Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи / А. В. Богатырева, Л. А. Герасимова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13521/ (дата обращения: 15.11.2024).



Речь — это один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Благодаря родному языку малыш познает наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, планы, чувства, желания, аргументировать свою точку зрения, тем лучше его взаимопонимание со сверстниками и взрослыми, то есть речевая коммуникация.

Известный психолог Л.С Выготский говорил: «Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций; средства общения, передача накопленного человеческого опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».

В наше время наблюдается значительный рост количества детей, имеющих речевую патологию. Даже незначительное нарушение речи отрицательно влияет на развитие ребенка и формирование его личности. Детям с нарушениями речи присущи нестойкость интересов, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Как помочь детям увидеть и услышать все многообразие окружающего мира, как помочь им войти в мир взрослых и полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, Л.С Выготский, Д.Б Эльконин, А.Б Запорожец и другие авторы отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного и погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал.

Театрализованная деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

Рассматривая игру ребенка, как синкретическую художественную деятельность, как первичную драматическую форму, Л.С Выготский подчеркивает ее ценность в том, что «артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.

Исследователи, изучавшие театрализовано-игровую деятельность, указывают на важность ее, как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества.

Педагогическая ценность театрализованной деятельности заключается в том, что театрализованные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи, развития речевой коммуникации.

  1. Стимулируют активный словарь.
  2. Помогают усвоению родного языка, его выразительных средств.
  3. Совершенствуют артикуляционный аппарат.
  4. Формируют диалогическую и монологическую речь.
  5. Развивают такие психические процессы, как память, воображение, мышление.
  6. Способствуют развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации и модуляции голоса.
  7. Развивают мелкую моторику рук (управление различными куклами-пальчиковыми, би-ба-бо).
  8. Позволяют формировать опыт социального поведения, формируют чувство партнерства, умение работать в коллективе.
  9. Развивают эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.

Процесс формирования театрализовано-игровой деятельности дошкольников с различными нарушениями речи имеет свои особенности. Он предполагает этапность, что является организационным стержнем данного вида художественной деятельности. При этом на каждом этапе ставятся задачи, решение которых обеспечивается в художественном общении ребенка с проблемами с взрослыми и сверстниками.

Первый этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к театрализовано-игровой деятельности. В этот период важно обеспечивать условия, способствующие проявлению интереса и желания детей с проблемами участвовать в различных театрализовано-игровых формах:

‒ материальные (оборудование, игрушки, фланелеграф, демонстрационный стол, элементы костюмов и декораций);

‒ первоначальная ориентировка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ;

‒ расширение круга представлений о театре, обогащение его новыми впечатлениями, накопление опыта.

Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения ребенком с нарушением речи. На данном этапе важно расширять кругозор детей за счет увеличения объёма информации, обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов, сформировать целостное видение сюжета и образа, представление детей о композиционном построении театрализованного действия.

Реализации этих задач способствует использование, как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.

Третий этап-это формирование театрализовано-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. На данном этапе старшие дошкольники в доступной для них форме приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх, а также знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой построения сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии, в режиссерских играх.

К воспроизведению образов персонажей в театрализованных играх дети подводятся постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем дети овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать целостный образ персонажа.

В своей работе мы использовали различные виды театрализованных игр: настольный театр игрушек (готовых и самодельных); театр на ковролине; пальчиковый театр; театр Бибабо; ложковый театр; игра-драматизация.

Кукольный спектакль по сказкеВ.Г.Сутеева «Мешок яблок»

Кукольный спектакль по сказкеС.А.Воронкова «Храбрый клоун»

Учимся управлять куклой-марионеткой.

Составление рассказа по теме «Новогодние фантазии» сиспользованием поделок, выполненных детьми

Игра-драматизация по произведениюС.В.Михалкова «Часы»

Тематика театрализованных игр должна быть содержательной, разнообразной, обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей.

«В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь и навыки речевой коммуникации у детей». Е. А. Антипина.

Литература:

  1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Чистякова М. И. «Психогимнастика» — М.: Просвещение, 1990.
  3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» — М.: Школьная пресса, 2000.
  4. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»: Учебник для вузов. Е. А. Медведева, Н. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М. Академия, 2001.
  5. «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Г. Вечкановой. С.- П, КАРО. 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевая коммуникация, театрализовано-игровая деятельность, кукольный спектакль, нарушение речи, развитие ребенка, родной язык, театрализованная деятельность, художественная деятельность, эмоциональная сфера.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста