Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования
Автор: Сюзева Наталья Федоровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 16.01.2018
Статья просмотрена: 7319 раз
Библиографическое описание:
Сюзева, Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования / Н. Ф. Сюзева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13630/ (дата обращения: 19.12.2024).
Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, дополнительное образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени.
На современном этапе формирования инновационной экономики, когда в стране совершаются глубокие социально-экономические преобразования, происходит переоценка системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, которая является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г». сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Одной из задач модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития ставится «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом». Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяется одно из приоритетных направлений «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества».
Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, совершенствовании, и претерпевает сегодня качественный рост и динамичное развитие. Об этом говорит возросшее внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству нравственного и умственного развития, формирования всесторонне развитой, творческой личности.
Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В его функции входит предоставление образования, являющегося дополнительным к основному общему образованию. Педагогическая ценность дополнительного образования детей заключается в том, что в основу его деятельности положены личностно-ориентированные подходы и технологии, которые позволяют решать проблемы детей как одаренных, так и имеющих отклонения от нормы развития, ослабленных; как самостоятельных, так и находящихся в зависимости от взрослых (инвалидов, сирот), социально незащищенных и правонарушителей.
Потому учреждения дополнительного образования, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, в своей деятельности позволяют решать ряд других социально значимых проблем, таких как:
‒ обеспечение занятости детей,
‒ их самореализации и социальной адаптации,
‒ формирование здорового образа жизни,
‒ профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей, подростков и молодежи.
Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи:
‒ гуманизации образовательного процесса;
‒ вносит разнообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
‒ предоставляет детям, подросткам и молодежи свободный выбор образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей после получения ими основного общего образования;
‒ отвечает принципам непрерывности, дополнительного образования, преемственности дополнительных образовательных программ,
‒ предоставляет возможность сочетания образовательных программ и коррекции их в процессе освоения;
‒ осуществляет психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития детей;
‒ создает комфортную образовательную среду через творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
‒ сохраняет физическое и психическое здоровье детей, подростков и молодежи.
Художественно-эстетическое воспитание в исторической ретроспективе
Современная наука накопила достаточно большой опыт в изучении аспектов эстетического воспитания в различные исторические эпохи. Во все века эстетическое воспитание считалось важной частью формирования гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь эстетического и этического воспитания. Искусство, по мнению Аристотеля, обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовольствие. Он считал, что эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека гражданином и способствует развитию разумной деятельности.
В Средневековье проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, основным средством определялась музыка. В средневековых университетах преподавали семь свободных искусств. Овладение искусством стало составной частью образования человека.
Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И.Бецкой, К. Истомин, М. Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и другие. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся, предлагал Ломоносов.
Таким образом, были заложены основы эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились классы художеств (рисование, музыка, театр), устраивались публичные музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.
Н. И. Новиков далее развил идею о теории и практике эстетического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного развития. Кроме того, он утверждал, что занятия изящным искусством нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и со всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует детей приобщать к искусствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных эстетических ценностей.
Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский и другие видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество и детский театр.
Как видим, опыт зарубежной и русской эстетической и педагогической мысли составляет основу для развития современной педагогической науки. Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь развития и вступили в XX век обогащенными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием произведений искусства.
Достижением отечественной педагогики в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включала дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования процесс эстетического воспитания и образования.
Происшедшая перестройка в народном образовании после Октябрьской революции существенно изменила значение внеклассной воспитательной деятельности. Новой тенденцией в отечественной педагогике стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований личности, как субъекта формирования целостной, а не частичной личности, когда свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и другие.
А. С. Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию, художественному развитию воспитанников. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность, «по законам красоты», человек сам преображается.
Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовывались на практике в опытных учреждениях Наркомпроса. Одна из первых станций была возглавляема С. Т. Шацким. Ее коллектив разработал систему эстетического воспитания, внеся значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драматургия). В работе по искусству С. Т. Шацкий отводил важное место личности педагога, его культурному уровню. Он писал, что у педагога должны быть положительные эмоции, эстетический вкус, владение специальными навыками в искусстве (должен уметь хорошо петь, или играть на инструментах, или рисовать).
Замечательный отечественный педагог В. А. Сухомлинский за долгие годы наблюдений над детьми в разных сферах их деятельности сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы. В эстетическое воспитание В. А. Сухомлинский включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное творить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В. А. Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Теоретические положения В. А. Сухомлинского получили широкое распространение и применение в современной практике воспитания и образования.
Современные ученые — педагоги, такие как О. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и другие изучали проблемы эстетического воспитания, искали пути их решения. Результатом их деятельности стали разработки в области определения и конкретизации принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью.
Отечественная педагогика исходит из положений психологии (А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только целенаправленное эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность в тесной связи с требованиями жизни способно развить эстетическую воспитанность, способность ребенка понимать подлинное искусство, замечать красоту окружающего мира и самовыражаться в эстетическом творчестве.
Изучив опыт исследования философов, выдающихся отечественных и зарубежных педагогов в области эстетического воспитания, мы можем сделать выводы:
‒ во все времена, во всех народах эстетическому воспитанию и обучению детей, подростков и молодежи уделяется особое внимание;
‒ эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;
‒ немаловажное значение имеет преподавание искусства для развития творческих способностей, формирования интереса к творческой деятельности;
‒ раскрывается потребность общества в подготовке педагогических кадров для осуществления эстетического воспитания детей.
Данные вопросы представляются объективно существующими внутри указанной проблемы и являются не менее характерными на современном этапе.
Значение художественно-эстетического воспитания в формировании творческой личности
Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения. Оно является незаменимым инструментом развития духовно-нравственной, культурной личности, способной к самовыражению и индивидуальной художественно-творческой деятельности.
В программе развития воспитания в системе образования России на 2013 год, утвержденной Министерством образования, сказано, что духовно-нравственное становление школьников, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. «Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой» (В. А. Разумный).
Проникновение культуры в образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка. Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для дополнительного образования. Художественное обучение базируется на общих законах и принципах художественно-эстетического воспитания, сложившиеся в различных видах искусства, традиционных методах практической художественной педагогики.
На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. В данную структуру входят
‒ художественное воспитание, основанное на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;
‒ эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности».
Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.
Б. Т. Лихачёв пишет, что эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Цель эстетического воспитания, по мнению В. Н. Шацкой, служить формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулировать посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству это видно из определения: «Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического воспитания, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности».
Пути модернизации современного художественно-эстетического образования
Принятие Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, явилось сегодня ответом системы образования на социальный заказ общества, поставившего вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания. Поэтому цель эстетического воспитания, сегодня заключается в формировании эстетической культуры человека в контексте различных видов творческого познания действительности, в оптимизации созидательных качеств личности.
В связи с модернизацией системы образования современной России немаловажная роль отводится эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание и художественное образование в совокупности призвано обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию школы. В Федеральной программе развития образования указано: «Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности».
Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и поиском новых путей развития художественно-эстетического образования и воспитания, гармонического развития личности. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, повсеместно ведется научно-практический поиск путей модернизации образовательно-воспитательного процесса, форм организации художественно-эстетического воспитания детей, подростков и молодежи.
Практика работы показывает, что реализация технологии художественно-эстетического развития детей в образовательном пространстве дополнительного образования, обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогами:
- проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования;
- осуществление педагогической деятельности на основе передового научного опыта, новейших методов и технологий в сотворчестве педагога и ребёнка;
- синтез художественных средств разных видов искусств;
- интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе;
- проектирование и конструирование технологических карт художественно-творческого развития детей и т. д.
В Стратегии модернизации Российского образования в числе важнейших задач предусмотрено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Отмечено, что необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Опираясь на накопленный опыт с целью достижения успеха в совершенствовании художественно-эстетического образования, сегодня остро ощущается необходимость осуществления целого комплекса мер:
1) Создание эффективной системы обновления художественно-эстетических образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском образовании. Привлечение научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей внедрение научных разработок (создание экспериментальных площадок, творческих лабораторий и т. д.), культурного потенциала территорий, педагогических и психологических аспектов.
2) Организация эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, обновление кадрового состава через систему поиска и привлечения творческих, инициативных специалистов-новаторов;
3) Нацеленность дополнительного образования на актуализацию воспитательного потенциала художественно-эстетического материала, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, становление духовно-нравственных качеств личности.
4) Взаимодействие различных субъектов художественно-эстетической сферы, систем общего и дополнительного образования, учреждений организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки; Эффективность данного направления во многом будет зависеть от взаимодействия всех субъектов художественно-эстетического процесса, так как одна из особенностей современного художественно-эстетической деятельности функционирование на стыке основного и дополнительного образования.
5) Организация специальных конкурсов, фестивалей и выставок и модернизации уже существующих. Участие в конкурсных мероприятиях сопряжено с большими материальными затратами (аранжировки, фонограммы, создание экспозиций, организация выезда и так далее), что ограничивает количество участников, а следовательно, и возможности реализации творческого потенциала учащихся.
6) Совершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования через привлечение средств из государственных и негосударственных источников. Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок.
7) Широкая информированность населения о деятельности образовательных учреждений культуры в средствах массовой информации, связанная с потребностью формирования позитивного отношения к художественно-эстетическому образованию, повышения его статуса и конкурентоспособности.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках ведомственных целевых программ с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в отрасли.
Из вышеперечисленных фактов мы можем сделать следующий вывод, что решение вышеназванных позиций позволит:
‒ сформировать единое художественно-эстетическое образовательное пространство; обеспечить оптимальное взаимодействие систем общего и дополнительного образования, учреждений, организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки на развитие системы художественно-эстетического образования детей;
‒ создать систему непрерывного художественно-эстетического образования;
‒ обеспечить подрастающему поколению свободу выбора и доступности различных сфер направлений художественно-эстетического образования, удовлетворить потребность в самореализации творческого потенциала личности;
‒ создать востребованную систему художественно-эстетического образования, устойчивую к внешним социально-экономическим воздействиям;
‒ сохранить и модернизировать систему образовательных учреждений художественно-эстетической направленности;
‒ повысить профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, работающих в системе художественно-эстетического обучения и воспитания детей;
‒ актуализировать духовно-нравственный потенциал художественного наследия и культурных традиций территорий, реализовать воспитательный потенциал искусства как средства формирования нравственных принципов и идеалов личности и общества;
‒ повысить уровень воспитанности подрастающего поколения, создать условия для становления гражданской позиции и самореализации личности средствами искусства в современных социально-экономических условиях;
‒ совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области культуры искусства;
‒ обновить содержание и технологии художественно-эстетического образования с учетом развития массовых коммуникаций на основе интеграции традиционных и современных видов искусств, с использованием современных медиасредств и медиатехнологий.
Литература:
- Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203–206. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2221/
- Дедяева Е. Г. Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/23/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-faktor-esteticheskogo
- Жукова С. Н. Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании // Библиотека диссертаций dslib.net http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/
- Исследование педагогических условий эстетического воспитания учащихся в технологическом образовании // Рефераты http://add.coolreferat.com/docs/index-180.html
- Козырева М. В. Значение художественно-эстетического воспитания детей в дополнительном образовании //ПИРАМИДКА http://piramidka.net/2014/12/14/
- Критерии эстетической воспитанности //Студопедия https://studopedia.ru/12_257640_kriterii-esteticheskogo-vospitaniya.html
- Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48
- Медведь Э. И. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания. АНО ЦКОФР Центр координации образования и физического развития https://www.ckofr.com/pedagogika/283-psixologo-pedagogicheskie-osnovy-esteticheskogo-vospitaniya-medved?start=2
- Пути модернизации современного художественно-эстетического образования studwood.ru https://studwood.ru/1836178/pedagogika/
- Система дополнительного художественного образования и её роль в эстетическом воспитании детей Allbest https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00354577_1.html
- Теоретические основы эстетического воспитания учащихся в технологическом образовании Vuzlit.ru https://vuzlit.ru/558315/teoreticheskie_osnovy_esteticheskogo_vospitaniya_uchaschihsya_tehnologicheskom_obrazovanii
- М. В. Шакурова «Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников» Наука/Педагогика http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–01/dissertaciya-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-stanovleniya-i-razvitiya-sotsiokulturnoy-identichnosti-shkolnikov
- Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время Allbest http://www.yaneuch.ru/cat_16/
- Эстетическое воспитание и образование в советский период МегаОбучалка http://megaobuchalka.ru/