Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного образования детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 19.01.2018

Статья просмотрена: 3957 раз

Библиографическое описание:

Лисовская, А. И. Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного образования детей / А. И. Лисовская. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13629/ (дата обращения: 15.11.2024).



Учреждение дополнительного образования детей — особое учреждение, не просто место обучения детей, а пространство разнообразных форм развития личности ребенка: его интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического совершенства, характера и стремления к творческой самореализации.

Педагогические технологии, применяемые в дополнительном образовании детей, сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно приобретать знания и работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности, искать причины затруднений и уметь преодолевать их [4].

Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология одна из современных, актуальных и результативных технологий в педагогической практике.

Проект — слово иноязычное, происходит от латинского project us, буквальный перевод — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько значений: 1) совокупность документов, необходимых для создания сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) какой-либо замысел, идея, план.

В педагогической практике каждый проект — это научно-исследовательская работа. Она может быть рассчитана на несколько часов, месяцев и даже лет. Разрабатываться коллективно и единолично: обучающимися, педагогами и совместно [2]. Проект может реализовываться в различных формах: деловая игра, конкурсные мероприятия, видеофильм, телепередача, театрализация, путешествие, выставка и другие.

Ценность проектной деятельности и ее результат — это, прежде всего, организация и ход самой деятельности, а продукт — это одно из воплощений замысла, идеи проекта [3]. Например, в воспитательно-образовательном процессе проектирование способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс [1]. В любом творческом процессе проектная деятельность как способ заставить ребенка и педагога мыслить по-новому, неординарно, искать пути в достижении цели и решении задач.

Как правильно выбрать тему проекта?

Тема проекта зависит от цели и желаемых результатов проектной деятельности.

Цельюпроектной деятельности становится поиск способов решения имеющихся проблемы или наоборот, дальнейшее развитие результативного опыта работы.

Например, целями проекта могут являться:

  1. Развитие ребенка (изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций, жизненной позиции); успешность его социализации (освоение социальных ролей, способность адаптироваться и быть профессионально ориентированным).
  2. Развитие педагога, рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиции в учебно-воспитательном процессе и организации деятельности педагога и учреждения.
  3. Развитие родителей, изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации воспитательной работы учреждения, коллектива.
  4. Развитие отношений между участниками педагогического процесса: педагог-воспитанник, педагог-педагог, ребенок-ребенок, педагог-родители, родители-ребенок.
  5. Развитие инновационной деятельности в учреждении.

Для выбора темы проекта необходимы критерии, которые дадут оценку предполагаемому проекту по целесообразности, реальности, возможности реализации проекта [5].

Критериями могут быть:

  1. Ясность целей проекта;
  2. Актуальность и востребованность проекта;
  3. Новизна и инновационность проекта;
  4. Мотивация и интерес участников проекта;
  5. Социальная значимость проекта;
  6. Практическая значимость и перспективность проекта;
  7. Информированность (открытость) проекта.

Главный критерий — полезность и эффективность проекта.

На примере проектной деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга успеха» можно раскрыть перечисленные выше критерии выбора тем проектов.

В ЦДТ «Радуга успеха» проекты создаются и реализуются не первый год. Но за это время проектная деятельность не утратила свою актуальность и практическую значимость, а лишь набирает силу и переходит на более качественный уровень.

В настоящее время Центр реализует 10 проектов. Все проекты прошли апробацию, имеют положительные отзывы и результаты.

‒ Фестиваль юных изобретателей «Планета открытий».

‒ Социальная акция «Неделя важных дел».

‒ Историко-технический марафон «От колеса до космоса».

‒ Научно-технический комплекс «Радуга».

‒ Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся «Здоровье с детства».

‒ Образовательная робототехника.

‒ Внедрение компьютерных технологий 2d и 3d моделирования на занятиях технического творчества.

‒ ТехноТур.

‒ Образовательная робототехника и беспилотные технологии.

‒ Непрерывное образование в сфере технического творчества «4+».

Рассмотрим выбор тем некоторых проектов по вышеперечисленным критериям.

  1. Ясность целей проекта.

Основополагающим критерием определения темы проекта является целеполагание. Цель должна отвечать на вопрос «Зачем нужен проект?».

Так, целями проекта «Историко-технический марафон «От колеса до космоса» являются:

Сформировать у детей представление об истории развития транспортного комплекса России и мира. Пополнить знания подростков об инженерно-технических профессиях для профессионального самоопределения.

  1. Актуальность и востребованность.

Проект «Образовательная робототехника и беспилотные технологии».

В проекте представлены самые современные, актуальные и востребованные направления технического творчества в Самарском регионе и в России.

  1. Новизна и инновационность проекта.

Проект «Внедрение компьютерных технологий 2d и 3d моделирования на занятиях технического творчества».

Умение работать с программами компьютерной графики (Corel Draw, Компас 3D) позволит оптимизировать образовательный процесс, интенсивность и результативность практической деятельности и повысить мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, саморазвитию и самореализации.

  1. Мотивация и интерес участников проекта.

Проект «ТехноТур».

Популяризация современных технических направлений в образовательных учреждениях городского округа Самара через выездные мероприятия. Интеллектуально-техническое развитие учащихся через внедрение инновационных направлений в образовательное пространство.

  1. Социальная значимость проекта.

Проект «Социальная акция «Неделя важных дел».

Создание условий для формирования и повышения мотивации воспитанников к обустройству домашнего жилища, оказанию помощи семье путем применения умений и навыков в области технического и декоративно-прикладного творчества. Учащиеся на занятиях в Центре ремонтируют, чинят и украшают предметы, принесенные из дома.

  1. Практическая значимость и перспективность проекта.

Проект «Фестиваль юных изобретателей «Планета открытий» как инновационная форма обучения навыкам исследовательской и изобретательской деятельности. Здесь учащиеся демонстрируют свои знания в разных областях жизнедеятельности человека, учатся решать логические задачки и путем изобретательства создают технические модели, презентуют и защищают их.

  1. Информированность (открытость) проекта.

Информация о ходе и об итогах реализации проектов размещается на страницах сайта ЦДТ «Радуга успеха». Опыт реализации всех проектов обобщается и распространяется путем издания методической продукции и в интернет сообществах, выступлений на семинарах и конференциях, участия в конкурсах профессионального мастерства педагогов.

Таким образом, с помощью критериев определяется тема проекта и разрабатывается его содержание. Данные критерии помогают в оценке результативности проектов и в планировании перспективного их развития.

За годы ведения проектной деятельности в Центре разработан механизм создания, реализации и управления любого проекта:

‒ анализ проблем и возникновение идеи;

‒ формирование группы единомышленников по реализации идеи и создание структуры управления проектом;

‒ разработка проекта, проектирование результатов и рисков;

‒ рассмотрение, оценка и принятие проектов на методическом совете;

‒ изучение теоретико-методологической основы и имеющегося опыта темы проекта;

‒ разработка содержания, подбор методик и технологий;

‒ подбор и обучение (если необходимо) кадров;

‒ привлечение партнеров и заключение договоров;

‒ создание странички на сайте ЦДТ «Радуга» и трансляция о ходе проекта;

‒ апробирование и реализация проекта;

‒ мониторинг реализации и корректировка проекта;

‒ подведение итогов работы и определение перспектив дальнейшего развития темы;

‒ распространение опыта работы по проекту, издание методической продукции.

Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного образования реализуются, если:

  • содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для них проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива, профессиональные интересы педагогов;
  • организация этой деятельности обеспечивает подросткам ситуации:

‒ выбора направленности и форм деятельности;

‒ проявления самостоятельности и активности;

‒ ознакомления с технологией проектирования и ее освоения в процессе деятельности;

‒ оценки своей деятельности как вклада в создание общего социально значимого объекта, интегрирующего результаты индивидуальных и групповых проектов;

‒ рефлексии, коллективных обсуждений, экспертной оценки и общественного признания результатов проектной деятельности.

  • педагоги:

‒ осознают особенности этой деятельности, владеют технологией ее осуществления, методиками педагогического сопровождения;

‒ знают психологические особенности подросткового возраста, изучают потребности каждого подростка, среду их жизнедеятельности, отслеживают личностные и субъектные изменения в подростках;

‒ владеют разнообразными социальными ролями во взаимодействии с подростками;

‒ разрабатывают авторские образовательные программы, включающие проектную деятельность, как основной компонент образовательного процесса.

Результаты проектной деятельности можно представить на различных уровнях: на уровне обучающихся, на уровне педагогов, на уровне родителей и на уровне учреждения в целом.

Обучающиеся, участвующие в проектной деятельности:

‒ проявляют творческую активность в познании окружающего мира, будущей профессии;

‒ самостоятельны и гибки в принятии решений;

‒ сознательно применяют различные технологии (например, ТРИЗ-технологии, 2-D и 3-D-технологии, беспилотные технологии, робототехники и др.) в решении практических задач;

‒ осознают себя субъектами понимающими (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

‒ способны общаться со сверстниками и со взрослыми (педагогами и учеными) по поводу обсуждения совместного плана действий;

‒ воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Педагоги, использующие в своей деятельности проектирование:

‒ проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

‒ обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов обучающихся;

‒ осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

‒ реализуют свои творческие идеи.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности:

‒ наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и педагогов;

‒ получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизнидеятельности Центра;

‒ смогли реализовать свои творческие способности.

Центр детского творчества «Радуга успеха», организуя проектную деятельность:

‒ успешно выполняет социальный заказ и муниципальное задание по предоставлению качественных образовательных услуг, тем самым, удовлетворяя потребности детей и их родителей;

‒ сохраняет и увеличивает численность обучающихся, что является одним из показателей положительной оценки деятельности Центра;

‒ расширяет спектр направлений деятельности в соответствии с современными и востребованными технологиями;

‒ создал систему мероприятий, которая показывает достижения обучающихся и профессионализм педагогических работников;

‒ налаживает межведомственное сотрудничество с учреждениями и организациями, которое является гарантом поддержки и развития талантливых детей;

‒ создал комфортную атмосферу уюта и безопасности, способствующую результативной и эффективной работе учреждения.

Проектная деятельность как современная технология в условиях дополнительного образования детей сочетается со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте. Проекты позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, творческой активности и саморазвития.

Литература:

  1. Гаврилин А.А Организация работы по проектам // Школьная педагогика. — 2004. — № 3.
  2. Лисовская А. И, Овчинникова Л. П, Михелькевич В. Н. Центр детского и юношеского творчества — связующее звено системы непрерывного образования «Школа-Вуз»//Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики», Казань,2017, кн.2 — С.44–47.
  3. Лисовская А. И, Овчинникова Л. П, Михелькевич В. Н. Использование технологии «Свободного труда» С. Френе в системе дополнительного образования//Казанская наука, № 11,2017- С.179–182.
  4. Михелькевич В.Н, Овчинникова Л.П, Лисовская А. И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества//Самарский научный вестник,т.6, № 1,2017 — С.197–202
  5. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, техническое творчество, дополнительное образование детей, Образовательная робототехника, практическая значимость, воспитательно-образовательный процесс, дальнейшее развитие, Историко-технический марафон, Социальная акция.

Похожие статьи

Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Пути и перспективы совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Похожие статьи

Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Пути и перспективы совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ