Урок как культурологический и педагогический феномен
Авторы: Ермакова Екатерина Викторовна, Степанова Наталия Александровна, Синаторов Андрей Леонидович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2018
Статья просмотрена: 970 раз
Библиографическое описание:
Ермакова, Е. В. Урок как культурологический и педагогический феномен / Е. В. Ермакова, Н. А. Степанова, А. Л. Синаторов. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13752/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основой учебно-воспитательного процесса является урок. В нем отражаются все особенности, проблемы и достижения этого процесса. Некоторые исследователи полагают, что урок устарел. мы же думаем иначе. Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Урок должен способствовать тому, чтобы учащийся стал активным субъектом жизни и творчества. «Урок, возвышающий учащегося до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы», — пишет Н. Е. Щуркова. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него.
Современный урок отражает достижения культуры не только в логике своего построения, но и в способах фиксирования мысли и обращения к предметам, темпоритме, цветовой гамме интерьера и костюмов участников педагогического взаимодействия. Исследователи и педагоги-практики определяют суть урока с помощью метафор достаточно глубоко. «Дорога, хотя, непрямая, неровная, но единственно верная, которая ведет каждого из нас к человечности, своей личности», «весенний дождик и тепло, которое помогает каждому из нас раскрыться, как раскрываются бутончики цветов» — это только часть метафор Ш. А. Амонашвили, помогающих представить направленность и внутреннее содержание урока. Ценности современной образовательной парадигмы ориентируют нас на отношение к уроку как поиску истины, как фрагменту жизни учащегося, как «оркестровому произведению» (Н. Е. Щуркова)
Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Практическая, или коммуникативная задача, «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы образования учащихся; совершенствовать культуру обучения. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию.
Урок трактуется как «педагогическое произведение», «сложное явление», отличающееся «целостностью», «внутренней взаимосвязью частей, единой логикой в деятельности учителя и класса», «обладающее единством педагогических и методических средств воздействия на ум и душу ребенка», выступающий для них «важнейшей» формой процесса познания мира и развития их духовной жизни.
Ведущая роль урока среди других форм обучения объяснялась тем, что он является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения (Д. О. Лордкипанидзе), что на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков (Б. П. Есипов), что это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ (И. Т. Огородников).
Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси как разработчик, «придумщик» и сценарист урока выступает в роли драматурга, как организатор — постановщик — в роли режиссера и как преподаватель — в роли артиста.
Учитель, если он творец, создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. «Научные» роли педагога — ученый-исследователь и эксперт — проявляются на всех этапах педагогической деятельности. А вот художественные роли педагога можно продифференцировать в зависимости от этапа деятельности. Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Учитель, исполняя роль драматурга педагогического процесса, решает исследовательские задачи, а также воплощает роль режиссера и решает конструктивные задачи. Он часто выступает в роли артиста, решая коммуникативные и организационные задачи.
Постоянный поиск учителем наиболее оптимальных для данных условий решений приводит его к созданию той или иной композиции урока, делает педагогическую деятельность истинно творческой.
В современном уроке особенно важно продумать каждый отдельный его элемент. Необходимо уметь определять педагогические ситуации, которые ведут к распознанию, упорядочению и систематизации знаний, выявления и появления сущности, применения знаний на практике.
Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях урока как исключительно информационно-понятийных и познавательных, снимает узкую ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и образования, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность и взрослого, и ребенка.
Урок — культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель — живой представитель одного из слоев культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии представлениям о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя на уроке дети чисты, у другого неопрятны. У одного учителя красивый ряд ученических столов, у другого — отсутствие какого-либо рисунка, а ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. В одних классных комнатах — шум, крики, приказы, в других — мягкие голоса, ласковые обращения, улыбки и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.
Развитие культурологического подхода можно рассматривать как одно из условий становления нового направления гуманитарного знания — культурологии образования. Ее появление обусловлено тем, что в сфере образования проявляются отрицательные социокультурные факторы и противоречия:
‒ недостаточный культурный уровень некоторых обучающихся и их семей;
‒ низкий уровень материальной базы многих учебных заведений, затрудняющий качественную организацию культурной деятельности;
‒ недостаточная связь и взаимодействие учреждений образования с прочими субъектами социокультурного комплекса;
‒ низкий уровень культуры общения, культурной грамотности основной массы выпускников, которые в дальнейшей жизни не могут обеспечить своим трудом необходимую высокую культуру современного производства и требуемого качества жизни [4, с.47].
Культура человека проявляется глубинно. Она непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка. Она вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Культура не единый монолит, а динамическое образование, результат самых разнообразных достижений человечества: материально-технических, духовных, гигиенических, социальных, индивидуально-психологических.
Все эти достижения вбирает в себя и воспроизводит урок: в речи, внешнем виде, логике построения урока, воспитательных средствах, культуре мышления, в мимике, пластике, жестах и т. д. Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
Культура современного урока начинается с учителя. Учитель является носителем определенной культуры, несет в себе индивидуальное представление о культуре, его становление как личности тесно связано с особенностями культурного пространства времени, в котором он живет. Он строит урок в соответствии с представлением о достойном. Ему приходится быть гибким при взаимоотношении с учеником: выслушать, понять его, вовремя подсказать, остановить, предупредить, постараться убедить.
Перемещение центра отношений насыщает урок эмоционально, делает детей активными, снимает утомляемость, поддерживает высокий уровень интереса к мыслительной деятельности.
Что бы ни говорили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он — всегда старше, за ним — знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это — не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем — живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Урок рождается по-разному. При всем различии в подходах для большинства творческих педагогов характерна тесная связь логического и эмоционального аспектов при вхождении в материал, умение предположить, как будут чувствовать и мыслить ученики, а отсюда представление о лучших способах педагогического взаимодействия с ними, внутренний диалог с собой и умение отказаться от тех решений, которые, несмотря на внешнюю эффектность, могут оказаться неэффективными, безрезультатными.
В процессе общения с учениками в обстановке эмоционального напряжения и творческого вдохновения может родиться такой оригинальный ход, о котором ранее учитель и не помышлял. Так как урок проясняет первоначальный замысел учителю придется переориентироваться на ходу, принимать решения на месте, без развернутого логического рассуждения, то есть импровизировать.
Учитель, — говорил В. А. Сухомлинский, — готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости», «Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В современном мире, где Интернет забит безнравственными видеороликами и рекламой, а каналы телевидения в погоне за рейтингом давно забыли, что такое идеология, где на неокрепшее сознание молодых людей каждый день выливается целый калейдоскоп низкопробной, порочной агитации и информации, очень трудно и, тем более, важно говорить о духовности и нравственности, взращивать её в молодых душах, показать её необходимость, сделать её приоритетом и главной целью.
Эта трудная задача стоит перед педагогами. Нравственность и духовность должны находиться в основе всей воспитательной системы, поддерживаться ею, формируя у молодого поколения гражданские ценности.
Готовность педагога к проектированию и осуществлению целостного учебно-воспитательного процесса, наполненного не только значением, но и смыслом для учащихся, должна сочетать в себе мировоззренческую, содержательную и технологическую стороны готовности, совокупности позволяющие педагогу отвечать на вопросы: во имя чего и как он действует, что закладывает в содержание деятельности.
Основу этой готовности составляют не только владение знаниями, но и в целом особенности педагогического сознания, педагогического мышления, культура педагога, его духовность, принятие гуманистических идей, общечеловеческих ценностей и идеалов; убеждения и принципы педагога, осознание своей «миссии» по отношению к окружающему миру и людям, ответственность за помощь учащемуся в его личностном становлении.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что урок является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения, на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ. Следует также заметить, что урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Содержание же изучаемого материала должно иметь высокий уровень, отражать научную истину и практическую ценность знаний, соответствовать современным достижениям филологической науки.
Литература:
- Дидактика средней школы/ Под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982.
- Крылова Н. Б. Культурология образования. — М., 2010.
- Культурология образования: современный урок. Коллективная монография. Выпуск 2/ Под ред. Л. П. Качаловой, Е. В. Телеевой. — Шадринск, 2004. — 148с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 608с
- Русских Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия// Методист. — 2003. — № 1. — С.30–39.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 2. — М.-Л.,1949.
- Харламов И. Ф. Педагогика — 2-е издание, М., Высшая школа, 1990.
- Агапова С. Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Булатова О. С. Искусство современного урока. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.