Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Автор: Ставропольцева Светлана Валентиновна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2018
Статья просмотрена: 217 раз
Библиографическое описание:
Ставропольцева, С. В. Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / С. В. Ставропольцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13729/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения учебных занятий с использованием педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методическую разработку «круглого стола», посвященного актуальным проблемам формирования личности безопасного типа.
Ключевые слова: педагогическая технология «Метод проектов», «круглый стол», личность безопасного типа.
На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Недостаточное внимание человека к проблемам, возникающим в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также природной и техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени и негативных последствиях их проявления. Таким образом, компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. В силу этого, одним из условий развития целостной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является повышение квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности.
Современный специалист в любой профессиональной области должен уметь работать самостоятельно, добывая знания из всевозможных источников продуктивными методами. Это раздвигает границы знаний и этому надо специально обучать. Иными словами, в настоящее время необходимо внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов реализации образовательного процесса, ориентированного на вовлечение обучающихся в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм такой деятельности является педагогическая технология «Метод проектов».
Актуальность технологии проектного обучения для дополнительного профессионального образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный учебно-воспитательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Основоположником метода проектов был американский учёный Джон Дьюи (1859–1952) — основатель философии и педагогики прагматизма. Он ставил целью обучения сделать жизнь ребёнка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни. По мнению Дьюи, посредством метода проектов достигается главная цель образования — развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта, а также происходит социальное воспитание детей, поскольку совместная работа над проектом обеспечивает приобретение опыта взаимодействия, помогающего понять необходимость социального приспособления людей друг к другу [1, с.13–14].
Учеником и последователем Дьюи был Уильям Херд Килпатрик (1871–1965). Он развил идеи Джона Дьюи в практике школьной работы, в силу этого он по праву считается основателем метода проектов. Метод проектов Килпатрика предусматривал давать учащимся задания в виде проектов, которые следовало осуществлять, решая различные вопросы и жизненные ситуации. При этом учащиеся должны были сами проектировать то, чем им надлежало заняться. Первостепенное внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания. Килпатрик разработал несколько видов проектов:
‒ производственный — изготовление какого-либо предмета;
‒ потребительский — использование чего-либо для наслаждения (смотреть картину, кинофильм и т. п.);
‒ интеллектуальный — разрешение проблем или затруднений (проблема становится проектом, когда имеет целевую установку).
Как отмечает А. В. Хуторской [2, с.338], основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы. Обучающиеся индивидуально или по группам за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
Отечественными педагогами метод проектов разрабатывался практически параллельно с американскими. Ещё в 1905 году Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) возглавил группу исследователей, работающую над методом проектов. После Октября 1917 года С. Т. Шацкий продолжил работу над новыми методами обучения, в числе которых был и метод проектов, в советской школе. Но после Постановления ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932 г.) работа над инновационными методиками обучения была практически свёрнута, а опытно-экспериментальная станция, возглавляемая С. Т. Шацким, закрыта.
Возвращение к методу проектов в нашей стране начинается в 90-е годы ХХ века. В настоящее время метод проектов рассматривается как педагогическая технология [3], предусматривающая достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таким образом, учебный проект — это комплекс разнообразных видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Создавая учебные проекты обучающиеся:
‒ самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
‒ учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
‒ приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
‒ развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, анализа, построения гипотез, обобщения);
‒ развивают системное мышление.
Принципы организации проектной деятельности:
‒ проект должен быть посильным для выполнения;
‒ руководство проектом со стороны преподавателя;
‒ каждый обучающийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта;
‒ каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
‒ обязательная презентация результатов работы по проекту.
В современной научной и учебно-методической литературе выделаются следующие типы проектов:
по количеству участников — проекты могут быть: индивидуальные; парные (между парами участников); групповые (между группами участников). Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом — индивидуально или в группе, не существует. По мнению Е. С. Полат метод проектов эффективен лишь в сочетании с технологией работы в группах сотрудничества [4]. Преимущества групповых проектов заключаются в том, что: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
‒ по доминирующему в проекте методу или виду деятельности — проекты могут быть: исследовательские, творческие, информационные, ролевые, социальные практико-ориентированные и др. Преимущества практико-ориентированных проектов заключаются в том, что: данный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта; требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них и участия каждого в оформлении конечного продукта; предусматривает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников; ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.
Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» позволили разработать и успешно апробировать применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности для организации и проведения «круглого стола» на тему: «Актуальные проблемы формирования личности безопасного типа».
С начала 90-х годов проблема обеспечения безопасности личности является очень актуальной для образования в связи с возникшим социальным заказом общества и государства в образе личности, обладающей особыми качествами, позволяющими ей обеспечивать собственную безопасность и гарантировать безопасность окружающим людям — личности безопасного типа. По мнению М. В. Гордиенко [5, с.77], личность безопасного типа — это человек, безопасный для себя, окружающих, среды обитания, готовый к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. «Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании — одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности» [6, с.50]. В силу этого, основная цель «круглого стола»: разносторонний анализ и характеристика основных направлений формирования личности безопасного типа.
«Круглый стол» в дополнительном профессиональном образовании представляет собой вид учебных занятий, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, научить культуре ведения дискуссии. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у обучающихся профессиональных умений излагать свою точку зрения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. Идея «круглых столов» заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность. В силу этого, одной из основных задач «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем.
Как правило, в организации и проведении «круглого стола» выделяют три этапа:
- Подготовительный этап — включает в себя следующие действия:
‒ обучающимся заблаговременно был выдан план проведения «круглого стола» и список литературы для подготовки к нему, а именно: Тема №4.6. Актуальные проблемы формирования личности безопасного типа.
Основные вопросы:
- Сущность понятия «личность безопасного типа», цели и задачи её формирования.
- Изучение нормативных правовых документов в области гражданской обороны как одно из условий формирования личности безопасного типа.
- Изучение нормативных правовых документов в области защиты от чрезвычайных ситуаций как одно из условий формирования личности безопасного типа.
- Изучение основных способов защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций как одно из условий формирования личности безопасного типа.
- Роль психологической подготовки в процессе формирования личности безопасного типа.
- Формирование личности безопасного типа в ходе организации и проведения тренировок в образовательной организации.
- Совершенствование учебно-материальной базы образовательного учреждения как одно из условий формирования личности безопасного типа.
- Формирование личности безопасного типа в процессе организации и осуществления пропаганды в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
‒ проведена диагностика уровня сформированности: знаний в предметной области и таких коммуникативных качеств как способность к самоуправлению в общении и организаторские склонности;
‒ используя данные полученные в результате диагностики, были скомплектованы малые группы по 3–4 человека в каждой. Непременным условием комплектования малых групп было наличие в каждой из них слушателей с высоким, достаточным, средним и низким уровнем диагностируемых характеристик. Таким образом, знаниевый и коммуникативный потенциал всех малых групп был равным.
‒ каждая малая группа получила задание проработать указанную литературу, подготовить коллективное выступление на один из вопросов «круглого стола» и оформить результаты проведённого исследования в виде презентации.
2. Дискуссионный этап — включает в себя следующие действия:
‒ вступительное слово преподавателя, в котором формулируется проблема, исследованию которой посвящён «круглый стол», устанавливается регламент времени для выступлений и их обсуждения, информирование об общих правилах коммуникации: избегать общих фраз, уметь слушать, быть активным в обсуждении и конструктивным в критике, не допускать оскорбительных замечаний. Открытие «круглого стола» должно быть впечатляющим, поскольку от этого зависит ход занятия;
‒ презентация подготовленных групповых проектов: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы;
‒ ответы на дискуссионные вопросы;
‒ подведение преподавателем мини-итогов по выступлениям каждой малой группы и дискуссии по содержанию подготовленного ей проекта; формулирование основных выводов по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.
3. Постдискуссионный (заключительный этап) — включает в себя следующие действия:
‒ напоминание целей и задач «круглого стола»;
‒ формулирование общей позиции, к которой пришли или близки все участники встречи;
‒ ориентирование обучающихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии;
‒ слова благодарности всем участникам.
Таким образом, участие в «круглом столе» способствует развитию следующих профессионально значимых умений и навыков: умение выслушать различные точки зрения и отстаивать собственную; навыки сотрудничества в процессе позитивного решения проблемы; умение быть объективным.
В целом, проведение «круглого стола» посредством подготовки и презентации групповых практико-ориентированных проектов помогает развивать самостоятельность мышления, совершенствовать умение выделить главное в учебном материале, развивать коммуникативные качества, путем вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность, при которой учебная информация переходит в личностное знание.
В заключение необходимо отметить, что применение педагогической технологии «Метод проектов» для организации и проведения «круглого стола» в процессе повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности способствует не только активному усвоению учебного материала, но ещё и позволяет развивать навыки коллективной учебной работы; усваивать правильный алгоритм решения учебной проблемы; приобретать навыки рационального использования учебного времени; отрабатывать умение оперативно извлекать необходимую информацию из различных источников; учиться совместно определять круг вопросов, которые необходимо рассмотреть для раскрытия сущности учебного вопроса; тренировать умение отобрать и структурировать учебный материал, необходимый для раскрытия содержания исследуемой проблемы; развивать умение создавать коллективный учебный продукт на основе индивидуальных; активизировать познавательную деятельность каждого обучающегося; повышать заинтересованность всей малой группы в усвоении учебного материала каждым её членом, так как успех «команды» зависит от вклада каждого в совместное выполнение поставленной задачи; приобрести опыт оказания взаимопомощи друг другу; предоставить равные возможности каждому участнику в достижении успеха, потому что каждый вносит свой вклад в создание коллективного учебного продукта путем улучшения предыдущих собственных результатов; обусловить персональную ответственность каждого участника за проделанную работу, что позволяет ему почувствовать себя полноправным членом коллектива и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».
В целом, использование в учебном процессе инновационных педагогических технологий является одним из путей повышения качества подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Литература:
- Ставропольцева С. В. Технология лабораторно-бригадного обучения: прошлое, настоящее, будущее. Учебно-методическое пособие. — Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2007. — 291с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544с.
- Эпштейн М. М. На исторических перекрёстках. Метод проектов. — СПб.: Образовательный центр «Участие», 2011. — 56с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. А. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2001–272с.
- Гордиенко М. В. Воспитание личности безопасного типа как проблема современной педагогической науки. // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». — 2008. — № 1 (63). — С. 75–79
- Неверов В. Н., Деркач А. М. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1. — С. 50–53.
Ключевые слова
личность безопасного типа, педагогическая технология «Метод проектов», «круглый стол»Похожие статьи
Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...
Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности
В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельно...
Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт
В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методического комплекта темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды», представлены цели, задачи, описаны предполага...
Анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды
В статье представлен анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды. Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последователь...
Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Без-опасность жизнедеятельности» образовательных организаций Санкт-Петербурга в области гражданской о...
Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...
Роль преподавания дисциплины «Метрологическая экспертиза технической документации» при подготовке кадров по направлению «Метрология, стандартизация и менеджмент качества продукции»
В статье рассматриваются цели и задачи, актуальность преподавания дисциплины «Метрологическая экспертиза технической документации» при подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации и сертификации и технического регулирования. Излагаютс...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Похожие статьи
Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...
Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности
В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельно...
Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт
В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методического комплекта темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды», представлены цели, задачи, описаны предполага...
Анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды
В статье представлен анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды. Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последователь...
Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Без-опасность жизнедеятельности» образовательных организаций Санкт-Петербурга в области гражданской о...
Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...
Роль преподавания дисциплины «Метрологическая экспертиза технической документации» при подготовке кадров по направлению «Метрология, стандартизация и менеджмент качества продукции»
В статье рассматриваются цели и задачи, актуальность преподавания дисциплины «Метрологическая экспертиза технической документации» при подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации и сертификации и технического регулирования. Излагаютс...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...