Революция в образовании
Автор: Угненко Анна Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 29.01.2018
Статья просмотрена: 249 раз
Библиографическое описание:
Угненко, А. А. Революция в образовании / А. А. Угненко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13687/ (дата обращения: 15.11.2024).
Идея отправлять детей в некое богоугодное заведение, где их будут учить посторонние люди по программам, составленным политиками и высоколобыми теоретиками, сама по себе столь несуразна и оторвана от реальных потребностей ребенка, что остается только удивляться, как она ухитрилась воплотиться в жизнь.
Стивен Харрисон «Счастливый ребенок»
Система школьного образования в России — один из наиболее обсуждаемых вопросов среди населения, преподавателей и органов управления. Для ее совершенствования применяется огромное количество усилий, но «стоит ли игра свеч»?
Огромное количество «бумажной» работы, совмещенной с ее дублированием в электронном журнале, внеклассная работа, большая загруженность школьной программы, накрепко привязанной к ФГОС, подготовка учеников к единому государственному экзамену, превращение творческих, самобытных детей в «правильных» людей вкупе с незащищенностью и недостаточной оплатой учительского труда отбивает все желание заниматься действительно сложным и важным делом — преподаванием.
Среди детей и родителей также звучат постоянные недовольства тем, что ученики проводят огромное количество времени за школьной партой, после занятий — дома за учебниками. Однако ко времени сдачи ЕГЭ оказывается, что знаний, полученных за весь период школьного обучения, катастрофически не хватает ни для нормального существования в современном мире, ни для сдачи экзаменов на достойные баллы и поступления в вуз. Начинаются поиски репетиторов, платных курсов подготовки к экзаменам. Некоторые родители, понимая недостатки бесплатного образования, предпочитают частные школы, надеясь на формирование дисциплины, достойных личностных качеств и прочных знаний у детей. Мнение детей о равенстве? Куда уж там!
Что же тогда мы получаем? Закон требует от школы прописанного в нормативных документах результата, ученики — нужных знаний и практических навыков, родители — воспитания главных человеческих качеств, учителя призывают к свободе действий и общественному признанию. Чему же тогда учит нас нынешняя школа? Она дает нам 7 «главных» уроков:
- Первый урок — урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.
- Второй урок — людей можно и нужно делить на группы. Дети, попавшие в привилегированную школу, смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.
- Третий урок — урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.
- Четвертый урок — эмоциональная зависимость. С помощью красных галочек, хмурых взглядов, призов, наказаний школа учит подчинять волю командной системе.
- Пятый урок — урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.
- Шестой урок — представление о себе определяется мнением окружающих.
- Седьмой урок — полная подконтрольность. У детей нет личного пространства, личного времени.
Парадокс! Грандиозная образовательная система существует как бы сама по себе. Она функционирует и разрастается по своим законам, при этом ребенок с его проблемами и интересами все больше остается в стороне. Все компоненты системы школьного образования недовольны результатами. Но, тем не менее, никто не пытается что-либо менять, считая ее единственно возможной.
Школа может и должна быть полезной и приносить удовольствие! В 21 веке требуется новая система образования, которая будет соответствовать требованиям современного общества. Оценивание знаний цифрами, карательно-принудительный режим, обучение учеников единого возраста по единой программе прививает лишь отвращение к школе, ведь все эти меры несвойственны детям. Пора прекратить насилие над школьниками! Стоит искать новые, современные образцы!
Наиболее удачным примером считается финская система образования. Она привлекла к себе внимание, когда в результате исследования финские школьники показали высочайшие результаты грамотности и умения применять знания на практике.
Что же в данной системе дает такие высокие показатели? Особенности финской школы таковы:
‒ много времени отводится играм;
‒ учебный процесс состоит из коротких учебных дней, большого количества перемен, малых объемов домашних заданий и длинных каникулы;
‒ все финские школы государственные, есть четкое распределение жителей того или иного района по школам. Таким образом, все школы равны, одинаково финансируются и городские, и сельские школы;
‒ дети с умственными ограничениями учатся в обычных школах;
‒ в финских школах избегают сравнивать детей: «Мы положили конец стимулированию к учебе за счет конкуренции и каких-то цифр»;
‒ все школы учатся по национальной программе и оцениваются по окончании каждого года обучения. В опросе по качеству участвуют и родители. Определяются десять областей, по которым школа показала себя хорошо, и десять, по которым требуется улучшение;
‒ все дети получают ежедневный бесплатный горячий обед;
‒ развитая система государственных библиотек;
‒ в основе школьной системы — учитель, имеющий магистерскую степень. В учителя идут лучшие ученики, так что престиж и уважение к профессии не поддаются сомнению;
‒ учительский труд имеет автономность, то есть учитель имеет право выбирать методику, которую считает приемлемой. Однако это предполагает большую ответственность: учитель сам должен определить, усвоили ли ученики пройденный материал и готовы ли двигаться дальше.
‒ основная цель учителей — подготовка учеников к взрослой жизни и решению насущных задач. Финский учитель Кари Лоухивуори отмечает: «Сегодня не надо заучивать большие объемы информации наизусть. Нужна базовая информация, чтобы понимать то, что искать в Google. Важно научиться впитывать новую информацию, ведь мир меняется очень быстро. Когда-то в банках было много служащих, теперь все операции со своими деньгами мы совершаем через интернет. В Копенгагене уже поезда в метро ездят без машиниста. Таким образом, нужны навыки освоения информации, информационных технологий. Школьники должны учиться критически мыслить и осваивать новую информацию» [1].
Изменения в школьной системе требуют времени, и все начинается с обучения преподавателей. Надо открывать окна и двери для международного опыта и смотреть, какие наработки подойдут нашей системе. Но не стоит забывать, что скопировать школьную систему нельзя, ведь школа и образование вписаны в культуру и историю страны. Потому нужно создавать нашу собственную школу на основе российской истории и культуры. При этом необходимо, чтобы у учителей было больше влияния на то, что происходит внутри школы и чтобы административный аппарат состоял из тех людей, которые были учителями.
Литература:
- http://naviny.by/article/20180119/1516380677-shkolnoe-obrazovanie-po-finski-ne-meshayte-uchitelyam-pust-oni-rabotayut