К вопросу об интеграции основного общего и дополнительного образования школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бондаренко, Л. П. К вопросу об интеграции основного общего и дополнительного образования школьников / Л. П. Бондаренко, В. В. Никулина, О. В. Чепурная, Р. В. Фальков. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13765/ (дата обращения: 16.10.2024).



В работе предпринята попытка определить элементы пересечения и интеграции в подсистемах: основное и дополнительное образование, как составляющих системы общее образование. Поиск указанных элементов осуществляется в рамках направлений, декларированных в документах, отражающих приоритеты российского образования. В качестве поля решения проблем интеграции основного и дополнительного образования авторы статьи предлагают использовать интегрированные образовательные программы учреждений дополнительного образования школьников и школы по отдельным учебным предметам.

Ключевые слова: основное образование, дополнительное образование, элементы интеграции основного и дополнительного образования

Поиск путей совершенствования школьного образования, продиктованный социальными процессами в технологической, политической и экономической сферах способствует тому, что образование, являясь целостной системой, вместе с тем включает в себя совокупность двух автономных уникальных подсистем: основное и дополнительное образование. Официальное включение дополнительного образования детей в систему российского образования состоялось в 1992 году. В соответствии с действовавшим в то время Законом РФ об образования учреждения дополнительного образования детей отнесли к отдельному типу образовательных учреждений образования РФ. Дополнительное образование было представлено постоянным элементом всех ступеней и уровней образования, обозначены типы и виды учреждений дополнительного образования. Определение статуса, миссии дополнительного образования произошло в 2004г. Концепцией модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года [4].

Основными нормативными документами по организации дополнительного образования детей на сегодняшний день являются: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, от 29.12.2012. статьи 75,83,84; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Проект Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2020 года; Концепция Модернизации Российского образования на период до 2020 года.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования говорится об основном и дополнительном образовании, как о равноправных сферах общего образования, обеспечивающих его целостность. Такой подход свидетельствует о том, что дополнительное образование, не может быть вынесено за пределы общего образования.

С позиций основного образования главенствующая роль в процессе образования принадлежит процессу трансляции исторического опыта, как дара одного поколения другому. В качестве доминантных видов деятельности основного образования выступают обучение и воспитание.

С позиций дополнительного образования образование является всеобщей культурно-исторической формой развития и становления сущностных сил ученика, его способностей к самообразованию и к саморазвитию. В дополнительном образовании главенствующая роль отводится процессу развития ребенка. В качестве основной деятельности рассматривается педагогическая поддержка [7].

Подход, при котором дополнительное и основное образование являются структурными элементами единой системы «общее образование» диктует необходимость поиска элементов объединения в системах основного и дополнительного образованиях, как подсистемах единой системы. Если не установить элементы, отражающие общность двух образований: основное и дополнительное, то основное образование продолжит оставаться в сознании учеников, их родителей и педагогов как главное образование, а дополнительное продолжит оставаться необязательный «довесоком», который может, как присутствовать, так и отсутствовать для конкретного ученика.

Поиск указанных элементов возможен в рамках направлений, декларированных в документах, отражающих приоритеты российского образования. Среди таких направлений рассматриваются социализация и индивидуализация процесса получения общего образования [7].

И именно дополнительное образование, позволит использовать, временя, которое проводит ребенок в школе для решения задач индивидуализации процесса обучения и становится ресурсом индивидуального развития. При таком подходе ресурс со временем может перейти в личностный потенциал успешной социализации. Ценность системы дополнительного образования заключается в том, что, усиливая вариативную часть общего образования, оно стимулирует практическое приложение знаний и навыков, полученных в рамках основного образования, способствует формированию «грамотного» распределения свободного времени [2, 3]. Рассматривая вопрос точек пересечения и интеграции в подсистемах: основное и дополнительное образование, как составляющих системы общее образование отметим, что он рассматривается в работах многих современных исследователей: В. А. Сухомлинский, О. Н. Антифеева, А. Я. Данилюк, И.Д Зверев, В. Н. Максимова, И. Г. Ибрагимов, Б. М. Кедров, М. Г. Чепиков, Е. В. Подповетная и ряда других. Так В. А. Сухомлинский считал, что «каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же время раскрывает вторую программу — программу знаний необязательных... От единства обязательной и необязательной программ зависит интеллектуальное воспитание подростков» [6].

Совместная творческая деятельность, при реализации программ дополнительного образования обеспечивает положительное влияние на результативность воспитательного процесса, являющегося одной из доминант основного образования, «поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание» [1, 2].

В системе дополнительного образования дети получают возможность развития тех способностей, которые не нашли применения в системе основного образования, что обеспечивает формирование чувства «уверенности в своих силах», успешности. Ребенок слабоуспевающий по основным школьным предметам может стать «одним из лучших» например в спортивной или танцевальной секции. Данный факт будет обеспечивать положительный психотерапевтический эффект психологически уязвимых и подверженных повышенной тревожности из-за своей постоянной «неуспешности» школьников, создаст позитивный психологический фон — «резонанс успеха», благоприятно скажется на результатах учебной деятельности. Таким образом, дополнительное образование выступит своеобразным катализатором, обеспечивающим успешность школьника в учебной деятельности.

Дополнительное образование позволяет найти и пути решения проблемы «обнищания души при обогащении информацией», которую А. Н. Леонтьев считал главной бедой современного образования.

Рассматривая вопрос о точках соприкосновения и взаимодополняемости основного и дополнительного образования в системе общего образования считаем нужным сказать, о том, что дополнительное образование имеет важное значение в решении проблем: социальная адаптация и профессиональное самоопределение школьников. Возможности основного образования в профессиональном самоопределении и дальнейшей успешной трудовой деятельности расширяются за счет практикоориентированности занятий дополнительного образования и включения школьников в пространство разновозрастного общения.

Таким образом, дополнительное образование позволяет расширить потенциал общего образования за счет более полного использования личностных ресурсов обучающихся посредством реализации досуговых, кружковых и факультативных форм освоения социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности на основе индивидуальных образовательных программ, и будет способствовать «развитию компетенций, необходимых для продолжения образования» [5, стр. 362], «формирования компетенций и компетентностей в предметных областях» [7, стр.30].

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в модели «Российского образования 2020" звучит идея о том, что к 2020 году на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств должно приходиться не менее шести часов дополнительного образования в неделю.

Анализ результатов педагогической практики показывает, что дополнительное образование школьников успешно развивается школе, если в этом заинтересованы администрация школы и объединений дополнительного образования, педагоги школы, и педагоги дополнительного образования. Только в этом случае в школе могут быть разработаны и включены в Учебный план школы, интегрированные образовательные программы учреждений дополнительного образования школьников и школы по отдельным учебным предметам, например по предметам естественно-научного цикла: математика, физика, биология, информатика.

Литература:

  1. Берсенёва Т. П. Формирование познавательных интересов на уроках физики у учащихся/ [Электронный ресурс]:/URL: http://festival.1september.ru/articles/419546/ — Загл. с экрана (дата обращения 14.04.2016).
  2. Евладова Е. Б. Логинова Л. Г. Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей/Издательство: Москва, ВЛАДОС, 2002–350 с.
  3. Евладова Е. Б. Организация дополнительного образования детей/ Издательство: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.
  4. Кувшинкова И. А. Научно-методическое обеспечение регионального дополнительного образования [Текст] дис. …кан. пед. наук: 13.00.01/ И. А. Кувшинкова. — Рязань, 2006. — 269 с.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Сухомлинский. В. А. О воспитании. — М., 1975. — С.76.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2010г. № 1897.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, общее образование, основное образование, дополнительное образование детей, Российское образование, дополнительное образование школьников, единая система, образовательная программа учреждений, Российская Федерация, учебная деятельность.

Ключевые слова

дополнительное образование, основное образование, элементы интеграции основного и дополнительного образования

Похожие статьи

Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС

Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...

Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе

Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...

Актуальность внедрения образовательных модулей среднего профессионального образования в учебный процесс основной и средней ступени общего образования

В статье рассмотрен один из вопросов управления средним общим образованием в России, а именно — актуальность внедрения образовательных модулей среднего профессионального образования в учебный процесс основной и средней ступени общего образования. При...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения

В современных условиях к системе образования предъявляется все больше требований по подготовке образованных и всесторонне развитых специалистов. ФГОС СПО предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на активность и самостоятельность студе...

Неграмотность населения как проблема безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой ...

Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...

Похожие статьи

Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС

Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...

Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе

Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...

Актуальность внедрения образовательных модулей среднего профессионального образования в учебный процесс основной и средней ступени общего образования

В статье рассмотрен один из вопросов управления средним общим образованием в России, а именно — актуальность внедрения образовательных модулей среднего профессионального образования в учебный процесс основной и средней ступени общего образования. При...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения

В современных условиях к системе образования предъявляется все больше требований по подготовке образованных и всесторонне развитых специалистов. ФГОС СПО предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на активность и самостоятельность студе...

Неграмотность населения как проблема безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой ...

Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...