Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 22.02.2018

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Смородинова, М. В. Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13782/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопровождают образовательный процесс, и которые определенным образом структурированы и направлены на достижение наилучших результатов в поставленной цели. Выделены три педагогических условия (создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся; отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся; исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся) способствующие формированию предметных компетенций учащихся. Таким образом, реализация выявленных педагогических условий на практике будет способствовать повышению уровня предметных компетенций.

Ключевые слова: педагогические условия, предметные компетенции, учащиеся.

The article considers the peculiarities of realization of special pedagogical conditions of the formation of the subject competence of the students. By the concept of «pedagogical conditions» it is meant the combination of the objective possibilities, the circumstances that accompany the educational process, and which in some way are structured and aimed at achievement of the best results in a goal. Four pedagogical conditions were identified (creating the substantial educational environment which leads to students creative search and personal development of students; selecting the educational contents according to the level of the students substantial competences; studying the changing in the substantial competences of students) contributing to the formation of the substantive competences of the students. Thus, the implementation of the identified pedagogical conditions in practice will contribute to the increase of the level of substantive competences.

Key words: teaching conditionals, substantive competences, personal development of students.

Предметные компетенции является ведущей при определении качества учебной деятельности учащегося, они проходят через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. Формирование предметных компетенций выступает как основная цель подготовки ученика, постоянно самосовершенствующегося и саморазвивающегося.

Под предметными компетенциями понимают способность учащихся реализовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики.

Соответственно, для формирования предметных компетенций необходимы соответствующие условия, т. е. педагогические условия.

Для начала мы уточним понятие «педагогические условия». Анализируя научную литературу, встречаются различные точки зрения.

В философии «условия» трактуются как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, которая с необходимостью порождает что-либо…» [4, с.469].

В педагогическом словаре «условия» понимаются как «овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом» [3, с.154].

Педагогическая трактовка данного понятия представлена так же и в работах В. И. Андреева, который утверждает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и приемов, а также организационных форм обучения» [1, с.124] для достижения определенных целей.

Другой автор, Н. М. Борытко, под педагогическим условием понимает «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата» [2, с.181].

Таким образом, проанализировав различные источники, можно говорить о том, что специфической особенностью понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса воспитания и обучения: цели, задачи, содержание, методы, формы, средства.

Под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопровождают образовательный процесс и которые определенным образом структурированы и направлены на достижение наилучших результатов в поставленной цели.

На эффективность формирования предметных компетенций учащихся будут оказывать влияние следующие педагогические условия:

1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск иличностное развитие учащихся;

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся;

3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

В качестве первого педагогического условия мы выделяем создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск иличностное развитие учащихся. Данное педагогическое условие заключаются в личностно-ориентированном взаимодействии между учащимися и учителем; в создании комфортных условий в процессе обучения и благоприятной психологической атмосферы в классе.

Соблюдение педагогом всех перечисленных выше условий приведет к положительным результатам учащихся в процессе обучения.

Вторым, не менее важным педагогическим условием является отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся.

Итак, предлагаемый учебный материал должен соответствовать возрастным, психологическим, интеллектуальным, языковым и речевым особенностям учащихся.

И последним, третьим педагогическим условием является исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

Следовательно, исследуя данную динамику и опираясь на результаты педагог, получает возможность управлять учебно-познавательным процессом учащихся более эффективно, определять и вносить конструктивные и верные коррективы в проводимую им работу.

Выделенные педагогические условия в своем взаимодействии образуют систему и решают общую задачу по формированию предметных компетенции учащихся.

Соответственно, для успешного осуществления процесса формирования предметных компетенций учащихся необходимо, прежде всего, сформировать у них навыки к самостоятельной поисковой деятельности в процессе обучения. Развитие предметных компетенций учащихся предполагает их поддержку в овладении способами самостоятельного приобретения знаний.

Таким образом, реализация выявленных педагогических условий будет способствовать «погружению» учащихся в изучаемый предмет, что обеспечит повышение уровня предметной компетенции.

Литература:

  1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  2. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 201 с.
  3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  4. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предметная компетенция учащихся, педагогическое условие, процесс обучения, динамик уровня, отбор содержания обучения, предметная образовательная среда, творческий поиск, образовательный процесс, повышение уровня, развитие учащихся.

Похожие статьи

Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам

В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компе...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Реверсивное наставничество как средство развития организаторских и коммуникативных склонностей у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности

В данной статье представлена практика реверсивного наставничества, в которой студенты педагогических вузов становятся наставниками для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности с целью развития их организаторских и коммун...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных и прогностических умений курсантов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях военного вуза. Определяется понятие готовности курсанта к осуществлению профессиональной дея...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Похожие статьи

Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам

В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компе...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Реверсивное наставничество как средство развития организаторских и коммуникативных склонностей у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности

В данной статье представлена практика реверсивного наставничества, в которой студенты педагогических вузов становятся наставниками для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности с целью развития их организаторских и коммун...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных и прогностических умений курсантов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях военного вуза. Определяется понятие готовности курсанта к осуществлению профессиональной дея...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...