Ситуация успеха — составная часть учебного процесса при изучении французского и испанского языков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 29.12.2017

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Мартемьянова, Е. В. Ситуация успеха — составная часть учебного процесса при изучении французского и испанского языков / Е. В. Мартемьянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13563/ (дата обращения: 15.11.2024).



Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше.

Джой Бразерс

Ситуации успеха крайне важны в учебном процессе. Они позволяют педагогу решить целый ряд задач:

– создать благоприятную атмосферу на занятиях;

– вызвать интерес к изучаемому предмету;

– стимулировать учащихся к дальнейшей работе;

– снять напряженность на уроке;

– преодолеть у учащихся боязнь отвечать, делать ошибки;

– устранить комплексы, возникающие у учащихся при освоении иностранного языка, особенно при работе с разделами устной речи (чтение, говорение);

– выработать у учащихся стремление к лидерству, к достижению новых успехов и т. д.

Необходимо разделить понятия «успех», «успешность» и «ситуация успеха».

Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Успех — результат подобной ситуации. Он, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые человек испытывает в результате удачного выполнения работы. Успешность — это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребёнка, имеющая протяжённость во времени.

Ситуации успеха бывают индивидуальными и коллективными. При работе с языковой группой на уроках французского и испанского языка я обязательно стараюсь создать ситуацию коллективного успеха, подчеркнуть, как много у нас уже получилось, помочь учащимся поверить, что и дальше у них все будет получаться. Это помогают сделать, простые на первый взгляд, фразы устного поощрения: «Вы молодцы!», «Вижу, вы сегодня старались», «Самим приятно прийти на урок, так хорошо подготовившись!» «Раньше у меня эту сложную тему никто так быстро не понимал» и т. д. Для коллективного вида ситуации успеха характерны следующие временные виды: предварительная, процессуальная и итоговая ситуации. Рассмотрим подробно каждый их этих видов.

Предварительная коллективная ситуация успеха призвана настроить учащихся на выполнение того или иного вида учебной деятельности. Смысл ее сводится к простому тезису: «У нас (вас) все получится». Разумеется, форм подачи данного тезиса существует великое множество, и, желательно, чаще использовать именно синонимичные конструкции, так как если учитель будет перед каждым уроком говорить одно и тоже, учащиеся перестанут его слушать и слышать. В своей работе я постоянно применяю этот прием, обращаясь к ребятам со следующими словами: «Я в вас верю», «У вас обязательно получиться», «У кого как не у вас это должно получиться», «Мы с вами обязательно справимся», «Для вас, таких умных разумных, здесь нет особых сложностей», «Эта задача только кажется нам не выполнимой», «Как говаривал Наполеон, главное — ввязаться, а там уж мы с вами разберемся» и т. д.

Немаловажным позитивным фактором является ссылка на предыдущий удачный опыт, успех, которого ваша группа смогла добиться раньше, например: написать контрольную на положительные оценки, благополучно сдать устный зачет, достояно представить проект, презентацию, поучаствовать в конкурсе, оформить стенд, да просто освоить грамматическую тему. О подобных ситуациях успеха ребятам стоит напоминать. Это позволяет им понять, что вы помните и гордитесь их достижениями, что вам, как педагогу, небезразличны их порой маленькие шаги на пути к знаниям. Эти напоминания создают у них психологическую опору, от которой можно оттолкнуться при штурме новых познавательных высот. Я сравниваю такие моменты с золотыми монетками, которые каждый ученик постепенно кладет в свою копилку.

Процессуальная или промежуточная ситуация успеха создается непосредственно в процессе работы, достижения поставленной учебной задачи. Я применяю ее в основном в двух ситуациях: при выполнении действительно сложной, длительной, кропотливой и монотонной работы, а так же при возникновении угрозы того, что учащиеся сдадутся на полпути, не доведут начатое дело до конца. Подобные ситуации успеха позволяют поддержать учащихся, придать новый импульс их работе, помочь довести дело до финальной точки. В данном случае уместно похвалить или иным образом поощрить учащихся за уже приложенные усилия, за проделанную работу, за усвоенный, закрепленный и отработанный учебный материал. Если есть такая возможность, то сложную и длительную работу следует разбить на два и более этапов с промежуточным подведением итогов, при этом акцентируя внимание на успешных моментах реализации учебной задачи. В данном контексте я использую следующие стимулирующие высказывания: «Значительную работу мы уже сделали, осталось немного», «С первой частью мы успешно справились, а это главное, осталось совсем чуть-чуть», «Раз вам это удалось, то все остальное обязательно получится», «Поздно сдаваться, когда полтемы выучили» и т. д. Порой уместно выставить промежуточные положительные оценки не за конечный результат, а за активную работу на уроке, разумеется, разъяснив это учащимся.

Итоговая коллективная ситуация успеха не менее важна и необходима чем два предыдущих типа ситуаций. Изучение испанского и французского языков, как и любых других иностранных языков, — это процесс, длительный и кропотливый. Если мы будем забывать хвалить учащихся за достижения на этом сложном пути, то, вполне возможно, рано или поздно им это занятие надоест, они утратят интерес, лишатся позитивного стимула в реализации этой сложной задачи. Если у ребят что-то действительно хорошо получилось, не упускайте возможность их похвалить или как-то поощрить. Виды поощрения бывают разные. Можно выразить положительные эмоции устно: похвала, благодарность, приведение в пример. Можно — письменно: запись в дневнике, тетради, на доске, на классном стенде, грамота. Можно придумать какое-то познавательно развлечение: «Вы очень хорошо освоили тему и написали контрольную работу, поэтому вместо работы над ошибками мы посмотрим мультфильм на испанском или французском языке, проведем конкурс или викторину, выучим веселый стишок, а не занудный текст (занудный текст мы тоже выучим, но потом и без лишней шумихи), поиграем в интересную игру, разумеется, на испанском или французском языке, не просто перескажем диалог, а разыграем его в виде забавной сценки» и т. д. Форм подобного поощрения великое множество, главное — не забыть, не упустить возможность похвалить учащихся, поощрить их.

Искусственно созданные иестественные ситуации. По типу возникновения ситуации успеха могут быть естественными, спонтанными и искусственно созданными. Первые возникают непосредственно в ходе учебного процесса и обусловлены целым рядом факторов: работоспособностью учащихся, их готовностью и желание усвоить учебный материал, хорошая подача его учителем и т. д. Они носят спонтанный характер, порой, даже возникают неожиданно, а порой, учитель заранее знает, что та или иная языковая группа с заданием справится. В такой ситуации педагогу важно не упустить сам момент успеха, грамотно обратить внимание на успехи учащихся, отметить их, поощрить.

Искусственно созданные ситуации успеха — это заранее продуманные, смоделированные ситуации. Готовясь к каждому уроку, педагог должен представить и выделить для себя потенциально успешные моменты для каждой языковой группы, а возможно для каждого учащегося. Планируя урок, я всегда мысленно представляю, как моя группа справится с поставленной задачей. Если она представляется крайне затруднительной, то обязательно следует создать предварительную коллективную ситуацию успеха, затем, сгруппировать материал так, чтобы начать освоение сложной темы с чего-то простого, доступного, в какой-то степени уже знакомого. Я называю этот прием «дать конфетку». Это позволяет начать урок на позитивной ноте, вызвать интерес у ребят, вселить в них уверенность. Любое дело легче и проще довести до конца, когда в начале вы добились какого-то положительного результата. Далее дается непосредственно сам основной, сложный материал, группа занимается его тщательной проработкой, закреплением.

Порой, группа усваивает материал частично. Следует обратить внимание учащихся именно на эту успешно усвоенную часть материала: «Вот здесь у вас все получилось, тут вы все поняли, разобрались, значит, и дальше получится, но надо немного постараться». Сомневаюсь, что фраза учителя: «Снова половину не поняли! Кому я объясняла?! Здесь слушали, здесь не слушали!» — вызовет энтузиазм у учащихся. Лучше заострить внимание на положительной стороне учебного процесса, а не на отрицательной.

Индивидуальные ситуацию успеха можно также разделить по временному фактору их применения. Однако задача учителя здесь гораздо сложнее. Ее грамотное решение целиком и полностью базируется на индивидуальном психологическом подходе, знании личностных особенностей каждого ученика в вашей группе. Для опытных педагогов не секрет, что все дети воспринимают похвалу и иные виды поощрения по-разному. Некоторым учащимся — похвала нужна как воздух, кто-то относится к ней достаточно спокойно, а кому-то излишняя похвала способна оказать «медвежью услугу» и спровоцировать звездную болезнь: «Я все знаю, я все умею, учиться мне больше не надо». В такой ситуации уместен подход, применяемый в армии: отличившегося бойца поощряют почетным выполнением нового боевого задания. После успешного выполнения учебной задачи или ее части ученика следует похвалить и тут же торжественно поставить новую задачу, дабы не дать время расслабиться.

Если армейские методы вам не походят, то можно обратиться за помощью к психологам, которые утверждают, что похвала — это самый мощный инструмент учителя, если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если же с уст педагога будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль. С другой стороны, еще А. Камю заметил: «Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ». Тут и возникает самый главный вопрос: Как часто нужно хвалить?

Задача учителя — постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников и следовать «золотым» правилам учительской похвалы. Во-первых, ученика следует хвалить за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за природные способности и высокий интеллект, заложенный генетически. Во-вторых, надо хвалить действия, а не личность, чтобы у школьника не сформировалась необъективно завышенная самооценка и самомнение. В-третьих, важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником. В-четвертых, учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне удивляется и даже негодует. К тому же похвала без меры — прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам. В-пятых, категорически нельзя противопоставлять одного ученика всему классу и не допускать прямых сравнений. Нельзя говорить: «Иванов — лучше всех! Иванов — лучше Петрова». Гораздо правильнее сравнить Иванова с самим собой, но на предыдущем учебном этапе, например: «Вспомни, как раньше тебе тяжело давались диктанты, и как хорошо ты их пишешь теперь». В-шестых, похвала не должна содержать отрицательной оценки или подтекста.

Научная деятельность— как способ поощрения. Лично я считаю, что деятельность, правильно предложенная учащимся, так же может являться прекрасным способом поощрения. Она не позволяет учащимся расслабится, а наоборот стимулирует учебно-познавательный процесс, но с ярко выраженным позитивным эмоциональным настроем. Поделюсь личным опытом. Узнав о прекрасном журнале «Юный ученый», я подготовила с одной из моих учениц статью. После ее тщательной проработки, мы отправили статью в журнал и успешно опубликовали ее (Мурия Миланда 9а «Французские заимствования в русском языке»). Получив сертификат о публикации, я разместила его на классном и школьном стенде для того, чтобы об успехе Миланды узнали все учащиеся нашей школы. С одной стороны, это послужило для Миланды дополнительным поощрением, а для остальных учащихся стимулом и примером для подражания. Им тоже захотелось оказаться в подобной ситуации успеха. За первое полугодие этого учебного года мы успешно опубликовали статьи: Бочарова Ю. 9а «Роль французского языка в мире», Зиновьева И. 9б «Версаль и Петергоф. Легенды и история», Шавиной В. 8б «Триумфальные арки в Париже и в Москве».

За каждой ученической работой стоит кропотливый труд, поиск, анализ, обработка, сортировка и компоновка материала, но в конце каждый из них испытал настоящую ситуацию успеха. Каждый почувствовал себя автором, творцом, юным ученым. У ребят словно выросли за спиной крылья. Все участники этого проекта с научными публикациями, пережив ситуацию успеха, во много поменяли свое отношение к моему предмету (французский язык) в лучшую сторону. Они стали более тщательно и ответственно готовиться к текущим занятиям. Это заранее смоделированная ситуация индивидуального успеха полностью себя оправдала и принесла существенные результаты. Другие учащиеся нашей школы занялись поиском интересных тем и материала для статей, что, безусловно, послужит для них хорошим стимулом в освоении учебных предметов. Многие пытаются выбрать темы, объединяющие несколько предметов. Например, сейчас мы готовим статью о великих французских ученых Пьере и Мари Кюри. Их подвиг в науке внес неоценимый вклад как в развитие современной физики, так и в развитие химии. Учащийся, выбравший эту тему для своей научной статьи, стал, по словам преподавателей, гораздо лучше заниматься по обеим учебным дисциплинам. Подготовка одной статьи дала позитивный результат сразу в трех дисциплинах: французском языке, физике и химии. Положительный результат более чем очевиден. У учащегося появился интерес, желание заниматься, заинтересованность, то есть мотивация и хорошая почва для достижения реальных успехов в учебе.

Большинство детей приходят в школу преисполненный желания учиться. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Психологи утверждают, что чувство успеха схоже с чувством эйфории. Педагог может и должен создавать для своих учеников ситуации успеха, обращать внимания на их сильные стороны, на их достижения, на их успешные шаги на пути к знаниям. У учащихся должно возникать чувство радости от учебы, и одной из составляющих подобного чувства является радость от успеха, от удачи в учебе, от достигнутых результатов. Следует помнить, что одобрение учителя способно творить чудеса!

Литература:

  1. Азаров, Ю.П. «Радость учить и учиться» М.: Политиздат, 1989.
  2. Белкин, А.С. «Ситуация успеха. Как ее создать?" М.: Просвещение, 1991.
  3. Глассер, У. «Школы без неудачников» М.: Просвещение, 1991.
  4. Материалы для практического семинара с педагогами по теме: «Создание ситуации успеха» урок.рф
  5. Невский, Т.А. «Трудный успех» М.: Просвещение, 1981.
  6. Питюков, В.Ю. «Основы педагогической технологии» М.: ГОСПЕДАТЕРСТВО, 1997.
  7. Педкампус. Курс лекций «Инновационные педагогические технологии» Хрестоматия М. 2014.
  8. Скаткин, М.Н. «Школа и всестороннее развитие детей» М.: Просвещение,
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, ситуация успеха, французский язык, успех, подобная ситуация успеха, урок, учебный процесс, языковая группа, ваша группа, великое множество.

Похожие статьи

Развитие творческого мышления через нетрадиционные формы урока при изучении русского языка и литературы в профессиональных колледжах

Развитие грамматических навыков на уроках испанского языка в основной школе

Обучающий этап эксперимента при использовании метода проектов как способа организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Ученическое исследование как эффективный педагогический прием, обеспечивающий ситуацию успеха обучающихся со средними академическими способностями на уроках химии и биологии

Развитие умений самостоятельного мышления — главное условие повышения качества обучения студентов языкам

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе

Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе

Роль и место устного вводного курса в формировании первичных навыков и умений на начальном этапе обучения английскому языку

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного процесса в высшей школе

Использование проблемного подхода при обучении чтению на немецком языке в 9 классе

Похожие статьи

Развитие творческого мышления через нетрадиционные формы урока при изучении русского языка и литературы в профессиональных колледжах

Развитие грамматических навыков на уроках испанского языка в основной школе

Обучающий этап эксперимента при использовании метода проектов как способа организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Ученическое исследование как эффективный педагогический прием, обеспечивающий ситуацию успеха обучающихся со средними академическими способностями на уроках химии и биологии

Развитие умений самостоятельного мышления — главное условие повышения качества обучения студентов языкам

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе

Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе

Роль и место устного вводного курса в формировании первичных навыков и умений на начальном этапе обучения английскому языку

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного процесса в высшей школе

Использование проблемного подхода при обучении чтению на немецком языке в 9 классе