Создание условий для физического развития детей младшего возраста
Авторы: Баркова Лариса Павловна, Соколова Галина Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 20.12.2017
Статья просмотрена: 983 раза
Библиографическое описание:
Баркова, Л. П. Создание условий для физического развития детей младшего возраста / Л. П. Баркова, Г. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13537/ (дата обращения: 15.11.2024).
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей — одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Особое внимание воспитателей и родителей необходимо уделять формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
Двигательный физкультурно-оздоровительный комплекс в нашей группе включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Все мероприятия (организованные и самостоятельные) составляют определенный двигательный режим, общая продолжительность детей в котором не менее 50–60 % периода бодрствования.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
Физкультурные занятия — основная форма обучения и дозированной тренировки систем и функций организма. На занятиях разучиваются новые физкультурные упражнения, которые для закрепления и совершенствования затем переносятся в другие формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутка проводится нами по мере необходимости во время занятий познавательного цикла. После кратковременного активного отдыха внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала.
Динамический час.
Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.
В практике работы используются разнообразные виды и формы проведения динамического часа:
‒ подвижные игры с разной интенсивностью;
‒ сюжетные двигательные задания;
‒ самостоятельные занятия детей с различными пособиями.
Бодрящая гимнастика после дневного сна.
Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.
Заканчивают гимнастику после сна дети на «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия.
Подвижные игры — один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. В группе составлена картотека для организации подвижных игр дошкольников. Материал составлен с учётом основных направлений физического развития и предназначен для формирования и закрепления двигательных навыков, развития физических качеств и общения в процессе игры.
Уделяется большое внимание организации двигательной активности на прогулке. Здесь используется разнообразный выносной материал (мячи, кегли, машины, рули, лопатки, грабли, различные игрушки)
Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства.
В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.
В нашей группе режим дня предусматривает разнообразную самостоятельную деятельность детей в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей и состоянием здоровья.
В группе созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении, а также для их расслабления и отдыха (горка, качели, качалки, различные машины и напольный конструктор, каталки, мячи-прыгунки, сухой бассейн). Мы освободили место, соответствующим образом расположили оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.
Так же оборудован спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивают физические качества (флажки, султанчики, мешочки с песком, погремушки, скакалки, мячи, кегли, обручи, кубы разной величины, маски для подвижных игр, дорожки здоровья)
Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей. При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для разнообразной самостоятельной двигательной активности детей. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогают детям творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность. Следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся у нас пособия предоставляются детям постепенно, чередуются. Мелкие пособия в группе держатся в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Все руководство самостоятельной деятельностью строится только на основе индивидуализации. Мы стараемся: наблюдать за детьми, при необходимости оказывать помощь; предусматриваем каждому ребенку место для движений;
снимаем напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением;
пытаемся без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
отдаём предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий;
иногда включаемся в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
периодически вместе с детьми строим «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учим преодолевать их «по-разному»;
обогащаем сюжетные игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений:
систематически проводим коррекционную и индивидуальную работу с детьми, отстающими в двигательном развитии,
Особое внимание в работе уделяется детям с малой подвижностью, развитию у них основных движений, отличающихся особой интенсивностью, — бегу, прыжкам и т. д. Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для детей непринужденной, интересной.
Самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями. Если дети по своему желанию свободно и творчески используют движения, разученные в организованных формах работы, значит, они в полной мере их усвоили.
При создании физкультурно-оздоровительного комплекса не нужно бояться, что дети утомятся, этого не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, игровой, трудовой. Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых.
Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, наоборот — снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.