Здоровье ребенка и здоровьесберегающие технологии
Автор: Белишина Анна Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.02.2018
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Белишина, А. А. Здоровье ребенка и здоровьесберегающие технологии / А. А. Белишина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13706/ (дата обращения: 16.11.2024).
В наше время одна из главных проблем — это сохранение и поддерживание здоровья. Что же такое здоровье? Обратимся к Википедии [11].
«Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни».
В связи с этим перед центром стоит проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях нашего учреждения, а именно создание и использование современных средств и методов профилактической работы, создание эмоциональной и психологически комфортной среды для воспитанников, внедрение и разработка новых технологий, предоставление и максимальное использование всех ресурсов для достижения развития двигательной активности ребенка. В зависимости от того как способен ребенок самостоятельно двигаться зависят все показатели его жизненных сил и здоровья. Ведь от того как может самостоятельно он двигаться, реализуются все физические возможности организма, через выполнение определенно подобранных упражнений, способствующих укреплению и сохранению здоровья.
Детская заболеваемость намного снижена у тех детей, которые ежедневно пребывают на свежем воздухе, играют в разные подвижные игры, просто гуляют, т. к. умеренная физическая нагрузка повышает сопротивляемость организма, а это и есть главные факторы профилактики и укрепления здоровья.
От того как чувствует себя ребенок, возникает желание самостоятельной двигательной активности. Прогулка является одним из главных факторов сохранения и поддержания здоровья.
Значительную роль мы уделяем прогулке. Тематика прогулки может быть разнообразна: наблюдение, ознакомительная, развлечение, спортивная, практикум, показ, комбинированная.
Cохранения и укрепления здоровья выполняется через организацию тематических прогулок как на территории центра, так и с помощью экскурсий по городу, на протяжении которых проводятся наблюдения, беседы, решаются проблемные задачи. Обязательно, на каждой прогулке применяются такие здоровьесберегающие технологии:
1.Выполнение теплового режима (временами года);
2.Дыхательная гимнастика;
3.Выполнение физических нагрузок:
4.Гимнастика для глаз;
5.Релаксационные паузы;
6.Технология педагогики сотрудничества;
7.Технология личностно-ориентированного подхода.
Цели, которые мы применяем на прогулке — обеспечение безопасности, воспитание валеологической культуры, знание детей о здоровье и умение поддерживать и сохранять его.
Задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья воспитанников на основе комплексного и системного применения всех доступных форм для физического воспитания, оптимизация двигательной активности как внутри помещения (спортзал, просторные фае и т. д.) так и на свежем воздухе.
- Активизация воспитанников в процессе получения информации о ЗОЖ.
- Совместное выполнение всех физических способов и приемов, связанных с укреплением здоровья.
Все выше перечисленные здоровье сберегающие технологии применяются на каждой из них:
‒ дыхательная гимнастика — от того как мы дышим во многом зависит наше здоровье, умственная и физическая деятельность;
‒ игры малой подвижности, подвижные, спортивные игры влияют как на физическое развитие, так и на личностно-эмоциональное;
‒ упражнения точечного массажа учат сознательно беспокоиться о своем здоровье, вдохновляют им уверенность в том, что они сами могут поддержать и даже улучшить свое здоровье;
‒ гимнастика для глаз — для предотвращения развития близорукости;
‒ релаксационные паузы (помогают снять чрезмерную напряженность и уменьшить физическую нагрузку перед уходом в группу;
‒ технология личностно-ориентировочного подхода — от того как психологически чувствует себя воспитатель зависит установление личностного контакта с каждым воспитанником, поддерживание в нем уверенности в себе, развитие самостоятельности и инициативности в процессе взаимосвязи на прогулке.
Игра является одной из главных форм активной деятельности, как на прогулке, так и в жизни детей. С помощью игры выполняется множество функций: обучение, воспитание, развитие, отражает психические черты личности.
Как писал Я.Корчаг (5) в своей книге: «Не надо стыдиться играть. Детских игр нет. Важно не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо... играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в пожар или в поезд...и бессмысленно читать книжки».
Исходя из этого, следует, что правильно подобранные как подвижные игры так и дидактические во время прогулок, благоприятствуют осуществлению как сохранению так и укреплению здоровья воспитанников.
Подвижные игры направлены:
‒ на снижение агрессии;
‒ способствуют развитию внимания;
‒ способствуют развитию коммуникативных способностей;
‒ способствуют развитию самоконтроля, уменьшению возбуждаемости;
‒ на развитие умения распределения внимания;
‒ на быстроту реакции, умение выполнять инструкцию взрослого;
‒ на преодоление страха;
‒ умение сосредоточенности и др.
Приведенные ниже задания и игры помогут взрослым не только разнообразить свободное время воспитанников, а также принесут пользу в физическом, эмоциональном и нравственном развитии.
Подвижные игры иупражнения (7).
Данные игры и упражнения способствуют не только развитию физических данных, но и воображения, которое необходимо для благотворного обучения и воспитания детей, для снижения агрессии, приобретение душевного контакта между детьми и педагогами.
1.Игра: «Морская фигура — замри!» Выбирается водящий, который отворачивается от ребят (споит спиной к ним) и произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — морская фигура на месте замри!» Фигуры замирают и стоят до тех пор, пока ведущий не рассмешит одну из них. Ребенок, который засмеялся, будет ведущим.
2.Игра на внимание: «Слушай команду». Дети танцуют под легкую, не громкую музыку. Музыка прерывается и ведущий тихим голосом произносит любую команду: подпрыгнуть или поднять две руки и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока детяи интересно и они продолжают выполнять данные команды.
3.Игра на снятие излишней двигательной активности: «Передай мяч по кругу». Дети строятся в круг и передают мяч друг другу. Потом можно изменить направление передачи движения мяча, бросать его друг другу через круг, использовать в игре второй мяч.
4.Игра на снятие напряженности: «Паровозик». Звучит легкая веселая музыка. Дети становятся друг за другом, держась за плечи в паровозик. Музыка включается, паровозик начинает движение. Музыка выключается, паровозик останавливается.
Дыхательная гимнастикаА.Н.Стрельниковой (10)
Стрельникова А. Н. предлагает выполнять вздохи через нос. Это упражнение способствует насыщение организма кислородом, улучшает психоэмоциональное состояние и улучшает обменные процессы, повышает, как иммунитет так же способствует повышению жизненного тонуса.
Упражнение № 1. «Ладошки». Стоя прямо, согнуть руки в локтях (локти в низ) ладонь показываем детям. выполняем короткий вдох через нос при этом одновременно сжимаем ладошки в кулачки.
Упражнение № 2. «Погончики». Стоя прямо, сжимаем кисти рук в кулачки и прижимаем их к поясу. Вдох — выпрямляем руки, кулаки вниз к полу (напрягаем плечи, руки прямые). Далее кисти рук возвращаем на уровень пояса. Плечи расслаблены — выполняется на выдохе. Кисти рук выше пояса не поднимаются. Выполняем подряд 4 вдоха с соответствующими движениями, далее отдых 3–4 секунды отдых и далее 8 вдохов с повтором движений. Выполняем 12 раз по 8 подходов.
Упражнение № 3. «Насос». И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ширина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Упражнение можно выполнять в игровой форме имитируя накачивание колеса насосом.
Упражнение № 4. «Кошка». И. п.: встаньте прямо, ноги чуть, чем ширина плеч. Сделайте не глубокое приседание и одновременно поверните туловище вправо — резкий, короткий вдох. Вернитесь в исходное положение. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо- влево, вдох справа — вдох слева.
Упражнение № 5. «Обними плечи». Согнуть руки в локтях и поднять на уровень плеч. Протяните руки, за плечи (визуально обнимая себя), и одновременно с каждым «объятием» резко выдох через нос. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест- накрест), руки широко в стороны не разводить и не напрягать.
Упражнение № 6. «Большой маятник». Встать прямо, ноги уже ширины плеч.Наклон вперед, руки тянутся к полу (вдох). И сразу, без остановки выпрямиться, руки обнимают плечи. И тоже вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами.
Гимнастика для глаз.
Для профилактики нарушения зрения у детей разработаны общеразвивающие упражнения для тела и специальные упражнения для глаз.
1.Наряди елку бусами сверху — вниз по диагонали.
2.Представь на что похожи облака? Взгляд вверх и вдаль.
3.«Мячик». Показать глазами, как прыгает мячик, отскакивая от земли выше домов, деревьев.
4.«Покраска забора». Водим глазами, как будто они кисть, которой красим забор. Вверх, вниз и до конца забора, потом на нем нарисуем ромашки.
5.«Что изменилось?». Посмотри вдаль, закрой глаза, открой их и скажи что изменилось?
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» — писал Сухомлинский.
Используемые здоровье сберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок будет с огромным желанием включаться во все виды деятельности, он оптимистичен, жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и воспитателями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее качеств и свойств.
Литература:
- Курбеко И. В. Прогулки и экскурсии в группе продленного дня. Волгоград; 2013г.
- Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов н/Д; Феникс,2006г.
- Лесина С. В., Попова Г. П., Снисаренко Т. Л. Коррекционно- развивающие занятия и мероприятия. Волгоград; 2010г.
- Дошкольное воспитание (научно- методический журнал) № 1 2007г. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым.
- Корчак Я. Как любить ребенка. АСТ МОСКВА; Владимир; 2009г.
- Шамина А. В. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. РИПОЛ классик, 2007
- Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2007.
- Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008г.
- Гальцова Е. А., Власенко О. П. Спортивный серпантин: сценарий спортивных мероприятий для младших школьников. Волгоград: учитель, 2007г.]
- https://www.amicopolis.som/topics/view/98468/Дыхательная-гимнастика-Стрельниковой
- Википедия. Интернет ресурс.