Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики
Автор: Горохова Ирина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 04.01.2018
Статья просмотрена: 539 раз
Библиографическое описание:
Горохова, И. В. Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики / И. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13559/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффективного дистанционного обучения математике детей с нарушениями ОДА, доказана необходимость использования компьютера в обучении детей с патологией ОДА.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, учебная мотивация.
Современные информационные технологии в обучении математики позволяют осуществить личностно-ориентированный подход в обучении детей-инвалидов, в том числе с нарушениями ОДА. Смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в возможности индивидуализации обучения, обеспечения подходящих для обучающегося темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Обучающиеся с нарушениями ОДА испытывают множество препятствий к усвоению учебного материала по математике. Это связано с особенностями психической деятельности: для таких обучающихся характерны медленное включение в задание, низкая, неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания, утомляемость, что приводит к ряду разнообразных ошибок, (причем их количество и качество отличается непостоянством). Все это влечет за собой беспокойство, тревожность, ранимость, обидчивость, психический инфантилизм.
Прежде всего, таким обучающимся нужно создавать щадящий режим занятий. Следует учитывать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с применением дистанционного обучения. Для этого учитель, который обучает ребенка-инвалида дистанционно, должен изучить психофизиологические особенности обучающегося, характер его заболевания, индивидуальные особенности.
Применение дистанционных образовательных технологий играет особую роль в обучении математики. У детей с двигательными нарушениями наблюдаются трудности при письме, связаны они, прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Это приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчиво, особую трудность представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии. Существующие специализированные технические средства адаптации позволяют обучающимся с патологией ОДА полноценно взаимодействовать с компьютером, осваивать учебный материал по математике.
При дистанционном обучении математики детей с нарушениями ОДА используются специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), специальные мыши, выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура».
При тяжелых нарушениях манипулятивных функций рук используется мышь-джойстик или мышь-роллер, которая жестко крепится под ведущую руку, шарик-роллер передвигается любой частью кисти (пальцами, ладонью, ребром ладони).
В комплект учебного специального оборудования ребенка-инвалида, включенного в дистанционное обучение, включен графический планшет, который позволяет системно включать в работу большинство анализаторов. Графический планшет выполняет функции мобильной, интерактивной доски и позволяет изображать предметы в трехмерном ракурсе, обогатить и визуализировать интерактивный диалог между учителем и учащимся; развивать логическое, пространственное и творческое мышление, отображать способ выполнения ребенком того или иного письменного или графического задания, изучать графический язык общения, оценивать характер и уровень затруднений ребенка. Важно, что использование цифрового планшета способствует формированию у обучающихся с нарушениями ОДА учебных навыков работы с такими измерительными приборами, как линейка, транспортир, трафарет, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.
С помощью данного периферийного оборудования ребенку с двигательной патологией проще нажатием клавиш выполнить чертёж на компьютере, чем применить для выполнения задачи карандаш и линейку. Использование на дистанционном уроке перечисленных специализированных технических средств адаптации приводит к минимизации имеющихся у обучающихся проблем, повышению учебной мотивации, обеспечению максимальных возможностей развития для каждого обучающегося с учетом его потребностей и индивидуальных возможностей.
При обучении математике с применением дистанционных образовательных технологий возникла острая необходимость в имитации школьной доски. Во время урока учитель вынужден показывать учащемуся ход решения примеров, задач. Имеется необходимость и обратной связи, чтобы в режиме реального времени ребенок наглядно продемонстрировал усвоение материала, показал, как он решает те или иные задачи. С этой целью возможно применение нескольких сервисов. Одним из самых используемых на уроках математики является виртуальная интерактивная доска Twiddla.
Twiddla — это онлайн сервис для совместной работы, который имеет множество возможностей для проведения онлайн работы. Этот интернет-инструмент сотрудничества прост в использовании, не требует загрузки и является бесплатным. Twiddla позволяет в реальном времени размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы, рисование «от руки», встраивать документы, загружать изображение, файл, веб-страницу из Интернета и рисовать поверх нее; общаться при помощи чата. Автоматическое сохранение по адресу страницы, на которой работает обучающийся, является неоспоримым фактором для использования данного сервиса на дистанционном уроке математики. Twiddla позволяет вести дистанционный урок живо, красочно, образно, как если бы учитель и ученик находились бы у школьной доски в классе.
При изучении тем по основным разделам математики при дистанционном обучении целесообразно использовать на уроке виртуальный конструктор АвтоГраф 3.3, который предоставляет возможность графического отображения математических объектов школьной математики основной и старшей школы — геометрических фигур, уравнений, систем уравнений, графиков и диаграмм статистической обработки наборов данных. Учитель и обучающиеся могут создавать графические объекты как на плоскости, так и в трехмерном пространстве — в декартовых, полярных, цилиндрических и сферических системах координат. Используются разные способы построения: по точкам, по уравнению, специальными инструментами, путем математической обработки исходного графика или набора данных. Параметры характерных объектов (корней уравнения, точек пересечения плоскости и прямой, трех плоскостей и т. п.) отображаются на информационной панели и изменяются при деформации объекта. Возможность менять цвет и толщину линий, заливка и т. п. делает чертежи выразительными, что сохраняет внимание, повышает учебную мотивацию ребенка-инвалида, позволяет создать ситуацию успеха на уроке.
Следует отметить учебно-методический комплект«Живая Математика», разработанной фирмой Key Currculum Press (USA), переведенной на русский язык и адаптированной Институтом новых технологий. Данный учебно-методический комплект включает в себя саму программу «Живая Математика», методическое пособие и альбомы готовых динамических чертежей. Программа «Живая математика» позволяет обучающимся с нарушениями ОДА развивать геометрическую интуицию и геометрическое воображение, строить современный компьютерный чертеж, что значительно экономит время на дистанционном уроке, так как допускает дальнейшую компьютерную обработку (тиражирование, деформация, перемещение, видоизменение), многократный обмен чертежами, сохранение нескольких вариантов одного и того же чертежа и т. п. С помощью «Живой математики» учитель может проиллюстрировать объяснение эффектными и точными чертежами, повысить разнообразие форм работы учащихся, значительно увеличить долю активной творческой работы в их учебной деятельности. Обучающиеся с двигательной патологией при решении задач готовых моделей и компьютерных альбомов без труда могут выполнять задание на чертеже, приложенном к программе, создавать собственные чертежи и сверять свои построения с образцом.
Таким образом, образовательный процесс обучающихся с нарушениями ОДА на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики дает возможность детям с нарушениями манипулятивной функции рук и сопутствующих заболеваний сформировать многие учебные навыки, полноценно выполнять все виды заданий по математике, а, следовательно, повышает познавательную активность и формирует учебную мотивацию.
Литература:
- Васина М. В. Практика использования специального оборудования в обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Коррекционная педагогика. Теория и практика. № 3(27) 2008 г. стр. 70–72.
- Гудкова Т. В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП. //Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч.конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013].
- Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья /Под редакцией И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольский. — М.: Национальный книжный центр, 2013.
- Ипполитова М. В. О детях с церебральным параличом // Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н. Д. Шматко. — М.: Аквариум, 1997
- Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. 2003, № 3,С. 67–76.
- Методические рекомендации «Особенности организации дистанционного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»./Дельцова И. А., Илларионова О. В., Терещук Т. В., Рябков С. С., Крайнова М. В., Надельштехель М. В., Монахова Н. А., Плонина Н. А., Силин Д. С., Рокицкая И. И., Иваново 2010 — Стр.113
- Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002
- Шпитальская И. Ю. Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Шпитальская И. Ю.// Педагогические технологии. — 2007. — № 2. — С. 91–93.
Похожие статьи
Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма
В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО
В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...
Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду
В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи
В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией, представлены т...
Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...
Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития
Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...
Использование специальных методов и форм работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках в инклюзивном классе
В статье авторы представляют анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии, описывают специальные методы и прием...
Похожие статьи
Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма
В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО
В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...
Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду
В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи
В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией, представлены т...
Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...
Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития
Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...
Использование специальных методов и форм работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках в инклюзивном классе
В статье авторы представляют анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии, описывают специальные методы и прием...