Реализация механизма практикоориентированной модели дуального обучения
Автор: Агеева Ирина Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 05.01.2018
Статья просмотрена: 1066 раз
Библиографическое описание:
Агеева, И. С. Реализация механизма практикоориентированной модели дуального обучения / И. С. Агеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13570/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дуальная форма обучения — одна из возможных форм организации образовательного процесса практико-ориентированного профессионального образования.
Сегодня в России дуальное обучение называется самым перспективным направлением в подготовке специалистов с участием крупного бизнеса, так ли оно?
Как утверждает Есенина Екатерина Юрьевна, в узком смысле дуальное обучение — это форма организации, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя. В широком смысле дуальное образование — это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие разных систем. [4]
Для того чтобы разобраться о необходимости дуального обучения, обратимся к истории, в России в законодательной системе и по определённой, исторически сложившейся традиции действует Закон об образовании, который вбирает в себя все его уровни. Следует согласиться с мнением, В. И. Блинова, что с начала 90-х гг. прошлого века произошло резкое обрушение плановой экономики. Приватизированные же предприятия экономической сферы уже не считали своей обязанностью участвовать в подготовке рабочих и инженерных кадров. В результате традиционные связи между учреждениями профессионального образования и базовыми предприятиями, при которых они создавались в советское время, разрушились, а существовавшие при крупных предприятиях учебные центры были закрыты. [1] С тех же самых 90-х годов прошлого века законодательством у нас не предусмотрено определение каких-либо обязательств по отношению к образовательным организациям профессионального образования со стороны организаций работодателей в силу того, что многие из них перестали быть государственными. В Германии существует уже давно сложившееся мнение о дуальном обучении и у работодателей, и у работников сферы профессионального образования. Их взаимоотношения определены федеральным законодательством. При этом в дуальном обучении участвует примерно 25 % работодателей. Но это добровольное решение.
Но ведь помимо дуальной формы обучения существуют другие формы обучения, использующиеся как в России, так и за рубежом в рамках практико-ориентированного профессионального образования. Это организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы, обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т. д.). Как правило, эти формы комбинируются или используются по отдельности в силу специфики направлений подготовки (например, для социальной сферы, сферы услуг, сервиса эффективна форма обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций). [4] Столько лет работали без дуального образования, зачем все переделывать? Ведь для того чтобы перейти на дуальное обучение необходимо подготовить огромное количество документов, ведь нельзя прийти на предприятие и сказать — хочу, чтоб мои студенты у вас проходили практику! Руководителю предприятия должно быть выгодно это предложение, потому что не стоит забывать, мы с вами живем в таком обществе, где на каждом углу то и дело слышно — «а что мне за это будет?» Но ведь есть работодатели, которые идут на встречу, да их единицы, но они есть, на инициативных людях всегда строился весь мир, стоит идти и разговаривать, предлагать и рассказывать о преимуществах. Но для этого и руководство средне-профессионального обучения должно быть готово к инновациям.
Поэтому начинать стоит с анализа условий образовательного процесса, необходимых в колледже. Требуется проанализировать цель, условия работы, потребности и возможности, потому что организовать дуальную форму обучения или хотя бы внедрить её элементы — непросто, но ведь это не значит, что улучшить качество профессиональной квалификации выпускника невозможно.
Как сделать так чтобы дуальное обучение стало возможным?
Учебные планы составить с учётом предложений работодателей. То есть студенты в учебных аудиториях изучают, прежде всего, то, что им непосредственно понадобится на производстве, на основании чего полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Необходимо, чтобы сами работодатели понимали выгоду от ведения обучения. [2]
Практика показывает, что для реализации программ с элементами системы дуального обучения требуется соответствующее нормативно-правовое обеспечение, современная материально-техническая база, квалифицированные кадры и финансовое обеспечение. К примеру, большинство практик внедрения дуальной модели обучения в Свердловской области держится на трехсторонних соглашениях с участием исполнительной власти.
В комплект нормативно–правового обеспечения должны быть включены документы:
– нормативные документы (договоры, соглашения) с предприятием-партнером о реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП);
– локальные нормативные документы (Положения, инструкции, должностные обязанности, инструкции), закрепляющие функции участников образовательных отношений, в том числе, кадров работодателя (инженер-консультант, наставник, инструктор и др. — те, кто непосредственно участвует в образовательном процессе);
– локальные нормативные документы (договор, соглашение), регулирующие взаимные обязательства профессиональной образовательной организации, предприятия-партнера с участниками образовательных отношений: обучающимися, их родителями или лицами, их заменяющими;
– документы о согласовании ОПОП с профессиональными стандартами (в том числе, стандартами предприятия-партнера);
– документы об использовании профессиональной образовательной организацией для реализации ОПОП производственных площадок и оборудования предприятия-партнера;
– договоры о сетевом взаимодействии при реализации ОПОП;
– документы о порядке допуска и перемещения обучающихся на площадках предприятия-партнера. Приведу яркий пример необходимого нормативно-правового обеспечения для реализации модели в Первоуральском металлургическом колледже. Между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Первоуральским новотрубным заводом и Первоуральским металлургическим колледжем в ноябре 2012 года было подписано Соглашение о намерениях по совместной разработке и введению дуальной модели профессионального образования. После этапа разработки программы применения дуальной системы профессионального обучения по германской модели в компании ОАО
«ЧТПЗ» на площадке ОАО «ПНТЗ», проведенного совместно с немецкими коллегами-консультантами, смешанная проектная группа из представителей завода, колледжа и министерства в 2013 году разработала комплект нормативных документов для регулирования отношений частно-государственного партнерства.
Тем самым Свердловская область осуществила ряд задач в системе образования
– формирование системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций, компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности;
– уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей;
– повышение инвестиционной привлекательности региона;
– привлечение инвестиций в систему профобразования. [3]
Но ведь далеко не всегда работодатели идут навстречу образовательным организациям. Руководители малого и среднего бизнеса считают, что лучше взять подготовленного специалиста. Тем самым приглашая на работу «кота в мешке», и на месте переучить его как необходимо работать именно на его производстве или же найти через рекрутское или кадровое агентство сотрудника или, в крайнем случае, сотрудник из отдела кадров найдет на различных сайтах (а их сейчас предостаточно) нужного сотрудника по уровню подготовки. Вот именно по уровню подготовки, а не по качеству квалификации подготовки данного специалиста.
Так в чем же «плюс» практико-ориентированного обучения как элемента дуального образования?
По словам методиста, Уманской Марины Александровны, это:
– практическая часть проводится на предприятиях, а не только в лабораториях, мастерских и на полигонах образовательных организаций;
– содержание рабочих программ согласовано между образовательной организацией и работодателями;
– между образовательной организацией и предприятием развиваются тесные отношения;
– при трудоустройстве возможно немедленное применение приобретённых знаний;
– постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации, и производственный процесс сильно не прерывается;
– гарантирует ясные и однозначные описания профессии, а также унифицированный уровень подготовки.
Надежность дуальной системы, объясняется тем, что она предполагает тесное сотрудничество системы образования, предприятий и государства. [5]
У каждого участника процесса дуальной системы обучения есть обязательства, которые должны четко выполняться.
Конечно же, все участники дуальной системы обучения остаются в выигрыше, но самое главное то, что выпускники учебных заведений, которым предстоит заниматься поднятием уровня экономики и промышленности страны, будут гарантированно трудоустроены и конкурентоспособны на рынке труда.
Тесное сотрудничество и совместная зона ответственности государства, образования и работодателей, несомненно даст значимый эффект в развитии данной системы.
Литература:
- Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк, А. И. Сатдыков, И. С. Сергеев, А. А. Факторович; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М.: Федеральный институт развития образования, 2016. — 256 с. «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
- Иванычева Т.А ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (ДУАЛЬНАЯ) МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (методическое пособие) МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 4, 2017
- Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области: методические рекомендации / авт.-сост.: Е. Н. Байдало, М. А. Герасимова, Е. В. Шлыкова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016. — 70 с.
- https://educationmanagers.ru/materialy/proforientaciya_i_professional_noe_obrazovanie/dualnaya_forma_obucheniya_podhodit_ne_vsem_i_ne_vsegda/ Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций «ФИРО».
- http://www.informio.ru/publications/id3012/Dualnyi-podhod-kak-yelement-povyshenija-kachestva-professionalnogo-obrazovanija Уманская Марина Александровна, методист