. Это позволит лучше осознать ученику уровень своей подготовки;
– создание проблемных ситуаций, в которых противопоставляются, сталкиваются предварительно выдвинутые положения, основывающиеся на бытовом, житейском опыте учащихся, и результаты экспертов;
– творческое решение задач;
– ведение учебного диалога учителя с учащимися на мировоззренческие темы. По мнению А. А. Маргулиса, «столкновение субъективных картин объективного мира — отправной пункт для философской рефлексии. Ребенок учится видеть свою позицию сквозь призму взаимодействия со взрослым или сверстниками, с точки зрения партнера по общению. В общении ребенок обосновывает, «вскрывает», делает доступными для другого способы своего собственного рассуждения, иллюстрирует их примерами, приводит доводы «за» или «против». Делая свою позицию понятной другому, он сам лучше понимает ее. В таких диалогах индивид приобретает способность к выделению своего способа действий в особый предмет преобразований, к пониманию смысла и цели собственной деятельности»;
Однако для эффективной работы учителю недостаточно ограничиться набором перечисленных приемов, методов, технологий. Необходим целостный подход к проблеме — с одной стороны, использование методов, повышающих самооценку и рефлексию учащихся; с другой — самому учителю быть рефлексирующей личностью, преодолевшей стереотип поведения. В этой связи необходимо подчеркнуть, что рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя и проявляются:
– благодаря введению в курс инновационных технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская работа, игровые технологии, коммуникативно- диалоговые технологии, педагогическая мастерская и др., создаются условия, в которых учащиеся самостоятельно контролируют собственные действия.
– в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки обучающихся;
– в процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные цели их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;
– в процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта.
Предлагаем схематическую модель системообразующих понятия процесса обучения как взаимосвязь целей обучения, деятельности преподавателя и обучаемого:
№ |
Основные категории учебных целей |
На основе рефлексии |
1 |
Применение |
Ученик |
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. |
– использует понятия и принципы в новых ситуациях, – применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, – демонстрирует правильное применение метода или процедуры и др., – использует IT технологии для поиска дополнительной информации |
|
2 |
Анализ |
Ученик |
Эта категория обозначает умение разбирать материал составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требует осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения. |
– выделяют скрытые(неявные) предположения, – видит ошибки и упущения в логике рассуждений, – проводит различие между фактами и следствиями, – оценивает значимость данных и др., – Составляет структурно — логические схемы или граф-схемы для поиска оптимального решения |
|
3 |
Синтез |
Ученик |
Эта категория обозначает учение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. |
– пишет небольшие творческие сочинения, – предлагает план проведения эксперимента, – использует знания из разных областей, чтобы составить план решений той или иной проблемы, и д.р, – включает творческие работы в свое портфолио, использует IT технологии оформляет свои работы, презентации, доклады, сообщения, статьи, участвует в профессиональных конкурсах очных и заочных |
|
4 |
Оценка |
Ученик |
Это категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждений, опытных исследовательских данных). Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определятся самим учащимся или же задаваться ему извне(например учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатам по всем предшествующим категориям: Учеба, практика, Internet ресурс, самостоятельная работа |
– оценивает логику построения материала в виде письменного текста, – оценивает соответствие выводов имеющимся данным, – оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, – оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев – проявляет профессиональные компетенции в соответствии с требованиями стандарта специальности и проявляет способность к приобретению с большей степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий – подготовка к саморегуляции и оценке своих достижений |
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления
Литература:
- Бабанский Ю. К.. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Москва. Просвещение 1982
- Кашлев С. С..Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / Кашлев С. С.. — Мн.: Высшая школа, 2002. — 95с
- Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов. М. Издание Центр. «Академия» 2009.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / Авт. — сост: Вавилова Л. Н., Гуляева М. А. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.
- Шебуняева С. А., Использование методических приемов для проведения рефлексии на современных уроках в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://infourok.ru/doklad-na-temu-ispolzovanie-metodicheskih-priemov-dlya-provedeniya-refleksii-na-urokah-1550864.html