Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ
Автор: Прокофьева Елена Ильинична
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 18.12.2017
Статья просмотрена: 713 раз
Библиографическое описание:
Прокофьева, Е. И. Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ / Е. И. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13515/ (дата обращения: 15.11.2024).
Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!
К. Д. Ушинский
- Актуальность. Важным фактором в современном мире является всё большее осознание физической культуры, как части культуры личности и общества. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно меняется содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность детей и т. д.) внимание педагога направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребёнка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем мире. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел «физического развития и здоровья» в комплексных образовательных программах содержит перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. Но ещё П. Ф. Лесгафт, основоположник системы физического воспитания, научно обосновал связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием. Эффективно решают эту задачу новые формы физического развития — интегрированные занятия. Интегрированный подход соответствует одному из требований ФГОС ДО: согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655), программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция разных видов деятельности и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач, формированию здоровьесберегающей компетентности. Наряду с этим, занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.
- Модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогом-психологом. При планировании и организации интегрированных физкультурных занятий важным компонентом является взаимодействие и сотрудничество инструктора по физической культуре не только с воспитателями групп, но в первую очередь с педагогом — психологом ДОУ.
Цель: создание модели взаимодействия инструктора по Физической культуре с педагогом — психологом, содействующей полноценному психическому и личностному развитию дошкольников, а также формированию целостных представлений о здоровом образе жизни через педагогическую песочницу.
Задачи:
- Способствовать снятию физического и психоэмоционального напряжения дошкольников средствами песочной терапии;
- Способствовать повышению качества формирования двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста путем сочетания разных видов детской деятельности, активизирующей все системы восприятия: зрительную, тактильную, слуховую, двигательную;
- Содействовать повышению функциональной деятельности коры головного мозга, межполушарных взаимодействий, мелкой моторики;
- Обеспечивать непрерывность социально — коммуникативного развития сознания детей на основе преемственности образовательных программ инструктора по ФИЗО, педагога — психолога и дефектолога.
Направления работы в рамках интегрированного взаимодействия инструктора по ФИЗО и педагога — психолога:
- Роль песочницы вразвитии эмоционально-личностной сферы дошкольников на занятиях ФИЗО— расширение альтернативы выбора игр и упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей (непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью), направленных на развитие двигательный умений, профилактика чрезмерной утомляемости, снятие психоэмоционального напряжения в процессе занятия, развитие всех видов восприятия и межполушарных взаимосвязей.
- Игры спеском как дидактический прием вразвитии психоэмоционального состояния дошкольников сОВЗ вусловиях инклюзии на занятиях ФИЗО. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, частую смену настроения. У детей в ряде случаев нарушены эмоциональные контакты со сверстниками, с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Предлагаемая техника с использованием песка и воды за счет невербальной экспрессии может оказать корректирующую помощь в преодолении указанных трудностей, что так же большое значение имеет при наличии у ребенка речевых нарушений.
- Педагогическая песочница на занятиях ФИЗО впроцессе адаптации младших дошкольников кДОУ. Игра в песок, особенно для детей младших групп, является самым доступным и естественным способом самотерапии. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей внутреннего и внешнего плана. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Проигрывание в песке расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение в период адаптации к Д/с.
Содержание интегрированного взаимодействия инструктора по ФИЗО ипедагога— психолога.
Структура интегрированных занятий, представлена тремя частями:
- Вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему. Двигательная деятельность детей (ходьба, бег, перестроения) подобраны согласно содержанию и сюжету занятия. Длительность основной части занятия 3–5 мин.
- Основная часть решает задачи физического развития (формирование умений и навыков основных видов движения) и познавательного развития (формирование представлений у детей об основах безопасного поведения в конкретной ситуации, представлении о себе как человеке). Длительность основной части занятия 10 -15–20 мин.
- Заключительная часть решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений. Длительность заключительной части занятия 2–5 мин.
В зависимости от направления работы, интеграция применяется на различных этапах занятия по ФИЗО:
- Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Работая в данном направлении, рационально, на наш взгляд, применение элементов песочной терапии в заключительной части занятия. Работа с подгруппой детей.
- Развитие психоэмоционального состояния дошкольников сОВЗ вусловиях инклюзии. Выстраивая работу в данном направлении, учитываются индивидуальные особенности детей с ЗПР на каждом этапе занятия и при необходимости в зависимости от состояния и поведения ребенка, педагог — психолог включает его в педагогическую песочницу. Индивидуальная работа.
- Педагогическая песочница впроцессе адаптации младших дошкольников кДОУ. Песочная терапия применяется с детьми с осложненной адаптацией, когда дети отказываются идти на занятия по ФИЗО либо отказываются от физических упражнений. В этих случаях ребенок присутствует на занятии и наблюдает за действиями других детей группы, играя в песок. Работа подгрупповая/индивидуальная/в паре
Типы игр иупражнений впедагогической песочнице вусловиях интеграции на занятиях ФИЗО.
- Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук, на отработку согласованных действий рук, межполушарных взаимодействий.
- Психогимнастические упражнения на релаксацию, снятие эмоционального напряжения.
- Коммуникативные упражнения.
- Упражнения на развитие пространственных представлений.
Периодичностьинтегрированного взаимодействия инструктора по ФИЗО ипедагога— психолога.
– 1 раз в неделю в работе со старшими дошкольниками;
– 1 раз в неделю в период адаптации с августа по ноябрь с младшими дошкольниками;
– 1 раз в неделю в работе с детьми с ОВЗ.
- Анализ практической работы по проведению интегрированных физкультурных занятий с применением элементов песочной терапии сдетьми дошкольного возраста, позволяет сделать следующие выводы:
– интегрированные занятия по физической культуре способствуют формированию у дошкольников целостной картины мира;
– у детей формируется интерес к занятиям «умной» физической культурой и занятия дают высокую результативность, т. к. ребёнок вовлечён в активный процесс движения и познания;
– способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности в педагогической песочнице;
– развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации данного занятия;
– интегрированные занятия обогащают детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, коммуникации;
– организация и проведение интегрированных занятий способствует творческому взаимодействию специалистов и педагогов детского дошкольного учреждения.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей — проявление творческой активности педагогов.
Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.
Литература:
1. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. — М.: Смысл, 1997.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Чудеса на песке.Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии, СПб, Речь, 2002.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь,2008.
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь,2008.
6. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С., Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. ТЦ Сфера,2009.
7. Сиротюк А. Л. Дифференцированное обучение детей с учетом индивидуально — психологических особенностей. Дис. д-ра психол. наук. М.,2004
8. Скворцов И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М., 2003.
9. Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность головного мозга ребенка. М., 1991.