Начальная ступень патриотического воспитания
Авторы: Капустина Галина Геральдовна, Рожкова Татьяна Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.02.2018
Статья просмотрена: 364 раза
Библиографическое описание:
Капустина, Г. Г. Начальная ступень патриотического воспитания / Г. Г. Капустина, Т. Ю. Рожкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13730/ (дата обращения: 15.11.2024).
В жизни нашей страны за последние годы поменялось очень много, изменилось отношение людей к Родине [1]. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Существенно изменились и наши дети за последние десять лет колоссальной «перестройки» жизни всей страны [2]. В работах современных учёных Платохиной Н. А. [1; 3; 4], Дудниковой С. А. [1; 4], А. С. Малютиной Е. В. [5; 6; 7] и других прослеживается, что у большинства детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной при остановке патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг возрождения России, к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина [8].
Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение патриотизм. Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие Родина включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он напрямую связан с духовностью человека, и её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет в ребенке пробудить чувства любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовная самоопределение [9, с.106].
Все мы родом из детства, и все мы родом из своей семьи. Многие навыки, привычки, человек получает от окружения своих близких, своей семьи. В семье закладывается наша личность, наше будущее, будущие традиции наших семей, будущее наших детей, формируются чувства. Одним из главных и социально значимых является- чувство патриотизма. Роль семьи, семейных традиций неоспоримо в процессе формирования чувства патриотизма.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким ему людям — родителям, близким родственникам. Родной дом — сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе, как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям, к народной культуре. Первые друзья малыша, детский сад куда он ходит, улица на которой стоит его дом — все это включается в представлении ребенка о родном доме, о своей «изначальной Родине». Постепенно эти представления расширяются. Родина ассоциируется не только с домом и улицей, но с родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Совершенно точно можно сказать, что любовь к Родине зарождается уже в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается детской восприимчивостью и впечатлительностью. Общаясь с ровесниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества [10, с.64].
С точки зрения патриотического воспитания необходимо формировать у детей бережное отношение к обычаям и традициям народа, воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, внимательного отношения к своей семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают его с родным домом и ближайшим окружении. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Все задачи дошкольного воспитания, которые поставлены перед нами важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте являются задачи воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, детскому саду, родной речи, к родному городу и краю. Патриотическое воспитание носит комплексный характер пронизывает все виды деятельности детей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
На рубеже двух частей свет а- на стыке Европы и Азии- раскинулся удивительный край — Урал. Челябинская область часть Урала. Удивителен и достоин восхищения. Заглянуть в его прошлое и настоящее помогает предметно — развивающая среда, которая создана с участием родителей [11, с.16].
В разделе «Познай свой край» созданы мини музеи: «Каслинское литье», «Златоустовская гравюра», «Уральские камни», «Русская изба» (предметы старинного быта: русская печь, лавки, люлька, посуда). В уголке «Библиотека» размещаем тематические передвижные выставки, панорамные снимки достопримечательностей родного города, иллюстрации, фотоальбомы «Челябинск промышленный», «Прошлое и настоящее города», «Промыслы Южного Урала», «Я в родном городе», «Мои мама и папа на работе», «Театры и музеи города Челябинска» Карта России, карта Челябинской области, карта и герб города Челябинска, пословицы, потешки, пестушки, народные сказки, поговорки, былины, сказы.
Знакомясь с историей, архитектурой городов России, сравнивая с городом Челябинска мы понимаем, что каждый город красив по-своему, но для любого человека его родной город самый лучший. Чтобы узнать свой город мы проводим беседы, просматриваем мультимедийные презентации, видеофильмы. Посещаем выставочные залы, музеи, парки, памятники. Посетив Кировку познакомились со скульптурами, оформили фотоальбом «Прогулка по Кировке». К Дню Победы возлагаем цветы к вечному огню.
Приобщая детей к истокам национальной и региональной культуры знакомимся с творчеством писателей и поэтов Южного Урала (Н. Пикулевой, Л. Рахлиса и др.), воспитываем любовь к художественному слову. Особое место уделяем знакомству с творчеством уральского сказителя Павла Бажова. В уголке «Библиотека» нашли свое место книги, иллюстрации к сказам П. Бажова, которые учат быть нравственными, они овеяны верой в чудо. Уголок «Художника» наполнен образцами и изделиями различных видов росписи: городецкая, гжель, дымка, хохлома, уральская. Оформляются выставки детских работ.
На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, чувствах предстает перед ним Родина и чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на него. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество.
Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки о Родине, матери, о родной природе: «Дружба в делах помощница», «Родина любимая- мать родная», «При солнышке тепло- при матери добро», «Без хозяина земля- круглая сирота» и др.
Ёмкость образов в пословицах и поговорках активно воздействуют на нравственно-эмоциональную сферу. Противоречие, которое в них заложено помогает создать проблемную ситуацию, что рождает у ребенка потребность найти её решение. Для формирования нравственных чувств и воспитания в детях желание служить в Российской армии мы проводим беседы, просматриваем видеофильмы, рассматриваем иллюстрации, читаем литературу, оформляем стенгазеты, организовываем встречи с участниками боевых действий. Проводим специально разработанные спортивные праздники: «Богатырские забавы» к Дню Защитника Отечества «Разведчики» День Победы, где активное участие принимают папы.
Знакомя детей с бытом русского народа рассматриваем избы на иллюстрациях, картину убранство русской избы, просматриваем мультимедийную презентацию «Русская крестьянская изба», посещение музея ДОУ «Изба». Через родную песню, сказку, овладевая языком, традициями, обычаями ребенок получает первые представления о культуре своего народа.
Дети очень любят играть в «Дом», «Семью». В интерьере «Дом» присутствуют предметы декоративного оформления: салфетки, вязанные крючком, яркие лоскутные одеяла, покрывала, вышитые наволочки, одежда кукол, которые изготовлены совместно детей с мамами.
Для знакомства детей с русскими народными, национальными праздниками проведены тематические занятия, беседы, просмотр видеофильмов, участие в проведении обрядовых праздников (проводы зимы, масленица) натолкнуло на мысль провести развлечение «Культура и традиции русского народа». Организовали «Посиделки» с чаепитием, с дегустациями блюд народов Южного Урала приготовленное совместно с мамами и папами. Челябинск многонациональный город, где проживают татары, башкиры, и др. В традицию нашей группы вошли встречи с иноязычными семьями, которые проводятся с целью знакомства с их культурой, бытом и обычаями.
Проводимые мероприятия пробуждают интерес к культуре разных народов воспитывают чувства толерантности. Развитие любви и привязанности к родному дому, городу, краю, окружающей природе служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. Наша задача — помочь детям увидеть удивительный край, в котором они живут, познакомить с прошлым и заглянуть в будущее, где им предстоит жить полноправными гражданами России. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее.
Литература:
1. Платохина Н. А., Дудникова С. А., Самарина И. В. Социальная ситуация как условия воспитания патриотического отношения к родине у детей дошкольного возраста / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2016. — № 8. — С. 110–115.
2. Малютина Е. В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме / В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. — 2012. — С. 66–69.
3. Платохина Н. А. Научно-методическое сопровождение процесса развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. — № 2. — С. 67–72.
4. Дудникова С. А., Платохина Н. А. Основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста: теория и практика / Ростов-на-Дону, — 2016.
5. Малютина Е. В., Обухова С. Н. Региональная культура как средство социализации детей дошкольного возраста / Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 5. — С. 247.
6. Малютина Е. В. Педагогические условия развития образа Я ребенка дошкольного возраста / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — № 7. — С. 86–93.
7. Малютина Е. В. Особенности формирования образа Я дошкольника в социуме / Современные гуманитарные исследования. — 2011. — № 4. — С. 89–91.
8. Мустафаева З. И., Успенская А. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини — музея / Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 9–2. — С. 91–95.
9. Малютина Е. В. Портфолио как эффективная форма работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / В сборнике: Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики материалы VII Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 103–109.
10. Малютина Е. В. Педагогическое содействие становлению ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста / В сборнике: Профессионал года 2017 Сборник статей VI Международного научно-практического конкурса. Под общей редакцией Г. Ю. Гуляева. — 2017. — С. 62–66.
11. Малютина Е. В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Начальное образование. — 2012. — № 5. — С. 15–17.