«Лесенка-чудесенка». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся класса казачьей направленности
Автор: Метлицкая Антонина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 18.01.2018
Статья просмотрена: 338 раз
Библиографическое описание:
Метлицкая, А. А. «Лесенка-чудесенка». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся класса казачьей направленности / А. А. Метлицкая. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13626/ (дата обращения: 15.11.2024).
Краснодарский край — казачий край со своей исторической памятью, богатыми традициями, семейными истоками и корнями, духовными ценностями, наследием великих людей, коим является просветитель земли кубанской протоиерей К. В. Россинский.
Младший школьник приходит в школу и начинает постепенно открывать для себя новый, взрослый мир. Каков этот мир? Как в нём живётся людям? Чем этот мир встречает его? Они хотят знать, что лучше красота или ум; что важнее: быть добрым или красивым? Ответить на эти вопросы бывает не очень просто. Помогают ребенку в этом школьные предметы и новые книги, общение с учителем и с одноклассниками. Маленькие ученики хотят, чтобы взрослые разговаривали с ними серьёзно на серьёзные темы. И постепенно, духовно обогащаясь, изучая школьные предметы, они идут по «Лесенке-чудесенке», за жизненными знаниями.
Если вы хотите, чтобы слова ваших воспитанников не расходились с делом и идея становилась правилом их жизни, то нужно использовать все возможности, которые есть у учителя начальных классов: от предлагаемых УМК до программ воспитательной и внеурочной деятельности.
В нашей школе ведётся работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры современного кубанского казачества. Два года назад впервые на базе первых классов нашей школы были созданы классы казачьей направленности. Обращение к истории кубанского казачества, православия, традициям казачьей православной семьи стало одним из направлений работы в этих классах.
Наша программа воспитательной работы «Мы-казачата» включает в себя различные модули: «Мы — патриоты», «Здоровье в порядке», «Нравственность», «Лесенка-чудесенка», «Семья», «Досуг».Работа строится по направлениям: предметной линии УМК «Школа России; внеурочной деятельности (кружки «История и культура кубанского казачества», «Криница», ОПК, «Спортивные игры казачат» и др.);внеклассные мероприятия (час наставника, конкурсы, викторины, экскурсии, музейные уроки и т. д.);общение в социуме (с одноклассниками, родителями, учителями).
Народная мудрость гласит: «Посеешь привычку — пожнёшь характер». Необходимо как можно раньше вводить духовно-нравственные практики для выработки положительных привычек у учащихся:
Этапы формирования нравственной привычки «От идеи к действию»:
- Незнание;
- Знание;
- Понимание;
- Принятие;
- Использование редко;
- Использование часто;
- Привычка использовать;
- Черта характера.
У учителя начальных классов есть уникальная возможность создавать на уроке или вне урока эмоциональную атмосферу различными средствами литературных произведений и различных видов искусства, чтобы ребенок прошёл путь от пассивного созерцания до глубокого сопереживания.
Остановимся подробнее на модуле «Лесенка-чудесенка»
Его цель: помочь юным казачатам осознать и закрепить нравственные нормы и правила, чтобы в будущем они смогли применить соответствующие знания о правовых нормах, поступать по мотивам долга, совести, справедливости.
Духовность, нравственность, патриотизм. Как донести до сознания младшего школьника такие ёмкие, сложные слова и понятия, чтобы они стали основой его духовной сущности? Ответ очевиден: простым словом и наглядностью.
«Лесенка-чудесенка» — это цикл бесед-минуток, сказок-размышлялок по духовно-нравственному воспитанию и становлению младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на примерах литературных произведений, в том числе пособий «Православная азбука Кубани» [1] и «Литературно-художественного православного календаря» [2]. Эти беседы представляют собой первые ступеньки к пониманию великого предназначения человека на Земле. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретёшь великую пользу для своей души» (Нестор Летописец).
Так, в период обучения грамоте беседы-минутки проводились наряду с ознакомлением букв русской азбуки.
АНГЕЛ
При изучении буквы «А» дополнительно знакомим первоклассников с понятием «ангел». Слово ангел пришло к нам из древнегреческого языка и в переводе означает «посланник, вестник». Считается, что ангелы имеют сверхъестественные способности, а так как с древних времён предполагалось, что бог живёт на небесах, то значит ангел должен уметь летать, что бы принести вести с неба на землю, отсюда и изображения ангелов с крыльями на спине.
Вопросы: Как ты думаешь, какие вести могут приносить ангелы? (мысли о добре, мире, любви, побуждают людей к хорошему).Ко всем ли людям приходит «Божий вестник»? Зачем? (выполнять законы, следовать заповедям).
Человеку Ангел-хранитель даётся при крещении. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У городов и стран тоже есть ангел-хранитель. Ангелы — символы, которые сопровождают нас всю жизнь и помогают, когда это необходимо.
ЖЕРТВЕННОСТЬ-это сознательное отречение от себя.
Примером служит судьба солдатской матери Е. Ф. Степановой, которая вырастила и воспитала девять сыновей. На её долю выпало проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей, и дождаться только одного. В городе Тимашевске есть Музей семьи Степановых, образ матери изображен на гербе Тимашеского района. Значимым событием с точки зрения духовно-нравственной составляющей было экскурсионное посещение нашими казачатами Музея Степановых.
Пример планирования модуля «Лесенка-чудесенка» (2 класс)
Таблица 1
№ |
Название |
Содержание, основная идея |
Предмет |
1 |
Ангел. Ангел-хранитель города |
Стихотворение Ф. М. Достоевского «Божий дар» |
кружок «История и культура кубанского казачества» |
2 |
Сказка-размышлялка «Кирпич и воск». (Итальянская сказка) |
Мудрость: «Из добрых дел выше ценятся те, которые служат на пользу другим» (И.Златоуст) |
урок литературного чтения |
3 |
Вера учёных |
И.Ньютон «Небесный владыка» |
окружающий мир |
4 |
Притча. «Как поделить сливы» (преподобный Паисий Святогорец) |
«Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое». В этом заключается Божественная справедливость |
кружок «История и культура кубанского казачества» |
5 |
Сказка-размышлялка. «Сиреневый лев» (Дарья Полковая) |
Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла |
литературное чтение |
6 |
Сказка-размышлялка. Отчего совы так сердито ухают (английская народная сказка) |
Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех |
литературное чтение |
7 |
«Пальма и колючка» (св.Н.Сербский) |
Важны слова благодарности |
литературное чтение |
8 |
Притча. «О злом и добром слове» (пр. Макарий Великий) |
Доброта, рассудительность мудрость — важнее всего |
кружок |
9 |
Сказка-размышлялка. «До чего же жизнь прекрасна!» |
Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. |
кружок |
10 |
«Куда всё на свете может поместиться?» (пр. Макарий Великий) |
Всё помещается в малое сердце |
кружок ОПК |
11 |
География.Оземлепроходце Афанасии Никитине. |
Нет на земном шаре некрасивых мест! |
окружающий мир |
12 |
Дочка киевского богатыря |
Нельзя ссориться |
классный час |
13 |
Сказка-размышлялка. «Благословенные орехи» |
Желай счастья всем и счастлив будешь |
кружок ОПК |
14 |
Сказка-размышлялка. «Солдатская шинель» (русская народная) |
Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь. |
кружок ОПК |
Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению учащихся класса казачьей направленности уже видна. У ребят заложены начала нравственного поведения, проявления духовной рассудительности, нравственные чувства совести и долга, ответственности и терпения. Юные казачата активно участвуют в самоуправлении класса, открытым голосованием избирают атамана, его помощников (урядников, судью), опираясь на нравственные качества кандидатур. В городской «Кубанской казачьей ярмарке» класс стал победителем в одной из номинаций; в I городском «Параде казачат» получил диплом победителя; 16 учащихся являются дипломантами конкурса «Святое дело-Родине служить!», 6 учащихся награждены дипломами на «Празднике белых журавлей».
Большую роль при формировании у казачатнравственных чувств, нравственного поведения, нравственной позиции и нравственного облика играет личность нашего наставника-А. В. Самовика, старшего вахмистра, первого заместителя атамана района по военно-патриотической подготовке. Он же является директором городского историко-краеведческого музея. Поэтому много бесед, уроков, встреч проходят непосредственно с наставником на территории музея и с отцом Иоанном в Храме Воскресения Словущего г. Приморско-Ахтарска.
В заключении хочется сказать, что смысл работы педагога по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы помогать ребенку продвигаться по «лесенке-чудесенке» к новым достижениям. Это путь от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Литература:
- Православная азбука Кубани/сост. е.Н. Ерёменко. Краснодар: Традиция, 2015
- Литературно-художественный православный календарь для детей и родителей/сост. С.Кожевникова, В. Каткова.- Москва, Месяцеслов, 2017.