Математика как перспективная методическая основа обучения научной иноязычной коммуникации в технических университетах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Жеребкина, О. С. Математика как перспективная методическая основа обучения научной иноязычной коммуникации в технических университетах / О. С. Жеребкина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13681/ (дата обращения: 16.10.2024).



Обучение иностранному языку в техническом университете должно строиться на междисциплинарной основе, быть научно и профессионально ориентированным. Математика выбрана содержательным аспектом обучения, Mathcad — техническим средством.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение, технический университет, междисциплинарный подход, математика, Mathcad.

Обучение научной коммуникации является важной задачей при изучении иностранного языка в технической магистратуре, и оно должно проводиться на междисциплинарной интегративной основе [1, с. 3], [2, с. 74]. Иностранный язык является оптимальным средством междисциплинарной интеграции с предметами не только гуманитарного, но и естественнонаучного цикла. К недостаточно изученным вопросам относится методика интеграции технических и естественнонаучных дисциплин с иностранным языком в неязыковом университете [3, с. 1244].

Одной из фундаментальных дисциплин подготовки магистрантов в техническом университете является математика, большой арсенал ресурсов которой, на наш взгляд, можно и нужно использовать для активизации научной коммуникации магистрантов всех технических направлений. Поскольку деятельность будущих специалистов напрямую связана с использованием математических формул и операций, построением схем и графиков, представляется логичным использование математики в качестве содержательного компонента в процессе обучения. Кроме того, опыт работы с учащимися технической магистратуры позволяет утверждать, что интеграция иностранного языка и математики (как основы технических наук) существенно повышает мотивацию магистрантов к обучению.

Обучение языку математических операций предлагаем проводить на основе программы Mathcad, используя ее как общепринятый электронный математический учебник, средство вычислений, редактор научного текста, не требующее специальной подготовки и имеющее доступную версию. С помощью данной программы мы изучаем важную для любого технического направления тематику (компьютерную математику), но при этом решаем свои задачи, связанные с обучением иноязычной научной коммуникации.

Сопровождение учебного процесса Mathcad происходит следующим образом.

Студенты постепенно от урока к уроку изучают произношение различных математических операций. Преподаватель помогает учащимся изучить лексику по теме (Таблица 1) и правила-образцы произношения различных математических операций (Таблица 2), затем студенты выполняют упражнения на произношение данной операции (Таблица 3). На это на занятии затрачивается до 10 минут в зависимости от сложности темы и уровня языковой подготовки учащихся.

Таблица 1

Пример лексики по теме «Evolution»

root

[ru:t]

корень

extract the root of (out of)

[ɪk'strækt]

извлекать корень (из)

index (pl. indices)

['ɪndeks], pl. ['ɪndɪsi:z]

показатель

radical sign

['rædɪk(ə)l'saɪn]

знак корня

Таблица 2

Пример правила-образца произношения математической операции «Evolution» разными способами

Example

The square root of nine is two

The square root out of nine equals two

The cube root of twenty seven is three

The fourth root of sixteen is two

The square root of x

The cube root of x

The sixth root out of x square

The fifth root out of x to the power eight

Таблица 3

Пример упражнения по теме «Evolution»

Pronounce the following problems, using example given above.

1) =16; =27; =7;=2.828; =3.624; ; ;.

2) Which of the following numbers is greater (less)?

a) 3; 5; 2

b) ; ;

c) ; ;

3) Which of the solutions is incorrect?

a) =0.5

b)

c)

d)

e)

4) Think of your own evolution problems, read them aloud for your group mates to write down, check their answers.

На следующем занятии мы используем Mathcad для того, чтобы избежать повторения заданий и иметь возможность быстро повторить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях материал. Преподаватель произносит математические операции, пройденные ранее, а студенты записывают их в Mathcad на слух. Решение задачи появляется на экранах студентов мгновенно. Преподавателю не нужно подходить к каждому учащемуся, он может спросить ответ, и, если задание понято студентами верно, то и ответ будет корректен. Потом студенты придумывают свои операции и произносят их, в то время как их коллеги записывают операции на слух. При этом затраты по времени также уменьшаются, поскольку контроль понимания осуществляется при проверке правильности решения задачи. На эти задания отводится до 10 минут аудиторной работы. Таким образом, Mathcad расширяет возможности быстро повторить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях материал и изучить новый.

Работа со схемами и диаграммами, 2D и 3D графиками является обязательной для технического специалиста. Студенты владеют этими средствами, что не требует их обучения этому. Эти средства дают предметную основу для изучения технической лексики и грамматики. Например, следует задание построить 2D график в декартовой системе координат и перестроить его в полярную систему.

Матричные вычисления составляют основу научных расчетов. Студенты получают задание на действия с матрицей, например, транспонировать матрицу А и ответить «Чему равен второй элемент третьей стоки матрицы А». Общение, естественно, происходит на иностранном языке (Таблица 4).

Таблица 4

Пример упражнений по теме «VectorsandMatrices»

A) Answer the following questions:

1) How many components do these vectors have and are they row or column vectors?

a)

b)

c)

2) How do you write the dimensions of these matrices:

a) ; write down and name the (2, 3) entry of this matrix.

b) ; write down and name the (3, 4) entry and the (1, 3) entry of this matrix.

c) ; write down and name the (2, 1) entry of this matrix.

B) Use Mathcad to solve the following problems, pronounce them:

1.If, calculate:

a) rows(V)

b) cols(V)

c) min(V)

d) max(V)

e) |V|

f) 3*V

g)VT

h) sort(V)

2.If, P=(1 2 3)T calculate:

a)P+V

b)P–V

c)|P–Q|

d)P*Q

e)P/Q

3.If, calculate:

a. rows(A)

b. cols(A)

c. min(A)

d. max(A)

e. AT

f. A-1

g.A*A

h.A*V

4.Think of your own matrix problems, show the matrix operations to solve these problems, read them aloud for your groupmates to write down, check their answers.

Таким образом, использование математики является перспективной методической основой для обучения иноязычной научной коммуникации в технической магистратуре.

Литература:

  1. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа [Электронный ресурс]. — М., 2009. — Режим доступа: http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_pr1.pdf (дата обращения: 24.01.2018).
  2. Лихачева Н. В. Интеграция языковых и внеязыковых компонентов в содержании обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Н. В. Лихачева // Веснiк БДУ. — Сер.4. — 2012. — № 4. — С.74–77
  3. Степанова М. М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1244–1246. — URL https://moluch.ru/archive/63/9915/ (дата обращения: 24.01.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, обучение, операция, таблица, техническая магистратура, технический университет, иноязычная научная коммуникация, использование математики, правила-образец произношения, студент.

Похожие статьи

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...

Похожие статьи

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...