Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР
Автор: Абрамова Лариса Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 22.12.2017
Статья просмотрена: 454 раза
Библиографическое описание:
Абрамова, Л. А. Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР / Л. А. Абрамова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13538/ (дата обращения: 15.11.2024).
Речь выполняет коммуникативную функцию, которая является средством общения. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Именно правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. По устранению общего недоразвития речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с ОНР нарушено.
Нарушения физиологического и речевого дыхания могут быть симптомами ряда речевых патологий:
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы;
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных;
- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова;
- Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе с захлебыванием;
- Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, что приводит к искажению звуков;
- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма и самое главное для формирования правильной и красивой речи.
Чтобы построить коррекционную работу по формированию правильного дыхания, нужно чётко понимать разницу между речевым дыханием и функциональным, или физиологическим. Правильное физиологическое дыхание обогащает кислородом головной мозг, является профилактикой простудных заболеваний, способствует регуляции теплового режима организма. Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое, вдох происходит через нос, выдох — через рот. Ритмичная система фаз дыхание происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, залогом правильного звукопроизношения, способствует нормальному темпу и ритму речи, интонации голоса. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. Последовательность речевого дыхания: вдох- пауза — выдох.
Чтобы определить, правильно ли дышит ваш ребенок, можно провести диагностику дыхания. Посадите ребенка удобно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Необходимое условие — ребенок должен быть здоров. Используя часы с посекундной стрелкой, посчитайте количество вдохов, сделанных ребенком за одну минуту. Если ребенком от 4 до 6 лет выполняет 25–30 вдохов, то это — хороший результат. Это нормальное дыхание детей. Больше 30 вдохов в минуту — дыхание считается поверхностным и частным. С такими детьми необходимо проводить работу по развитию физиологического дыхания, увеличению объёма легких, формированию груднобрюшного типа дыхания, а в дальнейшем речевого дыхания с помощью специальных коррекционных упражнений.
Работа по формированию правильного дыхания проводиться в следующей последовательности:
‒ Развитие груднобрюшного типа дыхания;
‒ Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху;
‒ Обучение длительному или многократному произнесению на одном выдохе:
- одного звука;
- 3–4 слога;
- фразы из 2–3 слов;
- фразы из 4 слов;
- 1–2 стихотворных фразы;
- стихотворных текстов.
При проведении дыхательной гимнастики рекомендуется:
‒ убедиться в том, что ребенок хорошо чувствует себя, спокоен и готов поиграть;
‒ проводить занятия в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
‒ заниматься до еды;
‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
‒ дозировать количество и темп проведения упражнений;
‒ вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
‒ вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономично;
‒ каждое дыхательное упражнение можно проводить только 3–5 раз подряд, чтобы не спровоцировать у ребенка головокружение;
‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
‒ после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.
‒ выполнять упражнения каждый день по 3–6 минут, в зависимости от возраста детей.
Развитие дыхания является основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи.