Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности молодого педагога
Автор: Яворская Татьяна Игоревна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 03.01.2018
Статья просмотрена: 1857 раз
Библиографическое описание:
Яворская, Т. И. Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности молодого педагога / Т. И. Яворская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13589/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время сфера образования особенно нуждается в сохранении молодых кадров, т. к. модернизация, применение новых инновационных технологий невозможны без участия энергичных молодых учителей.
На сегодняшний день школы испытывают острую потребность в молодых кадрах. Самая многочисленная возрастная группа, представленная в школе, — от 40 до 50 лет (55 %), 20 % — педагоги предпенсионного возраста — от 50 лет и старше, а из оставшихся 25 % молодых педагогов, большая не задерживаются больше года. От чего это происходит?
Будучи молодым педагогом в начале своей профессиональной деятельности я, как и многие другие, испытывала проблемы, связанные с напряженным графиком работы, переработками, работой на дому, низкой заработной платой, отсутствием помощи и поддержки со стороны коллег и руководителей, неспособностью самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособностью к самообразованию, как и из-за нехватки времени, так и из-за усталости. Зачастую все эти проблемы являются предвестниками многих болезней, стрессов и эмоциональных выгораний.
Для того, чтобы научиться планировать свой рабочий день, рационально использовать свое время, не только на работу, но и на отдых, в настоящее время существуют различные техники управления собственным временем, одной из таких является тайм-менеджмент.
Понятие «тайм — менеджмент» популярно в психологической, управленческой и педагогической литературе. Разработкой данного понятия занимались и занимаются по сей день такие ученые как: П. Дракер, Ф. ОКоннел, Л. Зайверт, Б. Трейси, Г. Архангельский, Г. Захарченко и многие другие. В настоящее время понятие тайм-менеджмент часто употребляется в комплексе с понятие «самоменеджмент». Понятия нельзя разделять, так как одно включает в себя другое.
Отечественный ученый, автор книг о тайм-менеджменте Г. А. Архангельский, образовавший компанию «Организация времени», считает, что тайм-менеджмент — это искусство определить, что является главным и на что в первую очередь надо потратить время [2, с. 7]
Так, Б. Трейси определяет тайм-менеджмент — как искусство управления временем. «Одна из главных идей заключается в том, что тайм-менеджмент — это управление не только своим временем, но и своей жизнью. Это не просто способ лучше организовать свое время, чтобы больше сделать и больше заработать, это настоящее управление собственной жизнью» [5, с. 34]
Хоть и понятие тайм-менеджмент относительно новое, но оно скрывает привычную деятельность педагога, такую как планирование, распределение, постановку целей, мониторинг, но это далеко не весь список.
Настало время молодым педагогам учиться тайм-менеджменту. Ведь умение управлять своим временем — это путь успешному профессиональному росту учителя.
Сейчас в мире разрабатываются разные направления тайм менеджмента, а также в интернете можно найти массу книг по тайм-менеджменту, курсы и тренинги. Но универсальных навыков тайм-менеджмента не существует.
Каждый создаёт для себя уникальную систему управления временем. Тогда в итоге можно получить не только карьерный рост, но получить удовлетворение от каждого дня, сделать режим своей жизни, как следствие работы привычным, ожидаемым, легким.
Итак, давайте рассмотрим 9 важных шагов, которые помогут справиться молодым педагогам с нехваткой времени на работу, затягиваем, откладыванием важных дел.
Первый шаг— четко выбирать цели и составлять письменные планы действий. Первая причина затягивания заключается в том, что цели людей «витают в воздухе», а не записаны на бумаге. Так составляя план работы на неделю, записывайте основное, не забывайте про личные дела, например, разработать планы-конспекты, контрольная по математике, родительское собрание, поход с классом в театр, посещение врача, библиотека.
Второй шаг— разбивать планы на мелкие доступные кусочки. Другими словами, делать их маленькими, как кирпичики в стене, и собирать стену по кусочкам. Так, например, пункт плана «контрольная работа» будет включать в себя — поиск материала, разработку заданий, печать, проведение контрольной работы, проверка и письменный анализ. После каждого выполненного действия вы будете чувствовать облегчение.
Третий шаг— браться за какое-то одно дело. Даже если это какая-то мелочь. В первую очередь нужно начать. Начать можно, выбрав даже малую часть работы и продолжив, как только она будет выполнена.
Четвертый шаг— делать из своей работы сыр. В сыре, как известно, полно дырок. Нужно «понаделать дырок» в работе: выбирать один маленький кусочек и начинать с него. И, если вы сделаете из работы сыр, а в хорошем сыре много дырок, вы будете отъедать от своей задачи по кусочку, делая одно за другим, то этого вполне может хватить, чтобы начать весь процесс. Знаете, как это бывает — достаточно начать, и одно потянется за другим.
Пятый шаг— резать работу на кусочки, как колбасу. Так вам нужно отрезать от задачи один кусок и сделать с ним то же самое. Скажите себе: «Я сделаю только один кусок, потом, может, сделаю что-то еще, но сначала — один кусок работы, например, напишу еще один конспект к занятию, разработаю к нему презентацию, найду к нему же дидактический материал. После этого вы почувствуете себя мотивированным — захочется сделать еще один кусок и т. д.
Шестой шаг— устанавливать крайний срок. Скажите себе: «Это большая задача, поэтому я буду работать над ней 40 минут. А потом займусь чем-то другим». Если хотите, поставьте таймер, который отмерит необходимое время, и работайте 40 минут. Это позволит вам начать работу и часто позволяет продолжать ее.
Седьмой шаг— награждать себя за выполнение каждой части работы. Например, вы говорите себе: «Итак, сегодня я должна разработать 5 планов-конспектов занятий. Я поставлю перед собой чашку кофе, и буду делать глоток после каждого выполненного конспекта (либо выпивать по кружке кофе). Таким образом, разработка занятий будет тесно связана с наградой за них. Этот шаг направлен на борьбу с затягиванием, он воплощает систему поощрений. Вот еще вариант: если вы любите шоколад, то положите перед собой плитку шоколада и пообещайте себе съедать по кусочку после каждого написанного конспекта.
Восьмой шаг— обещать другим людям, что сделаете работу к определенному времени. Посмотрите кому-нибудь в глаза и скажите: «Я обещаю, что сделаю это к такому-то числу». Мы очень серьезно относимся к тому, что пообещали кому-то. И если мы даем обещание, неважно кому — завучу, коллеге, ученикам, друзьям или еще кому-нибудь, мы становимся внутренне мотивированными на выполнение работы.
И, наконец, девятый шаг— посмотрите на список задач, выберите самую важную и представьте, что вам придется неожиданно уехать из города на месяц. И вы можете выполнить только одну задачу из списка. Перед тем как покинуть город на месяц, вы успеваете сделать только одно дело. Какое дело вы бы выбрали? Выберите его и скажите себе: «А что, если позвонить могут в любую минуту, и мне придется уехать из города?» И постарайтесь сделать это дело так, как, например, собака гонится за проезжающей машиной: просто прыгните на него [3, с. 24].
Со временем применяя данные техники и приемы тайм-менеджмента, пусть и не в комплексе, вы перестанете откладывать дела и уклоняться от исполнения своих обязанностей, появится возможность быстрее и точнее оценивать заданную работу, свои возможности. Будет возникать меньше стрессовых ситуаций, так как не будет поводов беспокойства о сроках выполнения работы, появится больше времени для саморазвития, занятий спортом и отдыха, что напрямую зависит от продуктивности специалиста.
Литература:
- Архангельский Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. — 272 с.
- Архангельский Г. А. Организация времени. — Спб.: Питер, 2006. — 448 с.
- Зайверт Л. Если спешить — не торопись. Новый тайм менеджмент в ускоренном мире. Семь шагов в эффективности и независимости в использовании времени: учебное пособие. — Спб.: АСТ Артель, 2007. 256 с.
- Захарченко Г. Тайм-менеджмент. — Спб, Питер 2006–128 с.
- Трейси Б. Результативный тайм-менеджмент: эффективная методика управления собственным временем — М.: СмартБук, 2007. — 79 с.