Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 13.02.2018
Статья просмотрена: 2869 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа) / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13617/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Пояснительная записка
Основная цель — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением; помощь семье в создании благоприятных условий для развития ребенка.
Основные направления деятельности:
- психолого-педагогическая диагностика (дефектологическое обследование);
- Коррекционно-развивающая деятельность;
- Мониторинг уровня развития ребенка, педагогическое наблюдение.
- Консультирование субъектов образовательного процесса.
Задачи программы:
а). Образовательные: формировать способы ориентировки в новых видах деятельности; формировать продуктивные виды деятельности; формировать коммуникативные компетенции; систематизировать и расширять имеющиеся представления об окружающей действительности.
б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; развивать познавательную активность ребенка; развитие психических функций ребенка в процессе совместной и самостоятельной деятельности; развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
в). воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Объем рабочей программы: программа рассчитана на один год обучения.
Продолжительность 1 занятия: 30 мин (2 раза в неделю); 7–8 занятий в месяц.
Форма реализации: индивидуальная и (или) подгрупповая.
- Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
- Диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
- Индивидуальные (или подгрупповые) занятия.
Формирование умения действовать по 2–3 ступенчатой инструкции; формирование умения действовать по алгоритму, плану; развитие познавательной активности; развитие мыслительных операций (классификации и обобщения, анализа и синтеза, сравнения, делать простые выводы, элементарные умозаключения); развитие ориентировки в пространстве и времени; формирование элементарный математических представлений; развитие мелкой моторики и графических навыков; систематизация и расширение имеющихся представлений об окружающем; развитие эмоционально-волевой сферы; закрепление пройденного материала; индивидуальная психолого-педагогическая поддержка во время образовательной деятельности; коррекционно-педагогическая деятельность во время режимных моментов.
- Мониторинг. Педагогическое наблюдение.Итоговая диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
- Консультирование субъектов образовательного процесса.
- Календарно-тематический учебный план программы
Месяц |
Занятие № |
Наименование разделов/тем занятий |
Кол-во занятий |
Форма контроля |
Декабрь |
1 |
Первичная диагностика познавательного развития детей |
1 |
Анализ протоколов |
Декабрь |
2, 3 |
Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье, цветовые предпочтения |
2 |
наблюдение |
Декабрь |
4, 5 |
Уточнение представлений ребенка о временах года, частях суток |
2 |
наблюдение |
Декабрь |
6 |
Уточнение представлений ребенка о животных, птицах |
1 |
наблюдение |
Декабрь |
7, 8 |
Уточнение представлений ребенка о растениях, фруктах, овощах |
2 |
наблюдение |
Январь |
9, 10 |
Уточнение представлений ребенка о предметном мире, погоде |
2 |
|
Январь |
11 |
Дифференциация по форме |
2 |
наблюдение |
Январь |
12, 13 |
Сравнение по форме (сериации, классификация, анализ, синтез) |
2 |
наблюдение |
Январь |
14 |
Развитие воображения «В мире форм» |
1 |
наблюдение |
Февраль |
15, 16 |
Совмещение признаков «цвет» и «форма» |
2 |
наблюдение |
Февраль |
17, 18 |
Классификация предметов признакам |
2 |
наблюдение |
Февраль |
19, 20 |
Сравнение по размеру |
2 |
наблюдение |
Февраль |
21 |
Сравнение по размеру в игровой и творческой деятельности |
1 |
наблюдение |
Март |
22, 23 |
Развитие мышления, уточнение представлений о последовательности |
2 |
наблюдение |
Март |
24, 25 |
Развитие пространственно-временных представлений в связной речи |
2 |
наблюдение |
Март |
26, 27 |
Развитие временных представлений |
2 |
наблюдение |
Март |
28, 29 |
Развитие мышления, понимание знаковых символов |
2 |
наблюдение |
Апрель |
30, 31 |
Развитие связной речи, расширение предикативного словаря |
2 |
наблюдение |
Апрель |
32, 33 |
Развитие познавательной деятельности и безопасность жизнедеятельности |
2 |
наблюдение |
Апрель |
34, 35 |
Систематизация и обобщение представлений о временах года |
2 |
наблюдение |
Апрель |
36, 37 |
Развитие речи, словообразование, родственные слова |
2 |
наблюдение |
Май |
38, 39 |
Развитие речи, рассказ-описание предмета |
2 |
наблюдение |
Май |
40, 41 |
Развитие пространственных представлений в речи. Понимание предлогов |
2 |
наблюдение |
Май |
42, 43 |
Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье и домашнем адресе |
2 |
наблюдение |
Май |
44 |
Развитие мышления. Противоположности |
1 |
наблюдение |
Май |
45 |
Первичная диагностика познавательного развития детей |
1 |
Анализ протоколов |
Июнь |
46, 47 |
Развитие мышления. Аналогии |
2 |
наблюдение |
Июнь |
48, 49 |
Развитие временных представлений, систематизация личного опыта |
2 |
наблюдение |
Июнь |
50, 51 |
Систематизация личного опыта |
2 |
наблюдение |
Июнь |
52 |
Итоговая диагностика |
1 |
наблюдение |
Июнь |
53, 54 |
Обобщение пройденного в творческом проекте «Здравствуй, лето» |
2 |
наблюдение |
- Ожидаемые результаты
‒ развитие познавательного интереса;
‒ формирование представлений о свойствах предметов;
‒ развитие речи;
‒ формирование элементарный математических представлений;
‒ развитие графо-моторных навыков;
‒ Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению.
- Требования кусловиям реализации программы
Условия для реализации программы: кабинет с зонированием пространства; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям.
Материалы: муляжи фруктов и овощей, дидактические пособия «Тени», «Незавершенные изображения», «Ассоциации», «Аналогии», «Логика», «Сказки», счетный материал;разрезные картинки. Бланки графических упражнений. Предметные картинки. Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей. Сюжетные картинки (иллюстрации к сказкам). Детские книги. Канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши).