Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта дошкольников
Автор: Гущина Лариса Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 28.12.2017
Статья просмотрена: 869 раз
Библиографическое описание:
Гущина, Л. Н. Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта дошкольников / Л. Н. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13556/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дошкольное детство — это безгранично значимый период в жизни человека, начало старта и вместе с тем его вершина. Дошкольный возраст не просто период детства, а один из чрезвычайно важных этапов развития человека.
Ребенок уже в старшем дошкольном возрасте имеет максимальный потенциал развития, накопленный в увлекательный и интереснейший преддошкольный период; у него сформирован фундамент эффективного развития и основательно укреплен фундамент его личного совершенствования. Все это способствует тому, что в первый класс придет ребенок, который хочет учиться и может учиться.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» — писал Л. С. Выготский.
Несомненно, преемственность это актуальная и все еще не решенная проблема общего образования. Два важных смежных звена в системе образования — детский сад и школа. Важнейшим этапом дальнейшей преемственности является внедрение ФГОС в структуру дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования.
Задача ФГОС — учить детей самостоятельно учиться.
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения и желания учиться.
Одна из целей работы ДОУ — формирование интеллектуальной культуры.
Н. Ф. Виноградова в своих работах дает следующее определение: «Интеллектуальная культура как отношение к познанию, уровень информированности о разных сторонах окружающего мира, возрастная эрудиция, «неумирающая» любознательность и глубокий познавательный интерес» [1, c.12].
Поэтому воспитатель должен выстраивать работу таким образом, чтобы пробуждать живые мысли у ребенка, интерес к жизни, желание познавать, умение получать информацию и анализировать ее.
Сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Хороший пример того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
В. А. Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (3,c. 48).
Слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время, когда детский сад и школа решают сложный вопрос преемственности образования.
Игра, учение и труд как основные и взаимосвязанные виды настоящей и предстоящей деятельности развивающейся человеческой личности, одновременно выступают и как главные ступени лестницы детской жизни.
Особую актуальность в современном дошкольном образовании имеет процесс развития интеллектуальных способностей. Для этого необходимо создать определенные условия, сформировать такую среду, которая будет стимулировать развитие. «Среда — источник развития ребенка» Л. С. Выготский.
Для интеллектуального развития дошкольников на современном этапе необходимо применение инновационных методик и технологий: логические блоки Дьеныша (развивают логическое и аналитическое мышление: анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение), палочки Кюизнера (способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей), развивающие игры Б. Никитина (развивают память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности).
Приведу пример из опыта работы. Палочки Киюзнера я использую в своей педагогической деятельности уже много лет. Это полифункциональная игровая технология известного бельгийского математика Джоржда Киюзнера. Дети с большой радостью и увлечением выполняют задания с «заколдованными» цветными числами. Счетные цветные палочки позволяют «через руки» формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право -лево», «между», «длиннее», «выше», «четное — нечетное» и многое другое. Благодаря выделению цвета и длины ребенок в процессе манипуляции начинает понимать, что число является результатом счета и измерения. Все игры с использованием данной технологии должны проводиться с педагогом. Если же просто вручить ребенку разноцветные палочки, то эффект будет сведен к нулю. Непосредственное знакомство с цветными палочками начинается с того что дети рассматривают, сравнивают и раскладывают их по цвету и длине. На данном этапе проводятся операции классификации по цвету, размеру и форме. Воспитатель подводит детей к основным выводам:
‒ палочки разноцветные и четырехгранные;
‒ самая маленькая (короткая) палочка белого цвета, она напоминает кубик;
‒ палочки одного размера (длины) окрашены одним цветом;
‒ в наборе палочки 10 цветов.
Детям предлагается выложить «лесенку» из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот, а затем пройтись пальчиками по ступенькам «лесенки». Можно посчитать вслух от одного до десяти и обратно. Педагог должен подметить, что «шагая по лестнице» вверх — числа увеличиваются, а, спускаясь вниз — уменьшаются, т.о. начинают понимать порядок следования.
Далее универсальное пособие знакомит детей с составом числа (из единиц и двух меньших чисел) и помогает овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.
С помощью палочек в доступной пониманию дошкольника в форме происходит знакомство с началом геометрии. В процессе моделирования дети различают и называют геометрические фигуры.
Следует отметить, что кроме освоения математических действий, палочки Киюзенера являются помощником в обучении языку и развитии речи. С их помощью можно:
‒ обозначать ударения в словах;
‒ познакомиться с начертанием букв, выкладывая их из палочек (а так же выкладывание слов по схеме);
‒ выстраивать ритмический рисунок предложения (короткая палочка — короткая пауза на запятой, длинная палочка — длинная пауза, например, тире);
‒ делить слова на слоги.
А, кроме того, занимаясь развитием речи, дети используют палочки для создания фигур и составления рассказа по ним.
Выкладывая палочками изображения на картинках у детей формируется первоначальное представление об объеме. В данной работе большим подспорьем для педагога являются игры с рабочими листами «На золотом крыльце…», «Посудная лавка» (кростики). Данные игры дополняют возможности технологии. Знакомят дошкольников с симметрией, учат использовать систему координат и переносить на схему свои собственные проекты. Творческий этап работы с палочками Киюзенера, когда воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать изображение, создается альбом «Это мы придумали сами». Дети не только придумывают изображения, но и самостоятельно зарисовывают в альбом.
Полифункциональная игровая технология с цветными счетными палочками Киюзнера — это первые шаги ребенка по увлекательнейшему пути в мир математики, которые доставляют настоящее интеллектуальное удовольствие.
В данной технологии активно используется проблемно-поисковый метод. Педагог просит детей «расколдовать» числа путем приложения заданной палочки к нужному количеству белых кубиков (условных мерок). Так дети знакомятся с числовым значением, отмечая, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.
Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника. Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения. А, комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Работа с игровыми технологиями мною была выстроена в следующей последовательности:
-
Знакомство на этапе изучения (предварительный этап).
- Изучение литературы, раскрывающей возможность полифункциональных игр и опыта коллег по их использованию.
- Знакомство с психолого-педагогической литературой по особенностям развития интеллекта у детей дошкольного возраста.
-
Применение, адаптация на этапе практики (содержательно-операционный этап).
- Проведение диагностики с целью определения уровня интеллектуального развития каждого ребенка в начале деятельности.
- Обработка и анализ результатов.
- Постановка цели и задач, подбор методов, приемов, форм работы и разработка технологии с учетом лично-ориентированного подхода.
- Внедрение и использование методических разработок.
- Мониторинг результативности проделанной работы. Выводы и определение наиболее эффективных приемов применения технологии.
Следовательно, игровые технологии являются движущей силой интеллектуального развития дошкольников и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Технологии интеллектуальных игр направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику, развивать способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Дети, незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода, развивающие математические задачи, формирующие определенные логические операции. Таким образом, воспитатель профессионально использует занимательность в педагогическом процессе. Наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников математике. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.
Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности.
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
«Интеллектуальные игры приобретают особенно большое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к обучению». (Я. И. Перельман) [2, c. 14–15].
Подводя итог, для расширения горизонта мирового образовательного пространства требуется адаптация и развитие технологий давно известных российских и зарубежных полифункциональных дидактических средств. Поэтому педагогу требуется постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми.
Интеллектуальное воспитание личности — задача не только в идеале желательная, но и реально выполнимая. Если не замахиваться сразу на уровень Эйнштейна или Канта (это уже тайна индивидуальной интеллектуальной судьбы), то при определенных усилиях со стороны родителей, школы и государства всем здоровым малышам-дошкольникам, которые, по мнению Н. С. Лейтеса, являются интеллектуально одаренными в силу действия возрастного фактора (Лейтес, 1971; 1988), можно помочь стать умными взрослыми людьми. [4, c.239–240].
Литература:
- Виноградова Н. Ф. «Концепция начального образования», М.: Вента-Граф, 2017–64с.: ил.
- Перельман Я. И. «Что такое занимательная наука?» // Неделя. — 1968. — № 15. — С.14–16.
- Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» 4-е из. Издательство «Радянська школа», Киев 1973.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002–272 с.
- Выготский Л. С. «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. Ред.-сост. Карабанова О. А., Подольский А. И., Бурменская Г. В. М., 1999.