Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Герасимова Людмила Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 23.12.2017
Статья просмотрена: 2383 раза
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи / А. В. Богатырева, Л. А. Герасимова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13521/ (дата обращения: 15.11.2024).
Речь — это один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Благодаря родному языку малыш познает наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, планы, чувства, желания, аргументировать свою точку зрения, тем лучше его взаимопонимание со сверстниками и взрослыми, то есть речевая коммуникация.
Известный психолог Л.С Выготский говорил: «Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций; средства общения, передача накопленного человеческого опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».
В наше время наблюдается значительный рост количества детей, имеющих речевую патологию. Даже незначительное нарушение речи отрицательно влияет на развитие ребенка и формирование его личности. Детям с нарушениями речи присущи нестойкость интересов, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Как помочь детям увидеть и услышать все многообразие окружающего мира, как помочь им войти в мир взрослых и полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, Л.С Выготский, Д.Б Эльконин, А.Б Запорожец и другие авторы отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного и погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал.
Театрализованная деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.
Рассматривая игру ребенка, как синкретическую художественную деятельность, как первичную драматическую форму, Л.С Выготский подчеркивает ее ценность в том, что «артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.
Исследователи, изучавшие театрализовано-игровую деятельность, указывают на важность ее, как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества.
Педагогическая ценность театрализованной деятельности заключается в том, что театрализованные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи, развития речевой коммуникации.
- Стимулируют активный словарь.
- Помогают усвоению родного языка, его выразительных средств.
- Совершенствуют артикуляционный аппарат.
- Формируют диалогическую и монологическую речь.
- Развивают такие психические процессы, как память, воображение, мышление.
- Способствуют развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации и модуляции голоса.
- Развивают мелкую моторику рук (управление различными куклами-пальчиковыми, би-ба-бо).
- Позволяют формировать опыт социального поведения, формируют чувство партнерства, умение работать в коллективе.
- Развивают эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.
Процесс формирования театрализовано-игровой деятельности дошкольников с различными нарушениями речи имеет свои особенности. Он предполагает этапность, что является организационным стержнем данного вида художественной деятельности. При этом на каждом этапе ставятся задачи, решение которых обеспечивается в художественном общении ребенка с проблемами с взрослыми и сверстниками.
Первый этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к театрализовано-игровой деятельности. В этот период важно обеспечивать условия, способствующие проявлению интереса и желания детей с проблемами участвовать в различных театрализовано-игровых формах:
‒ материальные (оборудование, игрушки, фланелеграф, демонстрационный стол, элементы костюмов и декораций);
‒ первоначальная ориентировка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ;
‒ расширение круга представлений о театре, обогащение его новыми впечатлениями, накопление опыта.
Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения ребенком с нарушением речи. На данном этапе важно расширять кругозор детей за счет увеличения объёма информации, обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов, сформировать целостное видение сюжета и образа, представление детей о композиционном построении театрализованного действия.
Реализации этих задач способствует использование, как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.
Третий этап-это формирование театрализовано-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. На данном этапе старшие дошкольники в доступной для них форме приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх, а также знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой построения сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии, в режиссерских играх.
К воспроизведению образов персонажей в театрализованных играх дети подводятся постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем дети овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать целостный образ персонажа.
В своей работе мы использовали различные виды театрализованных игр: настольный театр игрушек (готовых и самодельных); театр на ковролине; пальчиковый театр; театр Бибабо; ложковый театр; игра-драматизация.
Кукольный спектакль по сказкеВ.Г.Сутеева «Мешок яблок»
Кукольный спектакль по сказкеС.А.Воронкова «Храбрый клоун»
Учимся управлять куклой-марионеткой.
Составление рассказа по теме «Новогодние фантазии» сиспользованием поделок, выполненных детьми
Игра-драматизация по произведениюС.В.Михалкова «Часы»
Тематика театрализованных игр должна быть содержательной, разнообразной, обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей.
«В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь и навыки речевой коммуникации у детей». Е. А. Антипина.
Литература:
- Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Чистякова М. И. «Психогимнастика» — М.: Просвещение, 1990.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» — М.: Школьная пресса, 2000.
- «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»: Учебник для вузов. Е. А. Медведева, Н. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М. Академия, 2001.
- «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Г. Вечкановой. С.- П, КАРО. 2009.