Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности
Автор: Сергеева Антонида Анатольевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 09.01.2018
Статья просмотрена: 6028 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, А. А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности / А. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 66-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13506/ (дата обращения: 15.11.2024).
В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения прописаны следующие планируемые результаты экологического воспитания младших школьников: «ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно- этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах» [17]
Содержание современного экологического образования имеет сложный многогранный состав, который требует не только ответственной подготовки к работе на уроках, но и развитие серьезной внеурочной работы по формированию экологического воспитания. Внеурочная работа предполагает создание условий для того, чтобы дети могли проявлять и развивать свои интересы на основе свободного выбора, а также формирование основ экологической культуры школьников, расширение краеведческого кругозора, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, развитие творческих способностей учащихся.
В начальной школе детям необходимо усвоить прочные знания, и сочетание уроков с внеклассными занятиями, как правило, дает возможность сделать это более качественно, полно и многообразно. Так как внеклассная деятельность представляется составной частью общей воспитательной работы в школе, она должна быть ориентирована на достижение основной цели воспитания — получение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей, принимаемой обществом [11]
«Особенность внеурочной деятельности в экологическом воспитании проявляется на уровне следующих моментов:
- Внеклассная работа позволяет преодолеть определенные ограничения учебного процесса и формировать позитивное восприятие ребенком самого себя.
- Внеурочная деятельность дает возможность формирования у учащихся способностей к сотрудничеству, умению работать в группах, коллективному взаимодействию.
- Во внеклассной работе младший школьник имеет возможность научиться заниматься полезной деятельностью, на любом этапе включаться в такую деятельность и уметь самостоятельно организовывать её.
- Через внеурочную деятельность дети усваивают общепризнанные нормы поведения в окружающем мире путем овладения нравственными понятиями, идет активное формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.
- Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов. Находит отражение преемственность учебной и внеурочной деятельности, ведь качественно выстроенная внеклассная работа напрямую связана с воспитательной работой на уроках и нацелена на повышение эффективности учебного процесса.
Развитие познавательного интереса у детей в процессе внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой — усиливает воспитательное воздействие на ребенка», — отмечает С. А. Смирнова [15]
Организация внеклассная деятельность отличается от обычных уроков и строится, чаще всего, на интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее имеет возможность свободно выходить за пределы школьной программы, по ходу проведения занятий может изменяться и корректироваться преподавателем. К тому же, дети самостоятельно могут составлять план предстоящей работы, и это открывает немалые возможности для деятельности детей, учитывая разнообразие их интересов, возможностей, способностей.
Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей:
– мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической грамотности;
– коллективный и индивидуальный опыт решения экологических задач и проблем;
– опыт взаимодействия с находящейся вокруг средой и применения накопленного багажа знаний;
– потребность самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.
В работе Коджаспировых внеурочной воспитательной работой называется процесс, организованный педагогом, состоящий из разных видов деятельности младших школьников и обеспечивающий необходимые условия для социализации личности ребенка во внеурочное время [8]. Т. И. Тарасова и П. Т. Калашникова под внеклассной работой по экологическому воспитанию подразумевают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с исследованием представленной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время [16]. Она должна опираться на основу общих дидактических принципов, которые и определяют ее направление, содержание, формы и методы, такие как: научность, ассоциация с жизнью, трудом, практикой и т. п.
Главный принцип экологического образования в современном обществе четко сформулирован в федеральных государственных образовательных стандартах: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в обществе и природной среде.
В процессе реализации программ экологического образования учащихся младших классов могут применяться следующие методы:
– объяснительно — иллюстративное обучение, проверенный, традиционный, но наименее эффективный на современном этапе развития человечества метод обучения;
– интерактивное обучение, основывается на взаимодействии детей с учителем, между собой, с социальным и природным окружением, является более эффективным методом обучения;
– проектное обучение — в данный момент особо действенный метод обучения с помощью создания и реализации учебных проектов, связанных с жизненной практикой ребят, интеграцией теории и практики и направленный на достижение определенных сдвигов в лучшую сторону состояния находящейся вокруг природы, а в будущем — и всей планеты.
Определение внеклассной работы формулируется как деятельность, выполняющаяся на основе интереса и самодеятельности учащихся в свободное время. При обозначении содержания внеурочной работы нужно учитывать такие принципы, как: ассоциация с жизненными моментами, рассмотрение задач, решением которых занимается в данный момент государство, район, город, школа; соответствие содержания внеурочной работы возрасту школьников; учет особенностей их интеллектуального развития и возрастных и личностных интересов. Становление необходимого уровня экологической культуры у младших школьников вероятно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность, предложенная школьникам, — это реальный шанс в полной мере овладеть глубокими знаниями о законах природы, о связях человека с окружающей средой, это возможность практически увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Разнообразие деятельности учащихся должно присутствовать во внеклассных занятиях всех типов. По форме организации внеурочная работа может быть индивидуальной, групповой, массовой. Индивидуальные занятия рассчитываются на выполнение ребенком наблюдений как за отдельными видами растений, насекомых, животных, грибов и т. д., так и за природными сообществами, находящимися в непосредственной близости от образовательного учреждения, школьник должен также получить представление о взаимном влиянии друг на друга человека и живой природы. В таких видах организации внеурочной деятельности будут наиболее ценными те исследования, которые смогут подвести младшего школьника к определенным выводам о роли живых организмов в жизни человека, дадут возможность определить состояния данных живых организмов на обследуемой площадке и положат начало желанию своими руками сделать лучше находящуюся вокруг маленького человека природную среду: вырастить рассаду и посадить цветы на клумбе во дворе дома, школы, на улице, очистить школьный двор или небольшой участок леса от мусора и сушняка, смастерить кормушки и подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа во внеурочной деятельности очень важна и непосредственно связана с приобщением учащихся начальной школы к чтению, обсуждению книг и статей в журналах об охране природы, проведением конференций по мотивам прочитанных произведений о природе, написанию научных работ и докладов по выбранным темам исследования окружающей среды.
Кружковая внеурочная деятельность, являющаяся групповой формой внеклассной работы, способна добиться отличных результатов у детей, проявляющих особый интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Занятия во внеурочное время никак не отвлекают младших школьников от основной учебной деятельности, а даже помогают усваивать в полном объеме необходимые знания, развивать определенные умения и навыки. Классная работа на уроке служит важной теоретической основой для самостоятельной работы во внеурочное время, а работа в кружке помогает обновлению работы на уроке. К тому же, во время внеурочной работы можно организовать сбор природных материалов, составление разнообразных учебных коллекций (камней, гербариев, семян), изготовление наглядных пособий, которые впоследствии будут использоваться на уроках.
Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания. Случается, что в результате внеурочных занятий слабые ученики начинают испытывать определенный интерес к учению, начинают лучше заниматься, у них появляется интерес к чтению литературы, а это очень важно в начальных классах. На дополнительных занятиях по экологии дети основательнее изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Внеклассная работа предоставляет широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи.
Немаловажно значение внеклассной работы и в приобщении детей младшего школьного возраста к самостоятельной деятельности, которую они способны выполнить, опираясь на ту скорость усвоения знаний, которая характерна их индивидуальным способностям, что делает более эффективным процесс становления экологически культурной личности. При самостоятельной работе школьник может сосредоточиться на проведении эксперимента, кратковременном и долгосрочном наблюдении за выбранным объектом природного окружения, исследовании связей человека с природой в течение определенного отрезка времени, отразить полученные результаты в докладе, исследовательской работе, фотографиях, рисунках, схемах и других видах документов. Возможность применить собственные интеллектуальные способности, приложить физические усилия в таком масштабном и важнейшем деле как спасение планеты от экологической катастрофы, представляют исследования природной среды и необходимость ее охраны заманчивыми и интересными в глазах ребенка.
Очень действенно применять во внеклассной работе по формированию экологической культуры краеведческий принцип [2,3] Опора на объекты и события, находящиеся и происходящие рядом с ребенком, поможет достичь в данном деле наилучших результатов. Экологическое краеведение в школе должно быть важнейшей составной частью общего экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в совокупности основные задачи экологического образования: изучение разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися собственного опыта экологически разумного взаимодействия с находящейся вокруг природной средой, фактическое включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния природной среды в определенной местности, изучение состава её основных компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также, привлечение младших школьников в практическую природоохранную деятельность.
Тематика исследовательских работ по изучению особенностей местной окружающей среды может быть самой разнообразной. Например: «Изучение экологической обстановки в классе», «Изучение экологического состояния территории школы», экологический проект «Водоемы нашего города», «Что растет в школьном саду?», «Может ли быть лекарство под ногами?», «Растут ли цветы в темноте?», «Можем ли мы сберечь первоцветы?» и др.
Учащиеся младшего школьного возраста, изучая объекты реальной жизни в ходе внеклассной работы, то есть, занимаясь экологическим краеведением, получают богатый материал для рассмотрения и обсуждения разнообразных актуальных жизненных ситуаций в находящейся вокруг природной среде, особенно действия людей, где итог расходится с ожидаемым. Тем самым, при разборе любой актуальной проблемы, школьники имеют возможность извлечь уроки на будущее, поменять цели собственной деятельности, принимать правильные решения в соответствии с личными убеждениями. Правильно организованная внеурочная работа помогает создать условия для получения учениками начальной школы опыта принятия собственных экологических решений. Дети при этом опираются на полученные ранее знания экологического характера, в соответствии со сложившимися устоями, экологическими подходами и ориентациями. В последующем, дети легко могут найти правильный ответ на любой экологический вопрос: как правильно и безопасно проложить тропинку; где в лесу можно оборудовать стоянку; можно ли украшать свой дом любыми дикорастущими растениями; как безопасно ходить по лугу, лесу; как люди должны относиться к их живым обитателям; как нужно вести себя на природе, если вдруг повстречается дикое животное и т. д. Естественнонаучные знания при этом объясняют наилучший порядок поведения и способы действий в окружающей природной среде. Из всего сказанного ранее можно сделать вывод, что экологическое воспитание, осуществляющееся на раскрывании определенных экологических связей в природном сообществе, поможет детям легко и быстро усвоить общепринятые правила и нормы поведения в природе. Причем, данные нормы и правила будут не голословными утверждениями, а осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика, посещавшего занятия в рамках внеурочной работы.
Так же, как и основная учебная деятельность учащихся начальных классов, внеурочная работа настроена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. В настоящее время в современном образовательном процессе особое внимание заостряется на достижении ребенком личностных и метапредметных результатов, поэтому присутствует определенная специфика и в организации внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник не только должен узнать информацию от преподавателя, но, что важнее, должен научиться действовать самостоятельно, уметь чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность экологической направленности имеет в своем распоряжении множество разнообразных форм работы с обучающимися: познавательные (беседы, классные часы, учебные дискуссии, просмотры фильмов о природных сообществах); обучающие (семинары, практические работы, элементарные опыты); игровые (экологические игры, викторины, олимпиады, спектакли); конкурсные (выставки творческих работ, конкурсы рисунков, плакатов на тему охраны природы; продуктивные (выпуск экологических газет, посадка деревьев на территории школьного двора, операция «БУМ» — большая уборка мусора; экскурсии (особую роль в системе экологического образования занимают посещения особо охраняемых природных территорий, заказников, дендрария); экологические акции и праздники; обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками; участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике; выступления на научно — практических конференциях разных уровней с собственной научной работой, написанной по проведенному исследованию.
Наилучшее достижение предметных, личностных и метапредметных результатов в процессе внеурочной деятельности возможно при комплексном использовании приведенных выше форм работы, которые также содействуют формированию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Систематичность, последовательность и перспективность в работе повышает эффективность внеклассных занятий. Добровольность, активность и самостоятельность отличают участие детей младшего школьного возраста во внеклассной работе от учебной деятельности. Здесь они могут избрать такие виды работы, которые их интересуют и увлекают.
Связь внеклассной работы с учебными занятиями состоит в объединении усилий учителей по формированию ценностных ориентаций учащихся, развитию нравственно-эстетических чувств школьников, приобщение к опыту принятия научно обоснованных решений в области природопользования.
На современном этапе развития общества цель развития школьного образования состоит в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.
Формирование экологической культуры в данное время направлено на выработку правильного отношения человечества к природе, на поиски совместного решения экологических проблем нашей планеты, на обеспечение благоприятной окружающей обстановки для всех членов природного сообщества. Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста имеет возможность реализовываться посредством «экологизации» всех видов деятельности детей, в том числе, через организацию внеурочной деятельности экологической направленности, выступающую одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.
На основании выше изложенного материала можно сделать выводы о том, что проблема экологического образования и воспитания экологической культуры младших школьников в настоящее время существует и является актуальной. Наиважнейшим направлением в работе образовательных учреждений является экологическое воспитание детей младшего школьного возраста, которое реализовывается с учетом возрастных особенностей учащихся и имеет конечной целью формирование экологической культуры младших школьников. Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, нацеленный на формирование системы научных и практических знаний, необходимых умений, ценностных ориентаций, привития общепринятых правил и норм поведения в природном сообществе, а также вовлечение младших школьников в природоохранную деятельность, обеспечит ответственное отношение каждого ребенка к окружающей социально-природной среде. Таким образом, происходит воспитание экологически грамотной личности, то есть процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура гармоничного союза человека с природой, пропорционального и адекватного слияния общественных нужд и потребностей людей с естественным существованием и развитием природной среды.
В современной системе образования производится поиск путей по эффективному формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время. Воспитание экологической культуры учащихся должно проводиться систематически, обязательно должен быть принят во внимание местный краеведческий материал, необходимо придерживаться принципов преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов, к тому же нужно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Благодаря использованию разнообразных форм и методов работы, во внеурочной работе по формированию экологической культуры детей, происходит обогащение нравственного опыта, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение школьников к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию, под которой понимается организованная и целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность педагогов и учащихся начальных классов, связанная с изучением данных вопросов, базирующаяся на добровольных началах и проводимая во внеурочное время, предоставляет широкие возможности для формирования у младших школьников основ экологической культуры.
Литература:
- Алексахина Е. М., Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. — М., 1996.
- Бабакова Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, № 1.
- Бобылева Л. А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. — 2001. — № 6.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999
- Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. — 1997. -№ 4.
- Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С..Дежниковой. — М.: Тобол, 1997. — 96 с.
- Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. — М.: «Просвещение», 1984.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2002.
- Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н. Ф. Виноградова и др. — М., 2000.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997.
- Прохорова С. Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 157 с.
- Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. — М., 1978. — 49с
- Смирнова О. М. «Дифференцированный подход в обучении природоведению…»..-М.: Новая школа,1997.-С.42.
- Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — Борисоглебск: БГПИ, 2002. — 146 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010
- Фундаментальное ядро содержания общего образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова, М.: Просвещение, 2010.
- Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н. М. — М., 1996.
- Ян Амос Коменский. Великая дидактика, глава 10,8