Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Автор: Головань Дарья Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 01.01.2018
Статья просмотрена: 407 раз
Библиографическое описание:
Головань, Д. В. Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Д. В. Головань. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13580/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность данной темы состоит в том, что вопросы нравственного воспитания волновали общество во все времена и продолжают оставаться важными и в настоящее время.
Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в дальнейшем.
Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве — важное условие духовной жизни ребёнка. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей дети получают в процессе наблюдения за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для дошкольника программой поведения.
Наиболее эффективным методом работы в данном направлении выступает нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Нравственное воспитание — это формирование понятий, взглядов, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующие общепризнанным нормам общества. [3, c. 94]
Вопросы о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Истоки его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто превосходен в физическом и нравственном отношении.
Подробно и ярко описывал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником…» [5, с. 342]
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [4].
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Согласно ФГОС ДО к началу дошкольного возраста (к 3 годам):
– ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
– использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
– владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
– владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
– стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
– ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
– у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Младший дошкольный возраст (2–4 года) является значимым этапом в нравственном развитии ребенка. В этот период у детей стремительно формируются первоначальные представления о том, что такое хорошо и плохо, навыки поведения, добрые чувства к окружающим.
На сегодняшний день установлено, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста. Результатом целостного процесса считается формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, способностей, привычек, социально-значимого поведения.
Важной задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях.
Театрализованная деятельность в детском саду — это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать новые художественные образы персонажей, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычном. [2, с. 5]
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ дает возможность решить комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство, так как ребенок во время игры чувствует себя раскованно и легко.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их характерные свойства: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Дети младшего дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, их восприятия и понимания, которые заставляют сопереживать персонажам, событиям.
В 3–4 года дети могут самостоятельно обустроить место для театрализованных игр и оборудовать его необходимыми атрибутами. Педагог помогает ребятам советом, дает подсказку о том, где необходимо найти нужный материал.
В младшем дошкольном возрасте используются следующие виды детского театра:
– Настольный театр игрушек.
– Настольный театр картинок.
– Фланелеграф.
– Теневой театр.
– Пальчиковый театр.
– Театр кукол «Бибабо».
Для благоприятного развития театрализованной деятельности выделяют следующие условия:
– с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него;
– воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности (диалог, разыгрывание сценок);
– необходимо заботиться об оснащении театрализованных игр (приобретение новых театральных игрушек, игрушки-самоделки, обновление декораций);
– организовывать выставку работ педагогов, детей, членов их семей;
– показывать спектакли с участием детей и взрослых;
– необходимо уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. [1, c. 25]
В младшем дошкольном возрасте дети приобретают элементарные сведения, которые помогают им понять мир театра. Дети знакомятся с различными видами детского театра (пальчиковый, теневой, кукольный и т. д.), узнают о правилах кукловождения, о том, что в театре имеется сцена, где выступают артисты, а в зрительном зале — места для зрителей.
Театрализованная деятельность в детском саду организуется определенным образом. Воспитатель, в первую очередь, должен быть инициатором детской жизни, который разделяет их радости, достижения и затруднения. В случае если у взрослого отсутствует контакт с детьми, то он не улавливает событий детской жизни, происходящих в играх, слабо влияет на детей.
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от педагога развитого профессионального мышления и рефлексии, осмысленной жизненной позиции, включающей осознание себя, детей и той деятельности, которой он занимается.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы имел возможность смело вступать в современную жизнь, умел владеть проблемой творчески, обладал мужеством пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Литература:
- Гончарова О. В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Додокина Н. В. Методическое руководство и сопровождение театрализованной деятельности детей 3–4 лет. — Волгоград: Учитель, 2017. — 32 с.
- Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 365 с.
- ФГОС дошкольного образования // Учебно-методический кабинет. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 29.12.2017).
- Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.