Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 18.12.2017

Статья просмотрена: 713 раз

Библиографическое описание:

Прокофьева, Е. И. Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ / Е. И. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13515/ (дата обращения: 15.11.2024).



Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!

К. Д. Ушинский

  1. Актуальность. Важным фактором в современном мире является всё большее осознание физической культуры, как части культуры личности и общества. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно меняется содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность детей и т. д.) внимание педагога направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребёнка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем мире. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел «физического развития и здоровья» в комплексных образовательных программах содержит перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. Но ещё П. Ф. Лесгафт, основоположник системы физического воспитания, научно обосновал связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием. Эффективно решают эту задачу новые формы физического развития — интегрированные занятия. Интегрированный подход соответствует одному из требований ФГОС ДО: согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655), программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция разных видов деятельности и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач, формированию здоровьесберегающей компетентности. Наряду с этим, занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.
  2. Модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогом-психологом. При планировании и организации интегрированных физкультурных занятий важным компонентом является взаимодействие и сотрудничество инструктора по физической культуре не только с воспитателями групп, но в первую очередь с педагогом — психологом ДОУ.

Цель: создание модели взаимодействия инструктора по Физической культуре с педагогом — психологом, содействующей полноценному психическому и личностному развитию дошкольников, а также формированию целостных представлений о здоровом образе жизни через педагогическую песочницу.

Задачи:

  1. Способствовать снятию физического и психоэмоционального напряжения дошкольников средствами песочной терапии;
  2. Способствовать повышению качества формирования двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста путем сочетания разных видов детской деятельности, активизирующей все системы восприятия: зрительную, тактильную, слуховую, двигательную;
  3. Содействовать повышению функциональной деятельности коры головного мозга, межполушарных взаимодействий, мелкой моторики;
  4. Обеспечивать непрерывность социально — коммуникативного развития сознания детей на основе преемственности образовательных программ инструктора по ФИЗО, педагога — психолога и дефектолога.

Направления работы в рамках интегрированного взаимодействия инструктора по ФИЗО и педагога — психолога:

  1. Роль песочницы вразвитии эмоционально-личностной сферы дошкольников на занятиях ФИЗОрасширение альтернативы выбора игр и упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей (непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью), направленных на развитие двигательный умений, профилактика чрезмерной утомляемости, снятие психоэмоционального напряжения в процессе занятия, развитие всех видов восприятия и межполушарных взаимосвязей.
  2. Игры спеском как дидактический прием вразвитии психоэмоционального состояния дошкольников сОВЗ вусловиях инклюзии на занятиях ФИЗО. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, частую смену настроения. У детей в ряде случаев нарушены эмоциональные контакты со сверстниками, с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Предлагаемая техника с использованием песка и воды за счет невербальной экспрессии может оказать корректирующую помощь в преодолении указанных трудностей, что так же большое значение имеет при наличии у ребенка речевых нарушений.
  3. Педагогическая песочница на занятиях ФИЗО впроцессе адаптации младших дошкольников кДОУ. Игра в песок, особенно для детей младших групп, является самым доступным и естественным способом самотерапии. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей внутреннего и внешнего плана. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Проигрывание в песке расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение в период адаптации к Д/с.

Содержание интегрированного взаимодействия инструктора по ФИЗО ипедагога— психолога.

Структура интегрированных занятий, представлена тремя частями:

  1. Вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему. Двигательная деятельность детей (ходьба, бег, перестроения) подобраны согласно содержанию и сюжету занятия. Длительность основной части занятия 3–5 мин.
  2. Основная часть решает задачи физического развития (формирование умений и навыков основных видов движения) и познавательного развития (формирование представлений у детей об основах безопасного поведения в конкретной ситуации, представлении о себе как человеке). Длительность основной части занятия 10 -15–20 мин.
  3. Заключительная часть решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений. Длительность заключительной части занятия 2–5 мин.

В зависимости от направления работы, интеграция применяется на различных этапах занятия по ФИЗО:

  1. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Работая в данном направлении, рационально, на наш взгляд, применение элементов песочной терапии в заключительной части занятия. Работа с подгруппой детей.
  2. Развитие психоэмоционального состояния дошкольников сОВЗ вусловиях инклюзии. Выстраивая работу в данном направлении, учитываются индивидуальные особенности детей с ЗПР на каждом этапе занятия и при необходимости в зависимости от состояния и поведения ребенка, педагог — психолог включает его в педагогическую песочницу. Индивидуальная работа.
  3. Педагогическая песочница впроцессе адаптации младших дошкольников кДОУ. Песочная терапия применяется с детьми с осложненной адаптацией, когда дети отказываются идти на занятия по ФИЗО либо отказываются от физических упражнений. В этих случаях ребенок присутствует на занятии и наблюдает за действиями других детей группы, играя в песок. Работа подгрупповая/индивидуальная/в паре

Типы игр иупражнений впедагогической песочнице вусловиях интеграции на занятиях ФИЗО.

  1. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.
  2. Упражнения на развитие мелкой моторики рук, на отработку согласованных действий рук, межполушарных взаимодействий.
  3. Психогимнастические упражнения на релаксацию, снятие эмоционального напряжения.
  4. Коммуникативные упражнения.
  5. Упражнения на развитие пространственных представлений.

Периодичностьинтегрированного взаимодействия инструктора по ФИЗО ипедагога— психолога.

– 1 раз в неделю в работе со старшими дошкольниками;

– 1 раз в неделю в период адаптации с августа по ноябрь с младшими дошкольниками;

– 1 раз в неделю в работе с детьми с ОВЗ.

  1. Анализ практической работы по проведению интегрированных физкультурных занятий с применением элементов песочной терапии сдетьми дошкольного возраста, позволяет сделать следующие выводы:

– интегрированные занятия по физической культуре способствуют формированию у дошкольников целостной картины мира;

– у детей формируется интерес к занятиям «умной» физической культурой и занятия дают высокую результативность, т. к. ребёнок вовлечён в активный процесс движения и познания;

– способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности в педагогической песочнице;

– развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации данного занятия;

– интегрированные занятия обогащают детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, коммуникации;

– организация и проведение интегрированных занятий способствует творческому взаимодействию специалистов и педагогов детского дошкольного учреждения.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей — проявление творческой активности педагогов.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

Литература:

1. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. — М.: Смысл, 1997.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Чудеса на песке.Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии, СПб, Речь, 2002.

4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь,2008.

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь,2008.

6. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С., Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. ТЦ Сфера,2009.

7. Сиротюк А. Л. Дифференцированное обучение детей с учетом индивидуально — психологических особенностей. Дис. д-ра психол. наук. М.,2004

8. Скворцов И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М., 2003.

9. Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность головного мозга ребенка. М., 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, ребенок, педагогическая песочница, физическая культура, песочная терапия, дошкольник, физическое развитие, заключительная часть занятия, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительная работа.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Роль интегрированных уроков ОБЖ, ПДД, русского языка и литературы, физики в формировании культурного, грамотного пешехода

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Роль интегрированных уроков ОБЖ, ПДД, русского языка и литературы, физики в формировании культурного, грамотного пешехода

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)