Структурирование учебного материала как фактор мотивации современного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дороничева, Р. М. Структурирование учебного материала как фактор мотивации современного обучения / Р. М. Дороничева, Г. А. Иващенко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 82-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13512/ (дата обращения: 16.11.2024).



Электронное обучение стало актуальным, необходимым повсеместным и глобальным. Реализация мелких задач возможно, если учебное заведение в целом работает на уровне тех высоких требований, которые предъявляют современное образование и образовательные стандарты. Учить мыслить при современных скоростях это значит получить возможность и способность быть в любом месте, двигаться в любом направлении преодолевать огромные нагрузки и расстояния. Мысль — это энергия, которая движет жизнью, это то, чем живет каждый обучающийся и обучаемый, где бы это не происходило. Формированию необходимых профессиональных компетенций на современном уровне может способствовать, теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД).

Для формирования содержания логики, структуры, профессиональных компетенций студентов, преподаватель должен интегрировать в своей деятельности и обязательную часть — стандарт специальности и обучить студентов приемами активной познавательной деятельности

В борьбе за повышение эффективности качества учебно-воспитательные работы в СПО проблема повышения качества урока принадлежит к числу ведущих. Совершенствование урока –основной формой процесса обучения — призвано обеспечивать органическое единство образования, воспитания и развития студентов. На необходимость постоянно осуществлять эту задачу указывается во всех статьях, учебниках по совершенствованию обучения, воспитания студентов общеобразовательных заведений и подготовки их к труду.

Настоятельная потребность совершенствовании урока диктует необходимость:

а) Разработка теоретических основ урока (техкарты, учебно-методические комплексы, КОС, ФОС и т. д.)

б) Повышение квалификации учителей и в связи с этим совершенствование их подготовки

Органическое слияние образования, воспитания и развития достигается в условиях развивающего обучения на уроке. Лишь будучи включенным в активную познавательную деятельность, студент в состоянии проникнуть в суть изучаемого учебного материала, охватить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания. Такой процесс рождает внутренние стимулы учения, способствует превращению знаний в убеждения, развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся. Широкий поток информации основных достижениях науки, техники, искусства поставил современного человека перед необходимостью систематически обновлять и пополнять знания путем самообразования. И это в свою очередь потребовало искать пути, которые в процессе обучения обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности. Новый тип обучения должен формировать человека, который не только может объяснить существующий мир. но и быть активным созидателем, участвовать в творческом преобразовании действительности. Этим современным требованиям процесса обучения в значительной степени отвечает теория «Поэтапного формирования умственных действий». (ТПФУД).

Разработал и исследовал эту теорию П. Я. Гальперин в своих трудах:

1) «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий»

2) «Управление познавательной деятельностью учащихся» под редакцией Гальперина П. Я. Талызиной Н. Ф.

C:\Documents and Settings\Салова\Рабочий стол\1243ссс.bmp

Рис. 1.

Основа этой теории- последовательная деятельность студентов за счет перенесения внешних материальных действий в план отражения восприятия, представлений и понятий. Основными условиями формирования знаний и умений являются: вооружение студентов системы действий, в которые были включены частные свойства отдельные явлений, признаков, деталей, а те принципиальные свойства, которые лежат в основе всего многообразия изучаемых объектов. Исходное положение, с которого по этому методу начинается формировании е действий (а через него представления понятий о его объектах), состоит в следующем:

1) Субъекту разъясняется и предлагается в записи на карточку, компьютер и другой носитель схемы полной ориентировочной основы действия (ООД).

2) Затем предлагаются задачи, которые он может решить с помощью предложенной схемы. Итак, с самого начала в процессе формирования разделяются две основные части всякого человеческого действия: ориентировочная и исполнительная

3) Число задач увеличивается, и эти части всё более объединяются, а после того как вся схема ориентировочной части переходит в умственный план, они настолько сливаются в единый процесс, что почти не различаются.

C:\Documents and Settings\Салова\Рабочий стол\iop;iiop;i.jpg

Рис. 2.

По мере формирования действий каждая из этих частей претерпевает разные изменения. Ориентировочная часть переходит в прочную систему признаков, наглядный образ, понятия. В дальнейшем объект легко узнается по характерному сочетаю признаков и благодаря этому ориентировочная деятельность резко сокращается, в плоть до опознания «сразу». Однако, контроль за этим опознанием и дальнейшими операциями правильного и неправильного течения процесса сохраняется. Если нужно в результате таких действий сформировать знание, то необходим перенос этих знаний в план объективной, социально полноценной речи. Можно считать, что процесс усвоения знаний по этой системе имеет 5 этапов.

1) этап составления схемы ориентировочных действий ООД (студенты получают необходимые разъяснения о цели действия, система ориентиров) Составляет преподаватель

2) Этап формирования действий в материальном: студенты работают с материальными объектам или их моделями, с использованием электронных носителей или лабораторными установками.

3) Этап формирования действий как внешнего речевого (в речевой или письменной форме в процессе бесед, технического диктанта и других способов общения и контроля)

4) Этап формирования действий во внешней речи про себя. Действия выполняются беззвучно и без прописывания, как проговаривание про себя. (подготовка к зачету, экзамену)

5) Этап формирования профессиональных компетенций, умений и знаний. В пределах профессиональных модулей (ПМ) — это чаще всего практика, лабораторно-практические работы.

На первом, втором и третьем этапах требуется обязательный контроль за деятельностью обучаемого; на четвертом и пятом этапах контроль может носить эпизодический характер. На первых этапах применения теории поэтапного формирования умственных действий не получают логической основы действий, а имеем систему необходимых и достаточных признаков понятий. В дальнейшем при проведении экспериментов эта система совершенствуется. «Без деятельности никакие знания не могут быть усвоены, ни сохранены, ни использованы».

В соответствии со структурой новых стандартов для подготовки специалистов СПО профессиональный рабочий цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и профессиональных модулей (ПМ). В соответствии с видами деятельности в состав модулей могут входить несколько междисциплинарных курсов (МДК). При освоении обучающими профессиональных модулей проводятся различные практики четвертом и пятом этапах, где формируются профессиональные компетенции с получением профессии, поэтому контроль проводится по окончанию определенного модуля

Эти действия условно делятся на два класса:

1) Общие приемы, они используются в учебном процессе, при самостоятельной работе: умение планировать свою деятельность, умение комбинировать ее и др.

2) Специфические действия: эта приемы сравнения, выделение следствий, приемы и доказательства, классификация и другое.

Последовательность осуществления действий.

1) Анализ начального объекта с целью выделения «начальных точек».

2) Указание объекта, по отношению к которому совершается работа.

3) Выбор действия для совершения преобразования.

4) Совершение выбранного действия.

5) Анализ конечного объекта.

Если такой процесс получения знаний преобразить структурно, то получаются также отношения между знаниями, специфическими видами деятельности и логическими приемами мышления для формирования общих компетенций.

1.

При усвоении каждого нового знания используется новый вид (СД) специфических действий, которые облекаются в новую логическую форму. Одновременно вводятся новые виды «СД».

2.

Иногда для усвоения знания (З) требуется включать несколько видов(СД), каждая из которых связана с новыми логическими приемами и мышлениями.

Учитель должен в своей работе стремиться формировать у студентов обобщенные виды деятельности, позволяющие им самостоятельно и успешно анализировать новый частичный случай без дополнительного обучения.

В курсе «Электротехники» имеется много сквозных понятий, которые могут лечь в основу систематизации знаний учащихся: это электрическое поле и его свойство; магнитное поле и его свойство; электрические магнитные цепи, электрические машины и электроизмерительные приборы, все они связаны общими законами, явлениями и понятиями.

В принципе их работы лежат два явления: наведение ЭДС индукции и действия магнитного поля на проводник с током с определенной механической силой.

Запись принцип работы выполняется в виде структурно-логических схем (СЛС)

СЛС: принцип работы генератора постоянного тока №1

СЛС№ 1

Принцип работы ГПТ: (генератор приводится во вращение любым двигателем). При вращении якоря (Pмех) в магнитном поле в его обмотках наводится эдс индукции, если замкнуть обмотку на нагрузку, по обмотке будет протекать ток: на любой проводник с током магнитное поле действует с определенной механической силой в данном случае эта сила вызывает тормозящие действие, для преодоления которой необходимо увеличить мощность первичного двигателя.

СЛС: принцип работы двигателя постоянного тока № 2

СЛС№ 2

При включении дпт в сеть постоянного тока, по его обмоткам будут протекать токи: Iякоря и Iвозбуждения. Ток возбуждения подмагничивает полюса и создает основное магнитное поле. Это поле будет действовать на ток якоря с определенной механической силой, при этом пара сил создает вращающий момент и двигатель начинает вращаться со скоростью «n». При вращении якоря в магнитном поле в обмотках его наводится противо-эдс, которое будет уменьшать ток якоря, т.к I=.

Пояснения к СЛС№ 3 и СЛС№ 4 можно составить аналогично.

Принцип работы генератора и двигателя постоянного тока записан с помощью структурно-логических схем, которые очень удобно применять при объяснении электрических машин постоянного и переменного тока и других электрических аппаратов.

Анализируя работу генератора постоянного тока и двигателя по предложенным структурным схемам, студенты убеждаются, что действительно и в генераторе и двигателе проявляются одни и те же явления: наводится эдс, магнитное поле действует на проводник с током с определенной электромеханической электромеханической силой.

Но за счет этих явлений в генераторе механическая энергия преобразуется в электрическую и в двигателе → электрическая в механическую.

Если студенты разобрались с общими приемами при изучении этих двух машин, то они смогут озвучить принцип работы по структурно-логическим цепочкам и других устройств

СЛС: Принцип работы трансформатора № 3

Напряжение не зависит от нагрузки (без учета потерь)

СЛС: Принцип работы асинхронного двигателя № 4

С помощью знаковой символической формы можно научить студента выделять модульные единицы, с помощью которых можно любые процессы сопоставлять, находить сходства, общие признаки, расчленять, выделять, также переходить от символов к речевой форме или наоборот. СЛС при подготовке презентации могут способствовать понятию главной идеей сообщения. От СЛС можно далее перейти к более укрупненным модульным структурно-функциональным схемам, что и используется в современной научно-технической литературе и при составлении междисциплинарных курсов, и при разработке систем оценки, формирующей компетенцию (ФОС), модулей стандарта специальностей СПО. На основе этой технологии можно составлять учебные планы, для повышения квалификации, или составлении программного обеспечения. На основе структурирования массива информации.

Структурирование- стратегия запоминания, при которой элементы запоминаемой информации связываются по какому-то логическому основанию в целостные группы.

Есть в педагогике термин педагог-новатор, но теперь более актуален педагог-навигатор-человек, который прокладывает курс и создает трактовку для каждого студента.

Литература:

  1. П. Я. Гальперин. Актуальные проблемы возрастной психологии. 1978
  2. П. Я. Гальперин. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий.1965

3. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний.1984

  1. Б. Б. Айсмонтас Теория обучения. 2002
  2. Internet ресурс: [www.ote4estvo.ru]
Основные термины (генерируются автоматически): действие, магнитное поле, Принцип работы, поэтапное формирование, студент, ток, Этап формирования действий, активная познавательная деятельность, магнитный пол, ориентировочная часть.

Похожие статьи

Роль инклюзивного образования в практике социальной работы

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Педагогический потенциал монастырской культуры в контексте продуктивного обучения

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Похожие статьи

Роль инклюзивного образования в практике социальной работы

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Педагогический потенциал монастырской культуры в контексте продуктивного обучения

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности