Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)
Авторы: Поночевная Анна Петровна, Бухтулова Инна Владимировна, Поликарпова Светлана Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 15.01.2018
Статья просмотрена: 2898 раз
Библиографическое описание:
Поночевная, А. П. Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы) / А. П. Поночевная, И. В. Бухтулова, С. С. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13609/ (дата обращения: 19.12.2024).
С развитием промышленного производства, в нашем городе уменьшилось количество растительности, что отразилось на состоянии воздуха — регулярной загазованности. Кроме того, большинство детей живут в практически искусственной среде, не имеют возможности побывать на реке, в лесу, на лугу; не умеют бережно обращаться с растительными объектами, т. к. у них отсутствуют элементарные экологические знания. На первый взгляд, это разные проблемы. На самом деле это не так. Взрослые, которые повинны в загрязнении воздуха, когда-то были детьми. Что-то упустили в их экологическом воспитании и теперь это невозможно восполнить. А упущен был период дошкольного детства, который наиболее восприимчив к изучению мира растений. Только в дошкольном детстве, когда ребенок начинает засыпать взрослых бесконечными «почему», нам предоставляется исключительная возможность создать такую исследовательскую деятельность, в которой у ребенка формируются знания о растениях. Процесс формирования знаний о растениях способствует взаимодействию ребенка с природой: появлению доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интереса к природным объектам — растениям, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности, умение заботиться о растениях, создавать необходимые для жизни условия. Получив в детском возрасте опыт правильного взаимодействия с растениями, человек постарается в будущем так организовывать различные производства, чтобы этот процесс не наносил вреда растительному миру.
В начале учебного года была проведена диагностика, разработанная Н. Н. Кондратьевой и Л. М. Маневцовой. Результаты показали следующее: дети имеют представление о растениях, но недостаточно хорошо знают названия растений, не выделяют различия, плохо знают, что где и как растёт. Не понимают, что у растений есть потребности. Были поставлены задачи:
- Создать развивающую среду с целью возможности для ребёнка исследовать растительные объекты.
- Разработать методическое обеспечение.
- Сформировать знания о растениях посредством наблюдений.
Для решения поставленных задач была организована предметно-пространственная развивающая среда: разработана и оформлена экологическая тропа на участке ДОУ, оформлен уголок природы: календарь природы, где дети смогли ежедневно отмечать состояние погоды. Собрали вместе с детьми: коллекцию семян для исследований, природный материал для деятельности в уголке творчества. Подобрали дидактические игры: «Вершки и корешки», «В мире растений», «Цветы», «В саду, на поле, в огороде», «Как растёт живое?», «С какого дерева лист?» и др., экологические модели. Изготовили пособия «Собери цветок». Оборудовали мини-лабораторию. В нашем природном уголке поселились комнатные растения: колеус, традесканция, фикус, бальзамин, бегония, хлорофитум и др. Весной посадили огород и цветы в цветнике.
С целью формирования знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста широко используем метод наблюдений в природе. Наблюдение, как метод познавательно-исследовательской деятельности гармонично сочетает в себе: с одной стороны знакомит детей со взаимосвязью живой и неживой природы и природными явлениями, а с другой стороны позволяет сделать эти исследования через эмоциональное восприятие чувственного образа объекта природы. В результате, экологические знания формируются из того, что отпечаталось в чувствах ребёнка и превратилось во внутренние установки: проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к растениям, умение о них заботиться.
Использование организованных наблюдений происходит в основных видах деятельности: на занятиях, на прогулке, в трудовой деятельности, в дидактических играх, дополняя их художественным словом или интересными фактами о растениях.
Наиболее яркие изменения в растительном мире происходят осенью. В осенний период наблюдали с детьми как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью дидактической игры «Найди такой же лист», «Узнай дерево», «С какого дерева лист», ребята сделали вывод, что у разных деревьев разная окраска листьев осенью. Для сравнения внешнего вида деревьев предлагали детям потрогать стволы, листья, ветки деревьев и рассказать, что они заметили. Дети после рассматривания отметили, что у клёна шершавый ствол, гладкие ветки, листья среднего размера, а у берёзы гладкий ствол, гладкие ветки и на веточке много маленьких листьев.
Очень важно, что у детей можно вызвать первые эстетические переживания от восприятия красоты осеннего листопада, прочитав стихотворение «Листопад». В конце наблюдения о листопаде предложила детям сделать «салют» из листьев, и они ещё долго забавлялись этой игрой.
Много радости доставили детям осенние цветы в цветнике (циннии, бархатцы, космея, ноготки). В ходе наблюдения за бархатцами, отметили, что они не боятся холодов; выкопали цветущие растения и пересадили в горшок — украсили ими группу. Чтобы сравнить цветы — рассмотрели, потрогали, описали их семена — у всех цветов разной формы. Собрали с детьми семена. Показала, что собирать надо аккуратно, они очень легко рассыпаются. После прогулки рассортировали семена и сложили их в коллекцию семян.
В это время года, в уголке природы проводили наблюдения за комнатными растениями: рассматривали фикус, хлорофитум, традесканцию; учились за ними ухаживать. Чтобы научить детей узнавать комнатные цветы, играли в дидактические игры «Какое растение я загадал?», «Какой это цветок?», «Найди комнатный цветок».
Для закрепления знаний, полученных в ходе наблюдения за деревьями, играли в игры «С какого дерева лист?», «С чьей ветки детки?»
В зимнее время дети наблюдали деревья и кустарники под снегом. Наконец, ребята рассмотрели, как растут ветви у разных деревьев и кустарников — летом и осенью их не видно за листьями. А зимой ветви хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Для узнавания деревьев по внешнему виду, наблюдали за берёзой, елью, рябиной, сосной, тополем. Этому помогали дидактические игры: «Найди дерево по коре», «Опиши дерево» и др. Чтобы опровергнуть ошибочное мнение детей о том, что почки появляются на ветках весной, в феврале поставили веточку сирени и тополя, отметили их характерные признаки, закрепили полученные знания, в дидактических играх: «Узнай по описанию», «Найди такую же» и др.
В уголке природы учились сравнивать комнатные растения по форме листьев, размеру, окраске; плотности листьев, стеблей, выявляя признаки сходства и различия. Рассматривали такие растения как бальзамин, колеус, бегонию. Дети отметили, что бальзамин и бегония уже цвели, а колеус — нет, а также то, что все эти цветы — комнатные растения.
Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими, поэтому в конце зимы посадили лук и убедились, что даже в зимнее время года в тепле и при хорошем уходе растут огородные растения.
В начале весны — марте прорастили и посеяли с детьми семена настурции, бархатцев, зорянки. Наблюдали за их ростом, ухаживали за ними. После майских праздников высадили рассаду в грунт, посеяли газонную траву, овощи: репку, картошку, а также бобовые: горох, фасоль. Ребята очень старались при посеве семян и все спрашивали, когда же появятся растения.
Для закрепления знаний о деревьях весной провели краткосрочный проект «Такие разные деревья». Ребята познакомились с ивой, акацией на участке детского сада, узнали интересные факты о некоторых деревьях, например, ель называют поющим деревом, или из прутьев ивы плетут корзины. В ходе проекта, ребята запомнили названия деревьев, научились их различать.
В течение месяца, мы с детьми наблюдали за распусканием листьев, появлением серёжек на берёзе и тополе. В цветнике рассматривали первые всходы лилий и ирисов, отметили, что это садовые цветы. На участке детского сада порадовались появлению одуванчиков — луговых цветов, рассмотрели стадии их развития. Но на этом наша исследовательская деятельность не закончилась: всё лето ребята трудились на огороде: пропалывали, рыхлили, поливали грядки. Интересно было посмотреть все циклы роста овощных культур — всходы, росток, превращение бутона в цветок, а из цветка — в плод. Детям очень хотелось в середине лета увидеть, как выросла репка. Мы с ребятами выдернули одну и увидели, что плода ещё нет — не созрела репка.
Дети летом получили радость от общения с природой и увидели результаты своего труда. Наблюдаемые изменения растений связывали с условиями, в которых они растут — тепло, обилие света, влаги, рыхление. После окончания проекта, дети уже знали все циклы роста растений, посаженных на огороде, научились ухаживать за ними. На нашем огороде дети вырастили урожай: собирали картошку, помидоры, была даже клубника. А родителям мы предложили поучаствовать в конкурсе семейной поделки «Огородные фантазии».
К наблюдениям в природе были привлечены родители наших воспитанников. Дети подготовительных групп совместно с родителями участвовали в конкурсе на самую красивую клумбу. Были разработаны проекты клумб, высажены цветы, осуществлялся уход за клумбами и параллельно происходило наблюдение за ростом, цветением растений клумбы.
Активно включились родители и в реализацию творческих познавательных проектов: оформляли фотовыставки «Дачные истории» (проект «Овощная грядка»), подготовили домашнее задание о разнообразии в мире деревьев (проект «Такие разные деревья».) Дети и родители с интересом приняли участие в творческих конкурсах «Огородные чудеса», «Елочка-краса», «Витаминный салат» и др.
Особенно интересным средством метода детских наблюдений были игровые викторины, проводимые на территории экологической тропы. Дети получали задание-вопрос и при помощи наблюдений в природе находили ответ на зеленом участке детского сада.
По результатам диагностики проведенной в конце учебного года был сделан вывод: участвуя в познавательно-исследовательской деятельности, дети узнали о местах произрастания растений, научились сравнивать и описывать растения по внешнему виду, пополнили свой опыт по уходу за растениями, проследили на опыте за циклом роста растений.
Результаты работы показали, что в процессе использования метода наблюдения на занятиях, на прогулке у детей сформировались экологические знания о растениях: состояние (рост, цветение, созревание, увядание), о влиянии погодных условий на растение, их функциях (питание, дыхание, рост). В результате проведения дидактических игр, сформировались представления о местах произрастания растений. Осуществляя трудовую деятельность, дети научились ухаживать за растениями.
Вводить ребенка в мир растений следует как можно раньше. Каждый ребенок по своей сущности близок к этому миру. Но, как правило, его познавательные способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Необходимо создавать условия, побуждающие ребенка к познавательно-исследовательской деятельности. Таким образом, можно раскрыть дремлющие до поры до времени способности. Познавательно-исследовательская деятельность совершенно необходима ребёнку для физического, психического и умственного развития.