Престиж профессии социального работника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 15.02.2018

Статья просмотрена: 4207 раз

Библиографическое описание:

Гюлджян, А. Г. Престиж профессии социального работника / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13801/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается актуальность и значимость изучения научных и учебных дисциплин, связанных с социальной работой, обозначаются проблемы, которые снизили привлекательность их изучения среди студентов, а также предлагаются способы повышения престижа данной специальности и профессии.

Социальная работа представляет собой, в первую очередь, деятельность, в большей степени организовываемую государством для обеспечения должной поддержки и заботы отдельных категорий населения. То, что данная деятельность направлена на социальную защиту тех лиц, которые по тем или иным обстоятельствам не способны (утратили способность) самостоятельно удовлетворять свои потребности, говорит о колоссальном значении такой деятельности для всего общества в целом, так как ни один член социума не защищен от возможности оказаться в числе этих лиц.

Понятие «социальная работа» включает в себя, помимо прочего, комплекс научных и учебных дисциплин, изучение которых непосредственным образом позволяет на практике реализовывать общественно значимую деятельность. Однако на сегодняшний день изучению данных дисциплин не отведено должное внимание как со стороны государства, так и со стороны общества. Указанное препятствует формированию необходимой количественной и качественной кадровой подготовки, с помощью которой было бы возможно обеспечение соответствующих социальных нужд.

На сегодняшний день подготовка специалистов по направлению «Социальная работа» осуществляется в высших учебных заведениях Российской Федерации на гуманитарных факультетах и зачастую связана с такими специальностями, как «Педагогика» и «Психология». [1] Несмотря на то, что интерес к различным специальностям гуманитарной направленности остается достаточно высоким, количество заинтересованных в изучении дисциплин, связанных с социальной работой, резко сократилось.

Согласно социальному опросу, проведенному исследовательским центром портала SuperJob.ru, профессию социального работника оценивают престижной лишь 15 % россиян. [2]. Вместе с тем средняя заработная плата социальных работников в 1,8 раз меньше средней заработной платы по Российской Федерации. Указанное демонстрирует сложившееся отношение к данной профессии в нашем обществе, которое, в том числе, не позволяет в полной мере понять и принять всю важность роли социальной работы в развитии всего общества.

В первую очередь, это связано с сокращением финансирования социальных учреждений и поощрения деятельности молодых специалистов в рассматриваемой сфере. В условиях экономических потрясений, к сожалению, социальная политика страдает больше всего, так как ввиду необходимости эффективного и рационального распределения бюджетных средств государство снимает с себя часть социальных обязательств перед членами общества, что непосредственно ведет к снижению уровня заработных плат в данной сфере и влечет за собой сокращение количества занятого в сфере социальной работы населения.

Другой проблемой, вызывающей отсутствие интереса у обучающихся к изучению комплекса дисциплин по специальности «Социальная работа», является отношение в российском научном обществе к указанному направлению. Социальная работа предполагает наличие у соответствующего работника обширных знаний в таких науках, как социология, педагогика, психология и медицина, а также необходимость обладания навыками работы с информационными технологиями и базами данных и владения иностранными языками. Однако в современной действительности сформировано отношение к социальной работе, как «второсортной деятельности», которую может выполнять любой обыватель. [3] Тем самым, снижается качество преподавания в высших учебный заведениях важнейших для рассматриваемой профессии дисциплин. Более того, сокращается научный интерес к изучению вопрос и проблем в данной сфер, количество научных работ и исследований, необходимых для ее развития. И, соответственно, снижается количество преподавателей, специализирующих на дисциплинах, изучаемых в процессе подготовки по направлению «Социальная работа».

Не менее важной причиной, способствующей снижению интереса к профессии социального работника, является рост качества жизни людей. Как ни странно, но именно улучшение качества жизни общества в целом вызывает такую тенденцию. Сокращение количества людей, нуждающихся в уходе, оказываемом социальными работниками, к примеру, по сравнению с временами участия нашего государства в масштабных военных действиях, приводивших к многочисленному количеству раненых и больных, приводит к снижению спроса на соответствующие услуги и провоцирует снижение предложения.

Для решения вышеуказанных проблем и причин снижения привлекательности профессии социального работника необходимо социально-политическое решение, поддержанное представителями научных кругов российского общества. [4] Во-первых, общество и государство должны осознать и определить степень важности данной профессии в контексте общественного развития в общем и развития отдельных социальных институтов. Это даст возможность установить более высокие ставки заработной платы в сфере социальной работы. Во-вторых, в целях повышения уровня подготовки специалистов образовательные программы должны обеспечить их подготовку таким образом, чтобы базовая подготовка социальных работников осуществлялась в средних специальных учебных заведениях, которая бы позволяла им выполнять обязанности, напрямую несвязанные со здоровьем и безопасностью людей, а профессиональная — в высших образовательных учреждениях. Такое разделение позволит показать важность выполняемой социальными работниками деятельности и установить требования к уровню профессионального развития кандидатов на соответствующие должности социальной работы.

Несомненно, профессия социального работника сложна, так как связана с выполнением нравственно важной деятельности — оказанием моральной, материальной и физической помощи представителям наиболее уязвимых слоев населения. Несмотря на это, социальная работа остается одной из самых недооцененных профессий. Помимо прочего, это связано с тем, что такую деятельность относительно сложно коммерциализировать, следовательно, она не может приносить прибыль, что само по себе не является плюсом в условиях рыночных отношений. [5] Однако нашему обществу необходимо осознать важность социальной работы и поднять ее престиж путем увеличения финансирования деятельности социальных работников и социальных учреждений, а также проведения преобразований в образовательной сфере.

Литература:

  1. Басов Н. Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие для академического бакалавриата. —: Юрайт, 2017. — 317 с.
  2. Профессию социального работника считают престижной только 15 % россиян // SuperJob. URL: https://www.superjob.ru/community/life/46285/ (дата обращения: 11.02.2018).
  3. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. —: КноРус, 2016. — 298 с.
  4. Студенова Е. Социальная работа: от идеи до практики. —: Дашков и К, 2016. — 976 с.
  5. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы. —: Юрайт, 2016. — 349 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, социальный работник, заработная плата, деятельность, общество, профессия, Российская Федерация.

Похожие статьи

Проблемы социальной адаптации молодежи

В данной статье рассматриваются основные проблемы социальной адаптации молодежи, меры, принимаемые для их разрешения, риски, характерные для современного российского общества, а также предлагаются новые способы преодоления трудностей при социализации...

Роль социального статуса педагога в управлении образованием

В статье поднимается вопрос необходимости повышения социального статуса педагога, приводятся статистические данные различных исследований, подтверждающих актуальность проблемы, приводятся данные по изучению положительного опыта КНР по данному вопросу...

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

К вопросу об актуальности выбора профессии педагога: нехватка молодых специалистов в сельской местности в сфере образования

В данной статье автор поднимает вопросы, связанные с актуальностью выбора профессии педагога, а также перечисляет причины, в результате которых, возникает нехватка молодых специалистов, как в сельской местности, так и в целом. Рассматриваются федерал...

Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры

В статье автор рассматривает круг вопросов в области спорта, подлежащих философскому исследованию, определить место философии спорта в системе научных знаний, а также привлечь внимание философской и физкультурно-спортивной общественности к совместной...

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Похожие статьи

Проблемы социальной адаптации молодежи

В данной статье рассматриваются основные проблемы социальной адаптации молодежи, меры, принимаемые для их разрешения, риски, характерные для современного российского общества, а также предлагаются новые способы преодоления трудностей при социализации...

Роль социального статуса педагога в управлении образованием

В статье поднимается вопрос необходимости повышения социального статуса педагога, приводятся статистические данные различных исследований, подтверждающих актуальность проблемы, приводятся данные по изучению положительного опыта КНР по данному вопросу...

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

К вопросу об актуальности выбора профессии педагога: нехватка молодых специалистов в сельской местности в сфере образования

В данной статье автор поднимает вопросы, связанные с актуальностью выбора профессии педагога, а также перечисляет причины, в результате которых, возникает нехватка молодых специалистов, как в сельской местности, так и в целом. Рассматриваются федерал...

Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры

В статье автор рассматривает круг вопросов в области спорта, подлежащих философскому исследованию, определить место философии спорта в системе научных знаний, а также привлечь внимание философской и физкультурно-спортивной общественности к совместной...

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...