Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы)
Автор: Падалка Анна Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 13.02.2018
Статья просмотрена: 153 раза
Библиографическое описание:
Падалка, А. П. Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы) / А. П. Падалка. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13775/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена обсуждению использования технологии ТРИЗ и РВТ в работе с детьми дошкольного возраста. Показан опыт воспитателей по использованию данной технологии в работе с воспитанниками детского сада.
Ключевые слова: ТРИЗ, РВТ, совместная деятельность взрослого и ребенка.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, творчества. Все это учитывает коллектив МКДОУ Нововоронежский детский сад № 15 при интеллектуальном и личностном развитии детей, используя почти десять лет систему ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитии творческого воображения).
«ТРИЗ — это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи [1, с. 2].
Красной нитью проходит эта система через все наши направления и технологии в работе с детьми. Педагоги последовательно включают ребенка в активный процесс познания мира, через русскую народную культуру, экологическую, кружковую работу, «единые творческие дни», духовно-нравственное воспитание. Детям очень интересны нетрадиционные занятия, которые требуют мыслительной, поисковой, творческой деятельности.
Чем же хороша система ТРИЗ и РТВ? Каковы результаты этой системы у нас в саду? Поэтапное внедрение этой системы давалось нелегко. На первом этапе мы в каждой группе детям создали психологический комфорт, развивающую среду, чтобы находиться с ними в одном жизненном пространстве. Начинали с культуры поведения детей, их общения в играх, на занятиях, в режимных моментах. Учили здороваться, прощаться по-разному: словом, кивком, поклоном, руками. Выражать свое радостное, грустное, сердитое настроение в ТРИЗовских играх: «Кто мы?» (в автобусе, магазине, дома в саду), «Хорошо-плохо», «Игры-загадки» (горькое, но полезное? Это лук.), «Игры с каплей краски».
Последовательно переходя от одного нетрадиционного занятия к другому, воспитатели используя систему ТРИЗ и РТВ, ставили перед детьми вопросы поискового характера: как вы думаете?, а как бы ты поступил?, а чем эта игрушка хороша?, чем интересна?, почему?. [2,15]
И «ТРИЗовые человечки», и геометрические фигуры «оживали» в руках у детей в образах «озорных поросят», «непослушного утенка». Педагоги дают детям все потрогать руками, сделать, переделать, вспомнить, додумать, делать свои умозаключения, при этом используя длительный контакт «глаза в глаза» и тактильный. От этих прикосновений, ласки, любви и добрых слов становится комфортнее.
Используя ТРИЗ и РТВ, последовательно «штурмуя мозг» ребенка, воспитатели через нетрадиционную технику рисования (пальцами, кистью, поролоном, мелками, палочками и другими способами), используя бросовый материал, создают огромные коллективные картины: «Дед Мазай и зайцы», «Осень», «Лето». Прежде, чем изобразить, создать, воспитатели учат рисовать по представлению, развивая интерес к процессу и результату, расширяя пространственные представления, развивают чувства цвета, гармонии и фантазии.
В театральном кружке у детей есть возможность решать проблемные ситуации, придумывая самостоятельно препятствия героям из сказок. «Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко? Лиса съела колобка? Медведь раздавил теремок?» — об этом и другом спрашивает воспитатель.
На математических занятиях воспитатели, используя ТРИЗовские приемы, заранее планируя «ошибки», называя неправильный ответ, пропуская слова, цифру, заставляют детей искать правильный ответ, тем самым, развивая самостоятельную мыслительную деятельность.
Любимые детьми и родителями «Единые творческие дни», регулярно проводимые в нашем детском саду помогают малышам вести себя раскованно и непринужденно. Самые пассивные и замкнутые дети раскрываются в эти творческие дни. Основная цель в этот день — разгрузить ребенка от многообразного режима детского сада, дать возможность детям творить, изобретать, фантазировать, радоваться, тем самым' разгрузить свою нервную систему. Выбор темы идет от желания детей. Это «Путешествие в страну чудесных сказок», в мир мультфильмов или «В волшебный лес».
Гостеприимная хозяйка «Гостиной русской народной культуры» и музея «Родные просторы» путем приобщения к традициям русской народной культуры обогащает и совершенствует работу по нравственному воспитанию. Беря в руки настоящие лапти, метя муку в ступе, качая колыбель, слыша народную речь, дети перевоплощаются в героев: лешего, старика, царя, царевну-лягушку, Василису премудрую, кощея. Используя старинные экспонаты музея, создают свои образы. У детей есть возможность оценивать добрые поступки героев и видеть плохое, в этом помогают воспитатели, которые работают в этом направлении.
Наиболее сложный этап в познании ТРИЗа происходит в созданном кабинете экологии, где на все «тысячу» вопросов почему? зачем?, а что было бы?, и другие, воспитатели умело дают ответы. Именно здесь, в этом уютном, зеленом уголке детского сада, путем исследований, опытнической работы воспитанники совершают свои открытия: в природе нет ничего лишнего и бесполезного, дары природы нужно правильно использовать. Проведение опытов знакомит детей со свойствами воды, огня, наблюдения за живыми обитателями (кроликом, ежом, черепахой, канарейками, попугаем), учат детей доброте.
Используя систему ТРИЗ и РТВ в работе с детьми, мы видим результаты: расширяется кругозор детей, развивается память, речь, логическое мышление и творческое воображение, что способствует умению детей делать выводы, идет активная, целенаправленная подготовка детей к школе.
Литература:
- Альтшуллер, Г. С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г. С. Альтшулер. — М.: Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997. — 208 с.
- Сидорчук, Т. А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ)/ Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. — М.: Изд-во: Аркти, 2010. — 76 с.
Ключевые слова
ТРИЗ, РВТ, совместная деятельность взрослого и ребенкаПохожие статьи
Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике
В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.
Использование элементов ТРИЗ-технологии как средства развития креативного мышления и воображения у детей дошкольного возраста
В статье автор обращает внимание на то, что креативное мышление и воображение становятся все более востребованными навыками. Показан опыт автора статьи по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Экспериментальное исследование по формированию навыков самостоятельности младших дошкольников в повседневной жизни
В статье приводятся результаты опытно-экспериментального изучения проблемы формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни. Автором сделан вывод о том, что данный процесс будет более эффективным, если...
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...
Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников
В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...
Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов
В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...
Похожие статьи
Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике
В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.
Использование элементов ТРИЗ-технологии как средства развития креативного мышления и воображения у детей дошкольного возраста
В статье автор обращает внимание на то, что креативное мышление и воображение становятся все более востребованными навыками. Показан опыт автора статьи по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Экспериментальное исследование по формированию навыков самостоятельности младших дошкольников в повседневной жизни
В статье приводятся результаты опытно-экспериментального изучения проблемы формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни. Автором сделан вывод о том, что данный процесс будет более эффективным, если...
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...
Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников
В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...
Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов
В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...