Современное образование: переход к новой парадигме
Автор: Елисеева Светлана Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 24.01.2018
Статья просмотрена: 167 раз
Библиографическое описание:
Елисеева, С. В. Современное образование: переход к новой парадигме / С. В. Елисеева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13658/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: активизация сознания, информационные технологии, реалии информационного общества, личностное знание, методологическая основа, профориентация, целостность знания.
XXI век характеризуется развитием и преобладанием информационных технологий, проникновением их во всё большее число сфер социальное жизни. Информация при этом выступает важнейшим инструментом управления обществом. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками формирования нового типа общества, характер и содержание которого можно обозначить как «постиндустриальное общество», «информационное общество» и т. д. В качестве основного признака такого общества можно выделить возможность всякого субъекта (человека, группы и т. п.) фактически в любое время получить любую информацию по интересующему вопросу. В течение всего нескольких десятилетий информация превратилась в самый ценный по содержанию и массовый по форме товар, потребителем которого является всё общество.
Становление нового типа общества требует не просто внедрения в обучение информационных технологий, а новой методологической основы всей системы образования, радикального обновления его целей и содержания, перехода к новой образовательной парадигме.
Современное образование в военном вузе требует не только внедрения в обучение информационных технологий, но и его новой методологической основы, радикального обновления его целей и содержания, форм, методов и средств обучения с целью более осознанного обучения курсантов. Широкое распространение информационных технологий облегчает доступ курсанту к самой современной информации, но вместе с тем приводит к тому, что он наряду с действительно нужной и полезной получает много совершенно бесполезной, искажённой и даже ложной информации.
Как отмечает И. М. Ильинский, «что касается молодых людей, то они попадают в своего рода ножницы, когда знания, получаемые от преподавателя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей, прежде всего, от интернета и СМИ. Причём эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а хаотично, не просто не вписывается в рамки стационарного образования, а принципиально меняет сочетание зрительного и слухового восприятия» [1].
В процессе интенсивного применения современных информационных технологий происходит полное подчинение сознания курсанта интернету или телевидению, что закрывает ему фазу размышления ― важнейшую для формирования мыслительных структур; он может утратить способность думать, понимать и чувствовать, а отдельные фрагменты знаний, полученные из сетей, создают ему ложное ощущение нахождения на переднем крае науки и техники. Он не всегда старается прилагать для этого значительные умственные усилия. Часто курсант предпочитает взять готовую информацию из интернета.
Критерием готовности курсанта-первокурсника к профессиональному самоопределению является наличие в его интеллектуальном арсенале общих компетенций, предъявляемых вузом. При этом стоит учитывать, что компетенции курсанта-первокурсника — это не только модульное представление его знаний, умений и навыков, но и сложное личностное образование, включающее в себя мотивационную, рефлексивную, когнитивную, социальную и поведенческую составляющую.
Процесс обучения с помощью компьютера представляет собой легко просматриваемый, последовательный и контролируемый порядок с чётко заявленными стадиями и их результатами: от восприятия к запоминанию и затем тестовому контролю. Хотя, казалось бы, компьютер и задаёт вопросы, но диалогичность обучения при этом фактически отсутствует. Для успешного ответа на тесты не надо обладать развитым мышлением: глубоко понимать материал, скрытые смыслы, метафоры, достаточно помнить информацию о предмете и механически её применять. Разумеется, в каждом из этих компонентов присутствуют, в определённой мере, процессы понимания, но они в основном спонтанны, зависят только от индивидуального проявления курсанта, не расчленены и не осознаваемы. А потому они малорезультативны для развития личности курсанта и продуктивного усвоения им учебного материала.
В диалоге происходит взаимодействие между курсантами на разных уровнях. Общение будит мысль, а истина рождается в споре между людьми. Основным и исходным компонентом диалогового обучения, кроме хорошего владения материалом, является умение ставить вопросы. Это касается практически каждой дисциплины военного вуза. Форма вопроса должна учитывать собственный внутренний язык человека. Без вопросов невозможно усвоение новых знаний, обмен мыслями между людьми.
Научить курсанта формулировать свой вопрос — это означает его умение работать в «коммуникативном модуле»: умение по-разному поставить вопрос, выбрать наиболее подходящий в нужной ситуации, в нашем случае в условных ситуациях правильно поставить задачу подчинённым, аргументировав её; после выполнения её следуют другие вопросы подчинённым, уже направленные на анализ результатов выполненной задачи. Это должны быть вопросы операционно-технологического, рефлексивного, поведенческого характера. Причём отработка данного рода условных ситуаций может проходить в рамках практически любой дисциплины, изучаемой в вузе.
Перейдём ко второй стороне работы в «коммуникативном модуле». Курсант должен понять и осознать поставленную ему задачу, проанализировать её, доложить, каким способом (методом) он будет её выполнять. Командир или преподаватель проектирует курсанту перечень типичных профессиональных задач, проблем и ситуаций, которые курсант должен уметь решать, опираясь на теоретические знания как ориентировочную основу практических действий и поступков.
Сейчас курсант — участник познавательного цикла, будет ли это познание эффективным или малоэффективным — зависит от его психофизических возможностей.
Любой познавательный цикл, начиная с момента выделения предмета познания и заканчивая его относительным завершением, есть процесс понимания, глубина которого всякий раз обусловлена психофизическими возможностями индивида. Конечным смыслом образования всегда было не знание, а именно понимание. Школа и военный вуз должны через знание развивать мышление до стадии понимания, в этом и состоит назначение образования. Понимание служит созиданию и в этом смысле является условием выживания человечества. Но сегодня проблема понимания остра как никогда.
В современной информационной эпохе целостность знания часто нарушается, человеку всё более свойственно фрагментарно-клиповое сознание, он перестаёт чувствовать необходимость воссоздания целостной смысловой картины мира.
Проблема понимания достаточно широкая, отсутствует даже однозначное его определение, однако во всех трактовках этого понятия имеется инвариантное ядро — выделение существенных связей, определяющих некоторую целостность. Понимание достигнуто, если в результате получена некоторая целостность (целостное знание). Иными словами, понять можно только целостный объект. «И процесс понимания характеризуется движением от целого к частям и обратно» [2].
Курсанты часто заучивают материал, не совсем понимая его. Воспринятая мысль, если в ней присутствуют проблески понимания, перестаёт быть мыслью и может быть только механически воспроизведённым фактом, что и происходит при заучивании материала. Такой ситуации, когда кто-то передаёт своё личностное знание другому, поскольку у того его ещё недостаточно, просто не может быть: личностное знание можно только «наработать» самому, но не взять у кого-то в готовом виде.
Понимание выступает как присвоение знания, работа с ним и обращение его в составную часть психологического механизма, соединяющего его с практикой. В результате понимания знание курсанта становится частью его внутреннего мира и влияет на реализацию его деятельности. «Наработанные знания» вчерашний курсант реализует на практике, вступая в должность командира подразделения, выполняя поставленные его подразделению боевые задачи.
Понимание — это творческая деятельность, соответствующая сущности человека. Для курсантов совсем не обязателен одинаковый уровень понимания того или иного вопроса. Например, ясно, что не нужно требовать от менеджера или юриста такого же уровня понимания математики, как у математика-профессионала или инженера. Разумеется, имеются виды деятельности, в которых без должного уровня понимания предметного знания невозможно творить новое. Поэтому всегда должна быть возможность достичь необходимого уровня понимания в том или ином вопросе. Такую возможность должны предоставить учебная книга или преподаватель, которые остаются важными элементами новой системы обучения.
Первостепенной задачей профориентированного обучения курсантов в военном вузе — учиться военному делу настоящим образом. Это означает — с полной отдачей духовных и физических сил изучать оружие и боевую технику, отрабатывать до высокого уровня мастерства и автоматизма все приёмы, необходимые в различных, в том числе и экстремальных условиях, т. е. совершенствовать свои личностные знания и навыки.
Личностное знание курсанта военного вуза нельзя рассматривать в отрыве от понятия профессиональной компетентности будущего офицера. Она представляет собой систему познавательных и ценностных ориентиров, влияющих на качество профессиональных задач. В неё в качестве основы входит комплекс профессиональных знаний, умений, навыков и действий офицера, необходимых для выполнения им социальных и профессиональных функций и обеспечивающих его максимальную самореализацию и саморазвитие.
Готовность к профессиональной деятельности означает уровень сформированности определённого набора компетенций в процессе обучения в вузе в совокупности с готовностью активизировать их в будущей профессиональной деятельности.
Будущий командир должен развивать в себе навыки и способности прогнозирования событий, например: как сложится боевая обстановка в тот или иной период времени, анализа (после проведённых учений командир должен обсудить с подчинёнными все «плюсы» и «минусы» действий бойцов), предвидения развития событий (с какой стороны следует ожидать нападения противника и что противопоставить ему; что можно предпринять, чтобы дезориентировать его).
Чтобы по-настоящему овладеть воинским мастерством, приблизить себя к профессии офицера, курсант должен учиться воспитывать в себе такие качества, как мужество, стойкость, выносливость, дисциплинированность, исполнительность исходя из собственного понимания будущей профессии. Он должен понимать, что достижение воинского мастерства — это непреложное требование, элемент его личностного знания. Это требование продиктовано характером военных приготовлений вероятного противника, возможностями современного оружия. Поэтому противопоставлять противнику нужно отработанное до автоматизма мастерство, такую личную выучку, чтобы не была потеряна ни одна секунда, в бою не было ни одного лишнего движения.
Уровень боевой готовности находится в прямой зависимости от состояния воинской дисциплины, уставного порядка, исполнительности.
Незыблемость расписаний занятий, распорядка дня, уставной порядок воспитывают личный состав курсантов в духе обязательности, помогают делать учёбу и службу в военном вузе не только школой боевого мастерства, но и замечательной школой морально-психологической и физической закалки, дисциплинированности и организованности, школой мужества.
В процессе учёбы в вузе курсант должен достичь такого уровня личностного знания качеств будущего офицера, воина, который позволял бы ему в условиях, приближенным к боевым, перестраивать своё сознание с мирного времени на военное, максимально мобилизовать свои морально-психологические силы, а затем позже, находясь в должности командира подразделения, целенаправленно оперативно воздействовать на интеллектуальную и чувствительно-волевую сферы сознания уже своего подчинённого.
Известно, что максимальное укрепление морального духа своих войск и максимальное снижение морального духа противника есть необходимое условие достижения победы в войне (конфликте).
С психологической точки зрения основные варианты реализации профессиональной компетенции также определяются по способам решения проблем: 1) «решатель пазлов» — индивидуальное решение проблем с игнорированием социальных и культурных традиций; 2) «рассказчик историй» — решение проблем с применением социальных, культурно-исторических механизмов, путём воспроизведения уже известных способов решения (пассивный человек, медиатор между собственной головой и окружающим миром); 3) «пользователь инструмента» — решение проблемы в активном диалоге между человеком и миром с применением социокультурных действий». Какая компетенция будет в активе нашего курсанта-выпускника — покажет время и его личностные образовательные ориентиры.
Таким образом, формирование и совершенствование качеств личности курсанта военного вуза, определяющих его готовность к получению и совершенствованию личностных знаний, возможен в рамках такой образовательной системы, когда образовательные технологии направлены на формирование субъективной позиции обучаемого в целостном образовательном процессе вуза, и строятся на механизме диалогичности, рефлексии и сотрудничества. Поэтому в качестве ведущего должен рассматриваться принцип обучения в сотрудничестве в решении учебных и профессиональных проблем.
Литература:
- Ильинский И. М., Гуревич П. С. Понимание как цель образования // Знание. Понимание. Умение: Научный журнал Московского гуманитарного университета. — 2006. — № 1.
- Тестов В. А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2013. № 4
- Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования // Высшее образование в России. — 2009.- № 5.
Ключевые слова
информационные технологии, профориентация, методологическая основа, активизация сознания, реалии информационного общества, личностное знание, целостность знанияПохожие статьи
Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития
Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.
Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании
В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.
Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза
В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.
Акмеологический подход как креативноформирующая образовательная модель
Статья знакомит с возникновением акмеологии — новой по своему типу науки. В работе представлена попытка раскрыть область знаний, выделить разделы акмеологии. Рассматривается креативный аспект акмеологии и его особенности.
Похожие статьи
Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития
Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.
Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании
В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.
Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза
В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.
Акмеологический подход как креативноформирующая образовательная модель
Статья знакомит с возникновением акмеологии — новой по своему типу науки. В работе представлена попытка раскрыть область знаний, выделить разделы акмеологии. Рассматривается креативный аспект акмеологии и его особенности.