Концепция профильного обучения математике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Концепция профильного обучения математике / Ж. В. Хаценович, Н. В. Попова, С. В. Побегуца [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13495/ (дата обращения: 16.11.2024).



В свете современных тенденций ведущей задачей школы стала подготовка учащихся к непрерывному образовательному процессу, умению отстаивать свою позицию, сотрудничать, работать в команде и совершать самостоятельный осознанный выбор профессии. Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной реализации личности с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей. Ввиду того, что профильное обучение ориентировано на раскрытие способностей каждого учащегося, появляется возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом личностного развития школьника.

Вопросам профильного образования в методической литературе уделяется пристальное внимание: Т. П. Афанасьева, Е. В. Воронина, Ю. И. Дюк рассмотрели методологические аспекты реализации целей и задач профильного обучения, Л. К. Артемова, А. И. Влазнер, Н. Ф. Родичев определили основные направления введения профильного обучения в школьный образовательный процесс, В. А. Коровин, Т. М. Мищенко, И. Н. Никонов, Я. Ю. Сухова исследуют особенности построения профильного обучения в условиях преемственности школьного, дополнительного и вузовского образования.

Заметим, что естественнонаучные дисциплины, а именно математика, занимают особое место в системе фундаментальной подготовки школьников, так как теория и методика преподавания математики предполагает, по мнению С. А. Гомонова, Г. В. Дорофеева и А. С. Роботова, усиление технологической и инновационной частей профильного образования. На сегодняшний день математическая культура является частью общекультурного уровня человека. А для учеников, чья будущая профессиональная деятельность, так или иначе, будет связана с математикой, знание данного предмета и успешная сдача профильного экзамена просто необходимы. При правильной подготовке сдать ЕГЭ по математике может каждый, формула такого успеха — сочетание высокой степени мотивации, восприимчивости и компетентный педагог. Но вот сдать ЕГЭ с высоким результатом значительно сложнее, хотя ученик профильного класса и в данном случае имеет преимущество в виде количества учебных часов математики и большего объема полученной, прорешанной и осознанной информации.

Сегодня одной из актуальных проблем предмета «Математика» в школе является необходимость сочетания фундаментальной подготовки, формирующей системные знания и навыки, и подготовки непосредственно к профильному экзамену. В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Зачастую их не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи, на первый взгляд, незаметны и их немного, но они в обязательном порядке включены разработчиками в ЕГЭ. Но, заметим, что даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, позволяющие подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Еще одной важной проблемой преподавания математики является недостаток учебного времени для освоения учащимися практических навыков решения математических заданий даже в профильных классах естественно-математического направления. Дело в том, что, хотя в профильных классах на предмет выделяется большее количество часов, сама учебная программа отличается от базового уровня, она на порядок сложнее и затрагивает темы, не изучающиеся в обычных классах.

Мы полагаем, что для решения данных необходима системная и непрерывная реализация следующих мер: сочетание постоянного контроля основной и вариативной частей обучения, урочного и внеурочного образования. Необходимы формы обучения, позволяющие наиболее эффективно использовать возможности вариативной части учебного плана, такие как тематические контрольные работы, позволяющие оценить уровень усвоения программы, диагностические контрольные работы по данному курсу в когнитивной области (по таксономии Б. Блума), диагностические карты по усвоению учащимися 10–11 классов тем курса и, соответственно, индивидуальные задания как основа дифференцированного обучения.

Мы считаем, что регулярное использование на уроках математики и во внеурочных занятиях системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, способствует развитию математического мышления, повышает качество подготовленности учащихся и позволяет им увереннее ориентироваться в закономерностях математики и окружающей действительности и активно использовать свои знания в повседневной жизни.

Литература:

  1. Артемова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. — М.: Школьные технологии, 2203.
  2. Влазнер А. И. Профильное обучение: варианты решения. — М.: Профильная школа, 2004.
  3. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельного подхода. — М.: Просвещение, 2002.
  4. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы. — М.: Народное образование, 2004.
  5. Математика. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы. 11 класс. — М.: Дрофа, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, вариативная часть, задача, профильное образование, профильный экзамен.