Психологические особенности погружения в языковую среду на уроках русского языка в многонациональных классах средней школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 20.12.2017

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Уваров, В. И. Психологические особенности погружения в языковую среду на уроках русского языка в многонациональных классах средней школы / В. И. Уваров, К. И. Батманова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13508/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах средней школы практически не разработана, поэтому учителям самостоятельно приходится решать трудные задачи. В статье рассматриваются психологические особенности обучения русскому языку учеников в многонациональных классах и предлагаются инновационные методы преподавания, которые будут интересны большинству учащихся и позволят педагогу повысить эффективность усвоения материала.

Ключевые слова: психологические особенности, инновационные технологии на уроках русского языка, метод проектов, социальные сети.

С каждым годом в нашей стране возрастает число мигрантов. Люди, прибывшие к нам из других стран, поселяются целыми семьями в особо крупных городах. Становится главной проблема восприятия русского языка как основного средства общения. Известно, что русский язык занимает одно из первых мест по степени сложности изучения. Переселенцам приходится овладевать русским языком, чтобы без проблем понимать его на территории Российской Федерации. Надо сказать, что родители, чьи дети плохо владеют нашей речью, отдают последних в школы, где обучение происходит только на русском языке. Многонациональность обучающихся создает для учителя ряд трудностей. Образовательный стандарт, программа, методика, средства и язык обучения ориентированы исключительно на носителя русского языка. Низкий уровень владения русским языком «тормозит» весь процесс обучения не только детей–мигрантов, но и русскоязычных школьников. При этом возникают проблемы как методического, так и организационного характера, усугубляется психологическая напряженность в многонациональных классах.

Родители детей–мигрантов недостаточно хорошо знают русский язык, а зачастую, вовсе не говорят на нем. Поэтому основная роль языковой адаптации принадлежит учителям-словесникам.

Благодаря оценке Департамента по образованию Екатеринбурга мы можем говорить о том, что на каждый район приходится по одной школе, в которой количество детей-мигрантов превышает 25 %.

Не стала исключением и МБОУ СОШ № 127 г. Екатеринбурга, в которой большая часть обучающихся является многонациональной по своему характеру. Уроки русского языка становятся огромной нагрузкой для учителей. Но в школе не боятся этих трудностей: овладение русским языком является ключевыми для детей-переселенцев, и для русскоязычных (носителей языка) школьников.

Для того чтобы оценить степень мотивации к изучению русского языка и степень психологической напряженности у школьников в многонациональных классах, среди обучающихся 11–13 лет (5–6 классы) проводился социальный опрос. Было проанкетировано всего 60 учащихся. 33 обучающихся — это дети-иностранцы; 27 — дети, которые являются носителями русского языка.

Анкетирование показало, что 54 обучающимся из 60 очень нравится на уроках русского языка. При этом психологический комфорт испытывает только 45 учеников, 15 учащихся испытывают дискомфорт.

Зачастую, это связано с нежеланием работать на уроке. Мы пришли к выводу, что отсутствие интереса кроется в «колкостях» одноклассников, которые любят «высмеивать» отстающих учеников.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Верно ли утверждение «Я боюсь насмешек одноклассников, когда делаю много ошибок у доски или в диктанте?», %

Быть носителем русского языка еще не означает в совершенстве владеть им 5. Многие из нас, к сожалению, допускают очень грубые ошибки в разговорной и письменной речи. Поэтому следующие вопросы показывают то, как школьники оценивают свои знания русского языка, их заинтересованность на уроках.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Насколько хорошо ты владеешь русским языком?», %

‒ 24 учащихся отметили, что они свободно владеют русским языком,

‒ 27 учащихся — хорошо владеют,

‒ и только 1 ученик ответил, что совсем не знает русский язык.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Насколько хорошо воспринимаешь речь учителя?», чел.

Большинство учащихся хорошо понимает речь учителя, однако имеется 20 % детей (12 из 60), которые практически не воспринимают речь учителя на уроке, и это, конечно же, отражается на их успеваемости.

Намного лучше обстоят дела с письменной речью.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Насколько хорошо ты воспринимаешь письменную речь (учебник, тетрадь соседа, записи на доске)?», чел.

Только 7 из 60 учащихся (10 % из 100 %) не понимает письменной речи.

Это связанно с монологом учителя или с такой формой развития речи, как изложение. Все это время обучающиеся с интересом его слушают, однако воспроизвести им пройденный материал по окончании речи учителя не представляется возможным. В связи с этим у обучающихся появляются трудности при выполнении домашнего задания.

В среднем учащиеся тратят на выполнение домашнего задания 15–30 мин. К большому нашему удивлению, некоторые честно ответили, что они часто не делают работу, заданную на дом.

У 63 % учащихся появляется раздражение, когда они не могут выполнить задание.

Данная ситуация оказывает отрицательное воздействие на обнаружение орфографических и пунктуационных ошибок. 50 % учащихся ответили, что, в среднем, в диктанте они допускают 4–7 ошибок, однако, 15 % ответили, что таких ошибок очень много.

Оценивая ответы учащихся, мы учитывали их психологические особенности в многонациональных классах: неумение объективно оценивать своей деятельности, слабый уровень самоконтроля, неадекватность принятия оценки учителя и т. п. 1.

Одной из используемых форм работы является проектная деятельность обучающихся. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует обучающихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания, выбирать тему (раздел, главу, параграф, правило) для мини-проекта, работать в группе, общаться между собой, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.

78 % учащихся готовы работать в мини-группах, выполнять индивидуальное задание. При этом 52 % остерегаются выступать с докладом, боясь насмешек одноклассников.

Красивая грамотная речь — это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом — владеет миром» актуальна и в наше время.

72 % учащихся хотят узнать больше о русском языке, у них возникает желание дополнительно заниматься им, совершенствовать его, научиться красиво и грамматически правильно выстраивать свою речь.

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет «на нет» все усилия.

Грамотная правильная речь — это отсутствие слов-«паразитов». Те, у кого бедный словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «как бы» и др.

На данный момент существуют самые разные методики и программы по развитии речи.

Социальные сети являются идеальным инструментом для обучения благодаря следующим характеристикам 2:

  1. Школьники считают, что социальные сети более занимательными. В этом случае они находятся вне школы, вне урока, и учитель просто делится информацией с ними.
  2. Социальная сеть основана на реальной коммуникации, целью которой является общение. Таким образом, русский язык становится не предметом обучения, а средством общения.
  3. В социальных сетях работа становится совместной: у обучающихся появится возможность поиска ответов на вопросы, помощи и поддержки друг друга. Также они могут учиться самостоятельно и учить других.
  4. Учащиеся находят информацию, делятся ею, и если их действительно что-то заинтересует, то они создают собственные ресурсы на эту тему, следовательно, мы выйдем на интересную форму — форму самообучения.

В свою очередь, преподаватели вместе с детьми обязаны развиваться: нежелательно стоять у доски с учебником в руках, т. е. «идти» по традиционному пути образования. Использование новых технологий (интерактивных досок, блогов, виртуальных дисков) становится все более необходимым. Функция педагогов начинает меняться: если раньше учитель выступал в роли непосредственного «начальника», то теперь функция педагога начинает меняться: теперь учитель выступает в качестве старшего помощника, координатора, наставника, при этом оставляя за собой миссию идеала, человека, который должен подавать пример. Задача современного учителя задача состоит в том, чтобы помочь ученикам выбирать полезную информацию и «фильтровать» ее из огромного количества поступающих данных.

На основании всего вышесказанного мы решили создать группу в социальной сети «Вконтакте», потому что, во-первых, большинство наших учеников уже имеют там свой аккаунт и, во-вторых, сам процесс открытия этого аккаунта и его конфигурации является, пожалуй, самым простым среди подобных сетей.

Используя ресурсы социальной сети «Вконтакте», преподаватели могут тестировать обучающихся, давать им разного рода задания, контролировать, участвовать в творческих проектах, общаться со школьниками и другими преподавателями.

В рамках учебного маршрута, практикума/проекта можно создавать разнообразные задания. Задания различаются по типам проверки:

1. Переход по ссылке

Учащийся переходит по предложенной ссылке на внешний ресурс. Это может быть сайт, посвященный изучению РКИ, статья, словарь, видеоролик и т. п.

http://school-assistant.ru/

Приведенная выше ссылка на сайт, который направлен на помощь в изучении русского языка, как нам кажется, довольно подходящая к нашей проблеме. Данный сайт («Школьный помощник») очень удобен в использовании:

  1. бесплатный
  2. яркий дизайн (что немало важно для обучающихся 5-го класса)
  3. навигационное меню систематизировано
  4. представлен необходимый материал, который позволяет выделять главное, убирая при этом лишнюю информацию
  5. Нет рекламных материалов, что позволяет ученику сосредоточиться на изучение темы, представленной на данном сайте
  6. На данном сайте присутствует поисковая строка, которая дает возможность найти нужную информацию по запросу ученика в кратчайшие сроки
  7. Кроме теоретической базы фигурируют «тренажеры» и контрольные тесты, по которым ученик может проверить уровень подготовленности по какой-либо теме

2. Оценка чужих результатов (по пятибалльной шкале)

«Школьный помощник» дает возможность продиагностировать результаты не только собственной работы, но и результаты других обучающихся. Ученик ставит оценку от одного до пяти баллов, комментирует ошибки одноклассников. Например, тема: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова».

Обучающиеся по прочтении теоретического материала приступают к тестам, направленным на эту тему. По окончании проверочной работы появляется сначала оценка администратора сайта, а затем, по желанию ученика другие ребята могут поставить свою оценку и дать ценные указания. Таким образом, любая работа учащихся подвергается разным граням оценки.

3. Добавление записи в блоге

Учащийся делает в своем блоге запись на заданную тему. Скажем, блог — это некий индивидуальный дневник, в котором ведутся личные записи одним человеком.

Например, тема «Морфемный разбор слов «окно», «работа» и др. на современном и историческом уровнях». Этот вопрос носит дискуссионный характер. Каждый учащийся имеет право оставлять свое личное мнение по поводу разбора выше приведенных слов. Помимо этого, он может делиться своими мыслями с другими детьми. Этот обмен информации способствует накоплении опыта в данной теме.

4. Добавление фотографии, изображения

Тема: «Прямая речь». Учащийся находит и добавляет изображение на страницу проекта (например, иллюстрацию к предложенному тексту или изображение описанного предмета).

5. Добавление файла

Каждый ребенок, в свою очередь, может побыть методистом. По пройденной теме (например, «Буквы И, Ы после Ц») он может разработать алгоритм выполнения действий, заключающихся в правильном выборе буквы, а также разработать свои задания по степени простоты/сложности.

После разработки своей методики учащийся добавляет документ на страницу проекта.

6. Добавление видео

В словах-исключениях на тему «Буквы И, Ы после Ц» есть своя семантика: «Цыган цЫкнул на цЫпленка: «Цыпочка, цЫц». В этом законченном предложении можно определить грамматическую основу, следовательно, смысл присутствует. Учащийся находит короткую видеозапись, анимационный рисунок, либо gif-картинку, затем добавляет на страницу проекта. Вся эта визуализация помогает лучше усвоить материал и запомнить слова-исключения. Известно, что наглядный пример гораздо эффективнее, и поэтому при воспоминании об этой теме сразу на ум будет приходить gif-картинка и др.

7. Групповое обсуждение

Встречаются такие случаи, когда обучающихся волнует некий вопрос, связанный, к примеру, с такими морфологическими признаками имени существительного, как категория одушевленности/неодушевленности. Другими словами, кого можно считать одушевленным предметом, а что — неодушевленным. Это спорный вопрос. Например, существительное «кукла», «робот», «толпа» — одушевленные или неодушевленные предметы? Эти все неоднозначные моменты выносятся на всеобщее обсуждение.

  1. Создание проекта. Участие в нем.

Учащийся создает свой творческий проект.

На основании уже существующего сайта «Школьный помощник» учитель предлагает ребятам создать свой сайт, (либо группу во «Вконтакте»), который будет посвящен изучению русского языка. В этом проекте всем ребятам необходимо будет объединиться и распределить работу на каждого. Один отвечает за дизайн сайта, другой разрабатывает задания для совершенствования языка, третий отвечает за популярность (как вариант) и тому подобное. Самое важное, что в этом едином проекте дети объединяться за общим делом, и тогда психологический барьер у детей-мигрантов будет постепенно сводиться к нулю. Они почувствуют себя важными и нужными в разработке проекта, перестанут стесняться и, возможно, придумают более оригинальные идеи, нежели русскоязычные школьники. Тогда наш вопрос с психологическими особенностями погружения в языковую среду на уроках русского языка будет решен.

10. Добавление комментария

Учащиеся добавляют комментарий к записи (ответ на вопрос, редактирование задания, оценка деятельности другого ученика).

Изучение темы: «Глагол как часть речи». Ученики формулируют 5 проблемных вопросов, которые, по их мнению, отражают тему глагола, помещают свой материал на странице проекта и обсуждают его.

11. Голосование

Учащиеся голосуют за варианты предметов обсуждения, которые бы полностью «отзеркаливали» данную тему (например, для чего нужны виды глагола? И т. д.). Вариант, который больше всех набрал голосов, становится неотъемлемой частью нашего проекта

12. Тест

Учитель, как координатор всех идей обучающихся, создает контрольный тест, который был бы качественен с точки зрения методики. Данная работа после проведения всех способов адаптации позволяет проследить динамику возрастания или убывания психологического барьера между учениками многонациональных классов. Также этот тест может включать в себя не только уровень самоощущения, но уровень владения русским языком. Мы можем оценить эффективность разработанного сайта, т. е. продуктивен он или нет.

Преподаватель может добавлять в библиотеку ресурсы, которые используются в учебном процессе, чтобы поделиться ими с учащимися и другими участниками группы.

Одним из важных факторов повышения эффективности деятельности учителей русского языка и литературы является использование в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе постоянное совершенствование знаний, навыков и способностей учащихся в области получения, обработки, использования и передачи образовательной, творческой и иной информации с использованием компьютеров, Интернета и других технологических средств 3.

Результаты проведенного педагогического исследования позволили нам сделать вывод, что использование метода проектов на уроках русского языка и ресурсов социальной сети «Вконтакте» может положительно повлиять на развитие познавательной активности и эффективность усвоения изучаемого материала учащихся в многонациональных классах средней школы.

Инновационные методы обучения русскому языку позволят повысить успеваемость и улучшить психологическую обстановку в школе.

Литература:

  1. Диденко С. Ю., Загоруйко Т. В., Лактионова Е. Е., Лебедева В. В. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2017. — № 14. — С. 614–615.
  2. Савицкая Г. В. Социальные сети как инструмент изучения русского языка // Русский язык за рубежом. 2012. № 1 (230). С.102–104
  3. Султанов Х. Э., Анкабаев Р. Т., Хасанова Н. С., Чориева Н. Ш. Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 103–105.
  4. Фролова Т. И. Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы [Текст] / Т. И. Фролова // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 356–359.
  5. Хорошо ли вы знаете русский язык? // http://www.7ya.ru/tests/test239/
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, учащийся, обучающийся, письменная речь, распределение ответов, социальная сеть, страница проекта, ученик, класс, речь учителя.

Ключевые слова

социальные сети, метод проектов, психологические особенности, инновационные технологии на уроках русского языка

Похожие статьи

Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ

В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Трудности в обучении говорению на уроках английского языка в средней школе и пути их преодоления с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся

В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся средней школы в процессе обучения говорению на уроках английского языка, возможные пути их решения, в том числе проблемные ситуации как наиболее эффективный способ, соот...

Основные трудности в онлайн-обучении иностранных студентов русскому языку в медицинской школе

Проблемы обучения в онлайн-режиме как никогда актуальны в Кыргызстане. С весны прошлого года преподаватели с одной стороны и учащиеся с другой стороны испытывают определенные трудности при изучении той или иной дисциплины. В данной статье рассматрива...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

О целесообразности и факторах эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена рассмотрению вопроса о целесообразности изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста, живущих в среде, использующей родной язык для общения. Освещены данные некоторых исследований, касающихся рассмотрения эффективности ран...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Похожие статьи

Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ

В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Трудности в обучении говорению на уроках английского языка в средней школе и пути их преодоления с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся

В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся средней школы в процессе обучения говорению на уроках английского языка, возможные пути их решения, в том числе проблемные ситуации как наиболее эффективный способ, соот...

Основные трудности в онлайн-обучении иностранных студентов русскому языку в медицинской школе

Проблемы обучения в онлайн-режиме как никогда актуальны в Кыргызстане. С весны прошлого года преподаватели с одной стороны и учащиеся с другой стороны испытывают определенные трудности при изучении той или иной дисциплины. В данной статье рассматрива...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

О целесообразности и факторах эффективности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена рассмотрению вопроса о целесообразности изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста, живущих в среде, использующей родной язык для общения. Освещены данные некоторых исследований, касающихся рассмотрения эффективности ран...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...