Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР
Авторы: Муталлапова Елена Георгиевна, Шебаршева Алла Евгеньевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 22.12.2017
Статья просмотрена: 342 раза
Библиографическое описание:
Муталлапова, Е. Г. Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР / Е. Г. Муталлапова, А. Е. Шебаршева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13517/ (дата обращения: 15.11.2024).
Коллекционирование — одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, т. е. связь с образовательной деятельностью по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, коммуникативной деятельностью, сенсорным развитием.
Другой немаловажной причиной занятий с детьми с общим недоразвитием речи коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в нашей группе встречаются дети с гиперактивным поведением, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Потому в нашей группе для детей 5–7 лет с ОНР возник проект по коллекционированию «Чудо пуговица».
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, дети 5–7 лет с ОНР, родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный
Цель проекта: формирование у детей естественно — научных представлений о предметах окружающего мира.
Задачи проекта:
‒ заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
‒ сформировать у детей представления о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц; — развивать познавательные процессы, коммуникативные навыки и мелкую моторику рук у детей;
‒ организовать работу по взаимодействию с родителями в рамках проекта.
Этапы реализации проекта:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный.
Подготовительный этап:
- Обсуждение темы проекта
- Сбор информационного материала
- Анализ художественной литературы, музыкального репертуара
- Подбор материала для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
- Проведение консультации «Коллекция пуговиц — как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
- Изготовление костюмов для выступления агитбригады
- Подбор методической познавательной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме;
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной этап:
Формы работы с детьми:
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Посещение интернет-музея пуговицы. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос.
- Рассматривание пуговиц под лупой.
- Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Коммуникативная деятельность:
‒ Составление описательных рассказов о пуговицах;
‒ Придумывание сказок и историй;
‒ Словесные игры и речевые упражнения: «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи», «Сосчитай», «Узнай по описанию», «Один-много».
Восприятие художественной литературы и фольклора
‒ Загадки о пуговице;
‒ Стихи о пуговице;
‒ Пословицы и поговорки о пуговицах;
‒ Приметы о пуговицах
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Умные шнурочки», «Собери пуговицу», «Отгадай на ощупь геометрические фигуры и цифры», «Сосчитай пуговки», «Выложи букву из пуговиц», «Выложи фигуру из пуговиц». Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
Изобразительная деятельность:
- Рисование: «Нарисуем пуговицу»
- Лепка из соленого теста «Мы дизайнеры», составление из пуговиц узоров на пластилине «Бабочка», «Кошка»
- Коллективная аппликация «Лебеди»
Музыкальная деятельность:
‒ Разучивание частушек;
‒ Прослушивание песен;
‒ Разучивание танца;
Двигательная деятельность:
Подвижные игры: «С пальца на палец», «В рассыпную», «Еще дальше», «Кто больше соберет пуговиц», Пуговичный массаж, Эстафета «Веселые пуговки».
Формы работы с родителями:
‒ Беседы с родителями о важности данной проблемы.
‒ Консультация для родителей: «Волшебные пуговицы».
‒ Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
‒ Привлечение родителей к пополнению загадок, стихов, поговорок, пословиц, примет о пуговицах.
Заключительный этап.
- Представление «Музей пуговиц».
- Оформление выставки выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.
- Представление проекта «Чудо пуговица» на педагогическом совете.
Результативность:
‒ повысился интерес детей к коллекционированию;
‒ сформированы у детей представления о роли пуговиц в жизни человека, о ее многообразии.
‒ повысился уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков и мелкой моторики рук у детей;
‒ активизация родителей как участников проекта.