Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях
Автор: Климбей Лариса Васильевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.02.2018
Статья просмотрена: 321 раз
Библиографическое описание:
Климбей, Л. В. Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях / Л. В. Климбей. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13621/ (дата обращения: 15.11.2024).
Введение образовательных стандартов, построенных на основе компетентностного подхода дает новый импульс в области непрерывного, профессионального образования. Востребованным результатом профессионального образования является компетентностная личность, обладающая профессиональными компетенциями и конкурентоспособностью на современном рынке труда. Непрерывное образование — сложный процесс, так как продуцирует значимую информацию знания, умения и опыт творческой деятельности. Идея образования на протяжении всей жизни стара как мир. «Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься» — так звучит китайская мудрость. Все направления, направленные на модернизацию образования, могут быть реализованы при условии постоянного самосовершенствования. Учитель должен обновлять содержание своей деятельности посредством освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Творческие педагоги реально продвигают реформу образования и ее любые направления.
Непрерывное образование как процесс роста направлен на создание благоприятных условий для успешного освоения профессиональных и социальных ролей и самореализации. Успешная реализация непрерывного образования обеспечивается опорой на методологические подходы.
Важно понимать, что необходимо использовать не один подход, а совокупность подходов, что позволит получить информацию о состоянии непрерывного образования. Методологические подходы должны быть адекватными, соответствовать целям и задачам, дополнять друг друга. Системный подход как один из способов реализации непрерывного образования на общенаучном уровне методологии предполагает опору на деятельность учителя. Изучение в процессе непрерывного образования основывается на компетентностном подходе т.е. овладение определенным объемом знаний, умений, необходимых для самостоятельной и профессиональной деятельности. Компетентностный подход способствует формированию профессионально значимых качеств, позволяющих человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах деятельности.
Подход создает возможность разностороннего развития личности, совершенствования личностных качеств во взаимосвязи с другими подходами.
Так интегративно-деятельностный подход в решении задач непрерывного профессионального образования достигается на основе интеграции всех элементов образования. Включение обучаемых в различные виды деятельности так же является действенным средством самостоятельной деятельности. В процессе непрерывного образования обучаемые выбирают индивидуальную траекторию самосовершенствования.
Особенность протекания познавательных процессов, уровень обучаемости, возраст учитывает дифференцированный подход. Он тесно связан с индивидуально-творческим подходом, который мотивирует на другие виды деятельности. Основное назначение подхода является самореализация личности в выявлении и развитии творческих возможностей обучаемых в различные периоды непрерывного образования. Данные подходы способствуют продвижению человека ко все более высоким ступеням личностного и профессионального развития «обучение в течение всей жизни».
На каждом уровне непрерывного образования для достижения целей предполагается возможность выбора из многообразия методов, средств, форм обучения. Реализация непрерывного профессионального образования на основе совокупности подходов обеспечивает построение системы, направленной на непрерывное развитие и совершенствование человека в различные периоды жизни.
Если брать деятельность учителя, то для организации непрерывного образования используются разнообразные формы работы: самообразование, деятельность методических центров, семинары практикумы, различные конкурсы профессионального мастерства. В системе непрерывного образования главную роль играет дистанционное образование, которое позволяет заниматься в любое время. Достоинством дистанционного обучения является:
‒ доступность
‒ гибкость, доступ к качественному образованию
‒ индивидуальность
Дистанционное обучение органически вписывается в систему образования по всем параметрам. В сфере информатизации дистанционное обучение наиболее перспективная форма не только обучения, но и постоянного повышения уровня профессиональной деятельности. Именно дистанционное обучение позволяет создать систему непрерывного образования. Конечно, дистанционное обучение имеет ряд особенностей. Это ресурс мировой сети, и открывается возможность индивидуализировать учебный процесс. Постоянно меняющаяся социальная среда оказывает влияние на все институты жизни прежде всего на образование. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Работникам сферы образования, обеспечивающим потенциал нашего будущего нужно глубоко осознавать роль в этом процессе, формировать у себя личностные качества, адекватные изменяющимся условиям.
Именно поэтому работникам сферы образования, обеспечивающим потенциал нашего будущего, нужно глубоко самоосознавать роль в этом процессе, формировать у себя, учеников, собственных детей личностные качества, адекватные изменяющимся условиям. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь», требует создания качественно новой образовательной среды на всех уровнях с соответствующей системой организации непрерывного образования педагогов.
Рассматривая становление и распространение идеологии непрерывного образования, можно сделать вывод о том, что в основе лежит идея подчинения системы образования задачам развития людей. Цель обучения — предоставить каждому индивиду проблемную область и сферу деятельности, необходимую для развития его инициативы и формирования его самостоятельного суждения. Такая ориентация на развитие отдельных людей и повсеместное обеспечение этого развития за счет снятия основных возрастных, социальных и организационных ограничений составляет основу программы непрерывного образования.
Литература:
- Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.: Изд. «Эгвес», 2005.- 176 с.
- Новиков А. М. Постиндустриальное образование/ Публицистическая полемическая монография, М.: Издательство «Эгвес», 2008. — 136 с.
- Профессиональная подготовка будущих специалистов: методологический аспект [Текст]: монография / науч. ред. Н. В. Ипполитова, общ. ред. Н. С. Стерхова. — Ставрополь: Логос, 2015. — 220 с.