Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов
Авторы: Чудиновских Марина Вячеславовна, Чудиновских Юлия Павловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2018
Статья просмотрена: 2090 раз
Библиографическое описание:
Чудиновских, М. В. Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов / М. В. Чудиновских, Ю. П. Чудиновских. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13716/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обучении школьников.
Ключевые слова: инновации, образование, проектная деятельность, исследование, школьники, старшие классы.
При подготовке данной статьи обобщен личный опыт участия в проектных сменах, проведенный Уральским федеральным университетом в ОЦ «Таватуй» летом 2017 г. и смены в ОЦ «Сириус» (г. Сочи) в январе 2018 г.
Проект Чудиновских Юлии, Белоглазовой Дарьи, Зуевой Кристины, Слезко Екатерины на тему «Создание эквивалента кожи методом магнитной левитации» получил грант 100 руб. в рамках Хакатона 2025, проведенного 27–28 января 2018 г. заявочным комитетом Экспо 2025 [1].
Образовательные стандарты для среднего (полного) общего образования предполагают использование исследовательской и проектной деятельности в ходе обучения школьников, «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» [2]. В стандартах высшего профессионального образования также уделяется особо внимание формированию компетенций, связанных с проектной деятельностью. Эти компетенции должны быть сформированы как у специалистов технических, так и гуманитарных специальностей [3]. Методические вопросы организации проектной деятельности школьников старших классов получили обоснование в работах Е. Н. Ковалевской, А. В. Гайворонской [4], Е. В. Ларентьевой [5], Л. В. Парменовой [6], Л. И. Поздняковой [7] и других авторов.
Необходимо отметить, что проекты школьников могут иметь различную направленность и быть не только исследовательскими. Проектная деятельность может осуществляться для достижения значимых социальных, культурных и иных целей. Под проектной исследовательской деятельностью в рамках данной работы будет пониматься активная, самостоятельная деятельность обучаемых, направленных на решение исследовательской задачи. Проектная исследовательская деятельность в обучении школьников в настоящее время осуществляется в нескольких основных формах:
– массовая проектная деятельность;
– конкурсная проектная деятельность.
Под массовой проектной деятельностью предлагается понимать разработку проектов на уровне образовательного учреждения. В рамках этой деятельности задача разработки и реализации проектов ставится перед всеми школьниками либо их группами. Основной задачей массовой проектной деятельности является вовлечение широкого круга детей и привитие начальных исследовательских навыков. В рамках школьных этапов у школьников появляется возможность познакомиться с методологией подготовки проекта, определить свою сферу научных интересов, сформировать собственный проект и повести его публичную защиту на уровне школы.
Конкурсная проектная деятельность представляется собой более сложную исследовательскую задачу, так как инициатором проведения может быть не только школа, но и высшее учебное заведение, крупные предприятия, органы власти. Показательным в этой части является опыт фонда «Талант и успех». В рамках проектных смен, которые проводятся в образовательном центре «Сириус» с 2015 г., приоритетными направлениями исследований являются:
– большие данные, машинное обучение и финансовые технологии
– агропромышленные и биотехнологии
– персонализированная и прогностическая медицина
– беспилотный транспорт и логистические системы;
– освоение Арктики и мирового океана
– современная энергетика
– космические технологии
– нанотехнологии
– новые материалы
– нейротехнологии и природоподобные технологии
– умный город и безопасность
– когнитивные исследования [8].
Работа над проектами при проведении исследований включает в себя несколько этапов. Первый этап — это постановка и анализ проблемы. Данный этап объективно представляется одним из наиболее сложных, так как школьнику трудно сформулировать актуальную научную тему, которая будет обладать большим потенциалом. На данном этапе большое значение имеет работа с наставниками. Наставником может выступать не только школьный учитель, но и преподаватель высшего учебного заведения, магистрант, аспирант и даже студент или школьник, добившийся высоких научных результатов. Представляется, что перспективным может стать и вовлечение родителей в работу над проектами. Такая работа может способствовать обмену опытом между поколениями, а также стимулировать общение детей и родителей не только на повседневные, но и на профессиональные и научные темы. Совместная проектная деятельность может стать основой формирования научных династий.
Второй этап — это научная и теоретическая проработка темы исследования. На данном этапе школьникам важно понимать, что выбранная тема часто рассматривается и другими учеными. На данном этапе целесообразно изучить научную литературу не только на русском, но и на иностранных языках. По результатам проведенного исследования должна быть сформирована реферативная часть проекта.
Третий этап — это разработка и реализация самого исследования. На данном этапе составляется план работы, выбираются методы и объекты исследования. Исследование может проводится на основании проведения наблюдений, экспериментов, включать разработку моделей, опытных образцов. Этот этап обычно вызывает наибольший интерес у школьников, так как от теоретических знаний происходит переход к практической деятельности. Наибольшая трудность заключается в том, что оборудование большинства российских школ не позволяет проводить действительно инновационные исследования. Решению этой проблемы может способствовать сотрудничество с Вузами.
Четвертый этап — это обработка результатов исследования для публичной защиты. Оптимально, если результатом проекта является и текстовый документ, описывающий результаты исследования, и презентация, в которой кратко отражаются все основные этапы и их результаты. Опыт защиты проектов российских школьников показывает, что в перспективе некоторые результаты могут быть запатентованы.
Пятый этап — публичная защита проекта. Она направлена на формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, проводить научную дискуссию. По результатам публичной защиты определяются победители, призеры, лауреаты, выдаются дипломы и грамоты. Также на этом этапе важно определить, существуют ли перспективы дальнейшей работы над проектом. Во многих методических работах данный этап выделяется в качестве последнего. Представляется, что для завершения проекта необходим еще один этап.
Шестой этап — опубликование научных результатов в виде тезисов или статей. Для учащихся старших классов этот этап позволит сформировать навыки, которые будут востребованы в дальнейшем при обучении в высших учебных заведениях. Кроме того, уже со школьного возраста будет формироваться индивидуальное портфолио.
Описание этапов проектной деятельности, изучение научной и методической литературы, а также опыт личного участия в конкурсах проектов позволили провести сравнительный анализ традиционной классно-урочной и проектной системы обучения (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика классно-урочной ипроектной системы обучения
Параметры сравнения |
Классно-урочная система обучения |
Проектная система обучения |
Цель обучения |
Формирование знаний и навыков по основным предметам |
Формирование практических навыков исследовательской деятельности, закрепление и углубление знаний, полученных по школьной программе |
Преподаватели (наставники) |
Школьные педагоги |
Школьные педагоги, преподаватели вузов, научные работники, представители государственных органов и бизнеса |
Области знаний |
Знания и навыки по каждому предмету формируются и оцениваются отдельно |
Проектная деятельность основывается на межпредметных связях |
Необходимое оборудование |
Учебные классы, учебные пособия, тетради, оборудование и компьютерная техника (по отдельным предметам) |
Лаборатории, современное оборудование, компьютерная техника, доступ к электронным библиотекам |
Время на реализацию обучения |
Учебный год |
Ограниченный срок (от нескольких недель до нескольких месяцев) |
Субъекты оценивания |
Каждый ученик отдельно |
Группа участников проекта |
Форма оценивания |
Контрольные работы, текущие и итоговые оценки |
Публичная защита Возможно внедрение результатов и опубликование научных статей |
Таким образом, проектная деятельность имеет ряд преимуществ перед традиционной классно-урочной деятельность. Проектная деятельность способствует формированию навыков проведения исследования, работы в команде, углубляет знания, развивает мотивацию.
Несмотря на положительные эффекты, проектная деятельность имеет ряд особенностей, которые затрудняют широкое внедрение в школьное обучение. Для реализации проектов необходимо оборудование, доступ к электронным библиотекам. Кроме того, меняется роль педагога, преподаватель сам должен быть готов к проведению исследований. Как любая инновация проектная деятельность может встречать сопротивление со стороны учеников, педагогов, родителей.
Представляется, что проектная деятельность и ее значение со временем будут только возрастать, поэтому на современном этапе необходимо предпринимать согласованные шаги по развитию проектной деятельности в школах. Для достижения этой цели необходимо:
– осуществлять просветительскую деятельность об особенностях проектной деятельности;
– включить в качестве отдельного учебного предмета в школьную программу предмет «Основы проектной деятельности» (либо в качестве факультатива, либо в качестве основного предмета в гимназиях и лицеях);
– проводить обмен опытом между учителями, а также участниками проектов. Особенно это важно в той ситуации, когда участники проектной группы смогли достичь выдающихся научных результатов;
– стимулировать участие школьников в российских и международных конкурсах проектов;
– развивать региональные научные центры, технопарки, в которых можно проводить проектную деятельность на базе сотрудничества с ОЦ «Сириус».
Литература:
- Екатеринбургские школьницы победили в конкурсе «Хакатон-2025» //Вечерние ведомости. 29.01.2018
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011.. N 9
- Чудиновских М. В. Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. С. 131–135.
- Лаврентьева Е. В. Организация проектно-исследовательской деятельности старших школьников по межпредметной тематике // Царскосельские чтения. 2013. № XVII. С.215–219
- Ковалевская Е. Н., Гайворонская А. В. Организация деятельности в совместном образовательном проекте вуза и старшей школы как условие изменения качества образования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С.145–151
- Парменова Л. В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе университета // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С.77–82
- Позднякова Л. И. Формирование профессионального самоопределения старших подростков в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 67.
- Образовательная программа для победителей и призеров Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников // https://sochisirius.ru/obuchenie/nauka/smena63/484
Ключевые слова
школьники, инновации, образование, исследование, проектная деятельность, старшие классыПохожие статьи
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе
В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.
Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы
Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей
В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС
В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.
Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся
В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихс...
Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием
В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...
Похожие статьи
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе
В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.
Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы
Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей
В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС
В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.
Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся
В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихс...
Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием
В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...